Бухгалтерский учет и аудит расчетов по кредитам и займам

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является – рассмотреть особенности получения, документального оформления, учета и внутреннего аудита кредитов и займов (включая проценты по ним, если начисляются) на предприятии (производство товаров народного потребления) при нестабильных рыночных условиях (кризис неплатежей, создание новых предприятий, банкротства существующих предприятий, недостаток оборотных средств и др.) с учетом особенностей нового плана счетов бухгалтерского учета

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ……....…8
§ 1.1. Сущность, основные принципы и функции кредита……………………..…..8
§ 1.2. Формы и виды кредитов……………………………………………..………..21
§ 1.2.1. Банковский кредит……………………………………………..……………..……21
§ 1.2.2. Коммерческий кредит…………………………………………………………..…26
§ 1.3. Стоимость кредитных ресурсов…………………………………………..…..27
§ 1.4. Сущность персональных займов, виды обеспечения…………………….…29
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ……………..…..37
§ 2.1. Аналитический и синтетический учет кредитов банка на предприятии…………………………………………………………………….……37
§ 2.1.1. Затраты по кредитам и займам………………………………..…………..….39
§ 2.1.2. Учет затрат по кредитам, использованным для приобретения ТМЦ…………………………………………………………………………..…………………42
§ 2.1.3. Учет затрат по кредитам, использованным для приобретения инвестиционных активов……………………………………………………….…………49
§ 2.2. Порядок учета расчетов по предоставленным займам………………..…...48
§ 2.3. Кредитная история ЗАО «Невская Косметика»………………………..…..58
§ 2.3.1. Краткая история развития предприятия……………………………………58
§ 2.3.2. Обращения предприятия за кредитными средствами, порядок оформления сделки……………………………………………………………………...…..61
§ 2.3.3. Учет расчетов предприятия по кредитам…………………………………..70
§ 2.4. Взаимоотношения предприятия и работников по займам………………....71
§ 2.4.1. Учет расчетов по ссудам, предоставленным под поручительство предприятия………………………………………………………………………………….75
ГЛАВА 3. ВНУТРЕННЯЯ АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КРЕДИТНЫХ И ЗАЕМНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….76
§ 3.1. Понятие аудиторской проверки……………………………………………..76
§ 3.2. Программа внутреннего аудита кредитных операций предприятия……...78
§ 3.3. Программа внутреннего аудита операций предприятия по выданным займам………………………………………………………………………………..87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..89
Список использованной литературы………………………………………………91

Работа содержит 1 файл

DIPLOM!!!!!!!.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

 

Не определяется для целей налогообложения материальная выгода по ссудам, выдаваемым физическим лицам - страхователям, заключившим договора добровольного страхования жизни, не превышающим размер произведенного страхового взноса.

 

Не облагаются подоходным налогом заемные средства, полученные физическими лицами на льготных условиях на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

 

С суммы заемных средств, получаемых физическими лицами на льготных условиях на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры в ином порядке, не установленном законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления, производится исчисление подлежащей налогообложению материальной выгоды.

 

§2.3. Кредитная история ЗАО «Невская Косметика».

 

§2.3.1 Краткая история развития предприятия

 

ЗАО «Невская Косметика» является коммерческой организацией, Уставный капитал которой разделен на определенное число акций (120 тысяч), которые распределяются среди заранее определенного круга лиц и удостоверяют обязательственные права акционеров по отношению к обществу. Общество создано на основе добровольного соглашения лиц, объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющих целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. АО было создано лишь несколько лет назад, а вот само предприятие начало функционировать уже 160 лет назад. Поэтому имеет смысл начать с исторического ракурса.

 

  

59.

  В далёком 1839 году Указом Его императорского величества  Николая 1 от 16 февраля  учреждено «Общество для  производства  стеариновых свечей, олеина и мыла ». Тогда  же Общество приобрело  под  Петербургом  завод на 8-й версте по Шлиссельбургскому тракту  на  берегу Невы. Он  был  назван  «Санкт-Петербургский Невский стеариновый завод».

 

Уже в 1843 году на 6-ой Всероссийской мануфактурной выставке завод получил право изображать государственный герб на своей продукции, а это был высший сертификат качества дореволюционной России. Во второй половине 19 века завод представлял собой отлично оснащенное для тех лет производство: на предприятии была установлена паровая машина мощностью 40 лошадиных сил, 3 паровых котла, горячие и холодные гидравлические прессы, машины для плетения фитиля, обрезки свечей; на территории завода было газовое освещение. Предпочтения известных предпринимателей того времени служили гарантией качества продукции: так, знаменитая лавка Шульца на 7-ой линии Васильевского острова продавала продукцию «Санкт-Петербургского Невского стеаринового завода».

Высокий уровень качества выпускаемой продукции был заслуженно отмечен высшей наградой Всероссийской промышленной выставки 1861 года – Гербом империи, затем последовала Малая золотая медаль «За отличное качество стеариновых свечей». Награды «находили своего героя» постоянно: медаль Русского Технического Общества в 1870 году, награды на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве и на Нижегородской ярмарке 1896 года.

 

Новый век ознаменовался новой эпохой в российском мыловарении – на «Невском стеариновом товариществе» был налажен выпуск мыла «Нестор», получившего всенародное признание и ставшего первым успешным «брэндом» компании и отмеченного золотой медалью на Парижской выставке. Количество подделок (фальсификаций) данного сорта мыла говорило само за себя.

 

В начале І мировой войны предприятие было основным поставщиком армии. В 1915 году  по казенному заказу поставлялся  динамитный глицерин, мыло «Нестор», свечи для железных дорог.

 

Военное время вносило свои коррективы в жизнь предприятия и в 1918 году, из-за недостатка сырья завод был законсервирован. Очередное возрождение производства произошло в 1925 году: завод стал частью Ленинградского Государственного Жирового Треста  («Ленжет»). В составе этого треста завод назывался «Невским мыловаренным заводом». На момент входа предприятия в строй в городе уже на полную мощность работали несколько заводов, но возобновленное предприятие опять уверенно заняло лидирующие позиции. В 1937 году на Всемирной выставке

60.

в Париже мыло «Нева» было отмечено специальным дипломом. Высочайшим качеством продукция «Невского мыловаренного завода» отличалась и все годы советской власти, выпуская разнообразное туалетное и хозяйственное мыло. Такие марки мыла, как «Детское», «Земляничное», «Банное», «Бархатистое» стали действительно символом той эпохи и остаются популярными и поныне. С 1950-х предприятие, ставшее «Невским заводом косметических изделий», выпускает косметические кремы и зубные пасты, став законодателем производства последних в России.

 

В 1992 году в жизни предприятия, теперь уже «Невской Косметики», произошли серьезные изменения: изменилась не только форма собственности (из госпредприятия оно преобразовалось в акционерное общество), но и политика в области производства продукции. ЗАО «Невская Косметика» стала крупнейшим производителем отечественной косметической промышленности с ассортиментом продукции более 50 наименований. Стоматологическая продукция компании «Невская Косметика», а именно паста «Новый Жемчуг» вошла в тройку самых качественных продуктов России и стала самой продаваемой зубной пастой России. Сегодня «Невской Косметикой», кроме ставших традиционными и любимыми продуктов, таких как мыло, зубные пасты, питательные кремы, выпускаются гели для душа, жидкое мыло, пены для ванн, шампуни и другие популярные товары повседневного спроса. Продукция фирмы продолжает регулярно завоевывать различные награды. 

 

Вопросам качества продукции по-прежнему уделяется самое первостепенное внимание и получение предприятием различных наград – самое действительное тому подтверждение. Недавно «Невская Косметика приобрела современное оборудование, которое позволяет проводить дополнительную очистку сырья с использованием специального адсорбента (поглотителя), обеспечивающего кардинальное дезодорирование и отбеливание мыла. Это оборудование не имеет аналогов в России. В январе 2000 года компания стала первым предприятием в отрасли, сертифицировавшим свою систему качества на соответствие МС ИСО 9001.

 

В 2000 году компания «Невская Косметика» приобрела завод бытовой химии в Ангарске (АЗБХ) – в планах предприятия превратиться через несколько лет в ведущего российского производителя стирального порошка, выпуская престижный, современный и, естественно, качественный продукт, рецептура которого будет разработана специалистами фирмы. В том же году компания стала победителем всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия».

 

 

61.

§ 2.3.2 Обращения предприятия за кредитными средствами, порядок оформления сделки.

 

Итак, ЗАО «Невская Косметика» стремительно развивается. Конкурентной стратегией предприятия является стратегия лидерства за счет экономии на издержках, которая определяется фактором производительности. Данная стратегия предусматривает, в частности, инвестиции в производство, направленные на совершенствование производственного процесса, акцент на запуск в производство новых косметических товаров, экономию издержек на закупку материальных ресурсов, сбыт и продвижение товаров.

 

Всё это, а также затраты предприятия, связанные с приобретением и дальнейшим развитием АЗБХ, требует привлечения дополнительных денежных средств.

 

Постоянное наращивание темпов производства влечет за собой увеличение объема выпуска готовой продукции, а, следовательно, и необходимость ее дальнейшей реализации с целью получения прибыли. Но увеличение объемов производства требует также новых денежных вложений. Таким образом, постоянные колебания объемов реализации готовой продукции в 2001 году от 167,942 млн. руб. в январе до 212,132 млн. руб. в мае (а именно тогда он достиг наибольшей величины) регулируется привлечением заемных средств (овердрафты), что наглядно показано в диаграмме (Приложение № 1).

              Большие поступления денежных средств на расчетный счет предприятия от реализации готовой продукции позволяют практически ежедневно погашать овердрафты.

 

Из структуры общего бюджета ЗАО «Невская Косметика» и АЗБХ в 2001 году (Приложение № 2) следует, что помимо текущих расходов  имели место также инвестиционные расходы, связанные с строительством и введением в эксплуатацию объектов основных средств и приобретением оборудования (развитие производства). При сопоставлении расходов и доходов от различных видов деятельности в 2001 году образовалось отрицательное сальдо –65 млн. руб., которое перекрывается за счет привлечения различных видов кредитов и займов.

 

На 2001 год был разработан прогноз банковского кредитования (Приложение № 3). И исходя из потребностей  ЗАО «Невская Косметика» в заемных средствах, в 2001 году было заключено 12 кредитных договоров различных форм (в том числе кредитные линии и овердрафты).

 

Рассмотрим порядок оформления документов, необходимых для получения кредита в банке.

 

62.

Для получения кредита в банке в первую очередь предприятию необ­ходимо оформить заявку на получение кредита. Форма за­явки устанавливается каждым коммерческим банком самостоятельно, но все они имеют сходное содержание.

 

Заявка на получение кредита состоит из нескольких разделов, содер­жащих информацию о предприятии, его финансовом положении, об ис­прашиваемом кредите и из заключения работника кредитного отдела ком­мерческого банка (кредитного офицера). Также к заявке прилагаются не­сколько отчетов и планов, уточняющих и расширяющих информацию из самой заявки.

 

В разделе «Общая информация о предприятии» заявки указывается форма собственности предприятия, сфера деятельности и характеристика продукции и рынка продукции, основные акционеры и учредители, кон­тактная информация.

 

В разделе «Финансовая информация о предприятии» указывается размер уставного капитала, наличие в обороте заемных средств, их струк­тура и сроки возврата, список выданных гарантий и поручительств, сумма кредиторской и дебиторской задолженностей. Расшифровка данных за­долженностей в специальной форме, предложенной банком,  прилагается к заявке.

 

В разделе «Информация по запрашиваемому кредиту» указывается сумма запрашиваемого кредита, подробное описание целей кредита, кото­рое расшифровывается в бизнес-плане или технико-экономическом обос­новании, которое прилагается к заявке; также в данном разделе указыва­ются предполагаемые формы обеспечения кредита и прочие условия, ка­сающиеся предоставления кредита.

 

К заявке, кроме вышеперечисленных документов прилагаются копии учредительных документов, баланс на отчетную дату, отчет о финансовых результатах, копии договоров, справок и других документов, подтвер­ждающих предоставленные расчетные данные, а также документы, под­тверждающие право владения закладываемым имуществом.

 

Если предприятие желает получить кредит в СКВ, необходимо также предоставить документы,  аргументирующие необходимость такого кредита (контракт на выполнение работ или закупку товаров, оборудования, заключенный с иностранной фирмой).

 

В заключении сотрудником банка описывается кредитная история предприятия, его деловая репутация, анализ финансового состояния,

63.

ха­рактеристика достоверности расчетов и возможности выполнения заплани­рованных показателей, перечень основных рисков, делаются выводы о це­лесообразности выдачи кредита и предлагаются условия кредитования.

 

В зависимости от величины кредита решение о его выдаче принима­ется либо руководством кредитного отдела, либо кредитным комитетом. Решение о выдаче особо крупных кредитов принимается Советом банка либо Общим собранием акционеров.

 

После одобрения заявки на кредит и принятия коммерческим банком решения о его выдаче, оформляется и подписывается обеими сторонами кредитный договор. В дальнейшем кредитные взаимоотношения предпри­ятия с банковской организацией строятся на основе заключенного кредит­ного договора.

 

Кредитный договор  оформляется в двух равноценных экземплярах – по одному для каждой из сторон и является основным документом при решении всех спорных вопросов между банком и предприятием.

 

Рассмотрим пример кредитного договора, заключенного между ЗАО «Невская Косметика» и ОАО «Международный банк Санкт-Петербурга» (далее по тексту ОАО МБСП).

 

Кредитный договор № 425-01 заключён 30 января 2001 года в г. Санкт-Петербурге (Приложение № 4).

 

Предметом договора является кредит в  виде кредитной линии и в пределах лимита максимальной задолженности в размере 30,0 млн. рублей для расчетов с поставщиками. Дата погашения кредитной линии 29 января 2002 года. В соответствии с условиями договора сумма ссудной задолженности на каждый день не должна превышать Лимита (ст. 1 договора).

 

Кредит предоставлен предприятию под 22% годовых. Причем условиями договора предусмотрено изменение процентной ставки Кредитором в связи с изменением конъюнктуры денежного рынка (изменение ставок других банков, условий налогообложения и др.).

 

Сумма процентов рассчитывается на базе фактического числа истекших дней периода пользования кредитом, деленного на фактическое число дней в текущем году, исходя из фактической задолженности Заемщика. Расчет процентов присылается в конце месяца банком (Приложение № 5).

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит расчетов по кредитам и займам