Бухгалтерский учет с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемос

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО УЧЕТНОЙ РАБОТЫ 5
1.1. Организация и содержание денежного оборота и безналичных расчетов в деятельности предприятия 5
1.2. Формы безналичных расчетов 8
1.3. Задачи учета и анализа в расчетных отношениях с поставщиками и покупателями 14
1.4. Нормативно-правовая база расчетных отношений с поставщиками и покупателями 17
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ В ООО «АЙРИС» 20
2.1. Краткая характеристика ООО «Айрис» 20
2.2. Документальное оформление поступления товаров, материалов 24
2.3. Аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями 31
2.4. Синтетический учет расчетов с поставщиками и покупателями 40
2.5. Пути улучшения учета расчетов с поставщиками и покупателями 46
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ В ООО «АЙРИС» 48
3.1. Анализ расчетов с поставщиками (подрядчиками) 48
3.2. Анализ расчетов с покупателями (заказчиками) 54
3.3. Резервы улучшения платежеспособности в ООО «Айрис» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа содержит 1 файл

ДипломБухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные  связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно  совершающийся кругооборот хозяйственных  средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

       Всё выше сказанное обусловило выбор  темы дипломной работы: «Бухгалтерский учёт и анализ расчётов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками)», построенной по материалам ООО «Айрис».

      Целью данной дипломной работы является разработка и обоснование предложений по совершенствованию учета с учетом основных особенностей и проблем  в организации учета расчетов с поставщиками (подрядчиками) и  покупателями (заказчиками), а также  выявление резервов улучшения платежеспосбности в ООО «Айрис».

       С учётом поставленной цели в дипломной  работе необходимо решить следующие  задачи:

    • раскрыть сущность и формы расчётов с покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками);

      - исследовать порядок документального оформления операций по учёту  расчётов;

    • отразить особенности аналитического учёта расчётов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками);
    • отразить особенности синтетического учёта расчётов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками);
    • изучив организацию бухгалтерского учета расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками), выявить пути улучшения расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками);
    • раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности, а также значение и задачи экономического анализа;

      - проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности;

    • произвести анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;
    • осуществить сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
    • по результатам проведенного анализа определить резервы улучшении платежеспособности предприятия.

       При исследовании постановки учёта на предприятии  использованы данные текущего бухгалтерского учёта и отчётности ООО «Айрис», инструктивные материалы, положения по учёту.

       Объектом  исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Айрис».

       Период  исследования – 2003-2004 годы.

       Источники информации: нормативно-законодательные  акты по учету расчетов на предприятиях, учебно-методическая литература, бухгалтерские регистры и отчетность исследуемого предприятия.

 

1. РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО УЧЕТНОЙ РАБОТЫ

 
    1. Организация и содержание денежного  оборота и безналичных  расчетов в деятельности предприятия
 

    В процессе финансово - хозяйственной деятельности предприятие использует денежные средства для расчётов с поставщиками за приобретаемые основные средства, материалы, с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, для выплаты заработной платы работникам и т.д. Поступление денежных средств на предприятие осуществляется в форме платежей за отгруженную покупателям продукцию, доходов по финансовым операциям и др. Такие денежные расчёты выступают важнейшими факторами обеспечения кругооборота средств предприятия, а их своевременное завершение - необходимым условием непрерывного процесса производства. Они совершаются предприятиями в двух формах: путём безналичных платежей через банковскую систему или наличными деньгами.

    Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден Решением Совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. N 40. Согласно этому документу организации обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Ведение наличных расчетных операций разрешено в пределах лимита, установленного Указанием ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У (наличные расчеты между юридическими лицами по одной сделке не должны превышать сумму 60 тыс. руб.) [26].

    Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции.

    Безналичные расчеты осуществляют по товарным и  нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п.. К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п.

    В зависимости от местонахождения  поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные). Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных пунктах, а одногородними — расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте [14].

    Организации могут открывать в банках расчетные  и текущие счета. Расчетный счет является основным счетом организации, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. Текущие счета открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся: валютные счета; ссудные счета; счета по операциям со средствами целевого назначения; счета, обусловленные особенностями расчетов, и т.п.

    В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса  организации обязаны сообщать в  налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок. Согласно ст. 118 Налогового кодекса нарушение данного срока влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

    Для открытия расчетного счета организация  представляет в банк следующие документы:

    • заявление на открытие счета;

    • документ о законности образования  организации;

    • устав организации (копия, заверенная нотариально);

    • документ о регистрации организации;

    • документы налогового органа о постановке на налоговый учет;

    • карточку с образцами подписи  и оттиском печати (2 экземпляра).

    Все документы хранятся в деле по оформлению счета [21].

    Между банком и организацией заключается  договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, как правило, оговариваются: стоимость открытия расчетного счета; стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию; стоимость наличного обращения; проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах.

    Прием и выдача наличных денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании документов, утвержденных Центральным Банком Российской Федерации. Наиболее распространенными из них являются: объявление на взнос наличными, денежный чек, платежное поручение, аккредитив, чек, платежное требование, инкассовое поручение.

    Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:

   • банк хранит денежные средства организаций  на счетах, зачисляет поступающие  на эти счета суммы, выполняет  распоряжения организаций об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;

   • средства со счетов организаций списываются  по распоряжению владельца счетов;

   • без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом;

   • при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом;

   • при недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств осуществляется в очередности, установленной законодательством;

   • формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором;

   • взаимные претензии по расчетам между  плательщиками и  получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банков;

   • в случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших денежных средств  либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и размере, предусмотренных законом;

   • ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом [14].

    Исправления, помарки и подчистки, а также  использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются [5]. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов.

    Расчетные документы принимаются банками  к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

    Расчетные документы принимаются банками  к исполнению независимо от их суммы.

    При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат [21].

 

    1. Формы безналичных расчетов
 

    Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ:

    а) расчеты платежными поручениями;

    б) расчеты по инкассо;

    в) расчеты по аккредитиву;

    г) расчеты чеками.

    Безналичные расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо регулируются Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П "О  безналичных расчетах в Российской Федерации".

    Формы безналичных расчетов избираются организациями  самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

    Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ — это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение: 1) плательщика — о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя; 2) получателя — о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.

Информация о работе Бухгалтерский учет с поставщиками и подрядчиками