Бухгалтерский учет с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемос

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО УЧЕТНОЙ РАБОТЫ 5
1.1. Организация и содержание денежного оборота и безналичных расчетов в деятельности предприятия 5
1.2. Формы безналичных расчетов 8
1.3. Задачи учета и анализа в расчетных отношениях с поставщиками и покупателями 14
1.4. Нормативно-правовая база расчетных отношений с поставщиками и покупателями 17
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ В ООО «АЙРИС» 20
2.1. Краткая характеристика ООО «Айрис» 20
2.2. Документальное оформление поступления товаров, материалов 24
2.3. Аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями 31
2.4. Синтетический учет расчетов с поставщиками и покупателями 40
2.5. Пути улучшения учета расчетов с поставщиками и покупателями 46
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ В ООО «АЙРИС» 48
3.1. Анализ расчетов с поставщиками (подрядчиками) 48
3.2. Анализ расчетов с покупателями (заказчиками) 54
3.3. Резервы улучшения платежеспособности в ООО «Айрис» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа содержит 1 файл

ДипломБухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

    В Положении Центрального банка РФ изложены требования к оформлению расчетных документов на бумажных носителях информации. Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:

    • наименование расчетного документа  и код формы по ОКУД ОК 011-93;

    • номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

    • вид платежа;

    • наименование плательщика, номер его  счета в банке и идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН). ИНН указывается перед наименованием плательщика;

    • наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

    • наименование получателя средств, номер  его счета в банке, идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН);

    • наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

    • назначение платежа;

    • сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

    • очередность платежа;

    • вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории РФ;

    • подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных  случаях).

    Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ [11].

    Первый  экземпляр расчетного документа (кроме  чека) подписывают два уполномоченных лица (или одним лицом, если в организации отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на документе ставится оттиск печати.

    Расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

    Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов.

    Платежными  поручениями могут производиться  перечисления денежных средств:

    а) за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги;

    б) в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

    в) в целях возврата / размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процента по ним;

    г) по распоряжению физических лиц или  в пользу физических лиц;

    д) в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

    В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счет плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством [21].

    Порядок расчета платежными поручениями  показан в Приложении 1.

    Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

    Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений [11].

    Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом.

    Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

    Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее пяти рабочих дней).

    Плательщик  вправе отказаться полностью или  частично от акцепта платежного требования по основаниям, предусмотренным в договоре.

    Плательщик  имеет право отказаться от акцепта  счета в полной сумме в случае нарушения условий заключенного договора (отгрузки поставщиком продукции незаказанной, недоброкачественной, нестандартной и др). Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифметических ошибок в требовании или товарно-транспортном документе, поступлении части незаказанной, недоброкачественной, нестандартной продукции и др.

    Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы, которое составляется в трех экземплярах.

    При полном отказе от акцепта платежное  требование в тот же день возвращается банку-эмитенту вместе со вторым экземпляром  заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств.

    Первый  экземпляр заявления вместе с  копией платежного требования остается в банке плательщика, а третий экземпляр заявления возвращается плательщику.

    При частичном отказе от акцепта платежное  требование оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования остаются в банке плательщика, второй экземпляр заявления направляется в банк эмитента, а третий экземпляр возвращается плательщику.

    Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик.

    При неполучении в установленный  срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока оплаты оплачиваются со счетов плательщика, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счете оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством [14].

    Схема документооборота при расчете платежными требованиями с использованием предварительного акцепта приведена в Приложении 2.

    Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми  в безакцептном порядке, производятся, как правило, на основании соответствующих законов. В этом случае получатель должен указать в платежном требований номер, дату принятия и название соответствующего закона. Как правило, со счетов плательщика без акцепта оплачивают требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию; пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.

    Расчеты инкассовыми поручениями. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.

    Инкассовые  поручения применяются:

    а) если бесспорный порядок взыскания  установлен соответствующими законами;

    б) для взыскания по исполнительным документам;

    в) в случаях, предусмотренных сторонами  по основному договору.

    Инкассовое  поручение составляется по установленной Положением № 2-П форме. В поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий закон, исполнительный документ иди договор. К поручению должен быть приложен подлинник исполнительного документа или его дубликат.

    При отсутствии и недостаточности денежных средств на счете плательщика инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

    Банки приостанавливают списание денежных средств  в бесспорном порядке в следующих случаях:

    а) по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскивания;

    б) при наличии судебного акта о  приостановлении взыскания;

    в) по иным основаниям, предусмотренным  законодательством [11].

    Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

    Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции [14].

    Аккредитив  — это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

    Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:

    покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

    отзывные  и безотзывные (могут быть подтвержденными).

    При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

    При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками.

    Отзывным  является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств.

    Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств [11].

    Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается  в основном договоре, в котором  отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия и др.).

    Аккредитив  предназначен для расчетов с одним  получателем средств. Условиями  аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица. Форма аккредитива установлена Положением № 2-П.

    Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.

    Схема документооборота при аккредитиве  представлена в Приложении 3.

    Аккредитив  учитывают на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».

    Аккредитив  может быть выставлен за счет собственных  средств и за счет банковского  кредита [14].

    Остаток неиспользованного аккредитива  возвращают организации-покупателю и  зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных  средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.

Информация о работе Бухгалтерский учет с поставщиками и подрядчиками