Бухгалтерский учет и аудит расчетных операций (на примере ООО ТПК «Заволжье»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Основные задачи дипломной работы следующие:
1.Рассмотреть сущность расчетных операций, задачи их учета и аудита.
2.Изучить организацию бухгалтерского учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками и с поставщиками и подрядчиками.
3.Рассмотреть организацию бухгалтерского учета и контроля расчетов с разными дебиторами и кредиторами и по прочим операциям.
4. Рассмотреть организацию бухгалтерского учета и контроля расчетов по внебюджетным платежам.
5.Провести внутренний аудит расчетных операций по данным исследуемого предприятия.
7.Выявить недостатки и разработать пути улучшения состояния расчетных операций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА И АУДИТА
1.1. Понятие расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности, сроки расчетов и исковой давности
1.2. Задачи учета и аудита расчетных операций
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
2.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
2.4. Учёт расчётов по внебюджетными платежам
ГЛАВА 3. АУДИТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1 Методология аудита расчетных операций
3.2 Программа и план аудиторской проверки расчетных операций
3.3 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.4 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
3.5 Аудит расчетов с разными дебиторами и кредиторами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

по дип.docx

— 142.72 Кб (Скачать)

     Заключая  любую сделку, организация, должна быть уверена в том, что другая сторона выполнит свои обязательства надлежащим способом. С этой целью она вправе требовать с контрагента определенных гарантий, обеспечивающих защиту ее финансовых интересов.

     Согласно  п.1 ст. 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение договорных обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. [ 1, с.4]

 

      ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 

     2.1. Учет расчетов  с поставщиками и подрядчиками 

     Поставщики  и подрядчики - это организации, поставляющие материальные ценности (сырье, материалы, топливо, запасные части и т.д.), а  также выполняющие работы (строительные и ремонтные работы и др.) и  оказывающие услуги (подача тепла, воды, газа, электроэнергии и др.), необходимые  для осуществления производственной деятельности организации [6, с.2].

     Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в ООО ТПК «Заволжье» используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», к которому, согласно рабочего план счетов открыты следующие субсчета:

     60/1 – Расчеты с поставщиками (в рублях);

     60/2 –Расчеты по авансам выданным (в рублях);

     60/3 – Векселя выданные;

     60/6 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в условных единицах);

     60/7 - Расчеты по авансам выданным (в условных единицах);

     60/11 -Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте);

     60/22 - Расчеты по авансам выданным (в валюте).

     На  этом счете ведется, как правило, учет расчетов по уже принятым к  учету материальным ценностям, выполненным  работам и оказанным услугам. Все операции, связанные с расчетами  за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени  их оплаты.

     ООО ТПК «Заволжье» самостоятельно выбирает форму расчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) и предусматривает их в договорах, заключаемых с поставщиками и подрядчиками.

     Как правило, ООО ТПК «Заволжье» производит оплату счетов поставщиков и подрядчиков платежными поручениями (Приложение 4).

       Первичными документами, подтверждающими  произведенные расчеты с поставщиками  и подрядчиками, являются счета, счета-фактуры (Приложение 5), накладные, акты приемки работ (услуг), платежные поручения и др [23, с. 146].

     Счета-фактуры, поступающие от поставщиков и  подрядчиков, должны регистрироваться в книге покупок в хронологическом  порядке по мере оплаты и оприходования  поступивших ценностей (работ, услуг) [42, с 209].

     Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  кредитуется на стоимость принимаемых  к бухгалтерскому учету материальных ценностей (работ, услуг) в корреспонденции  со счетами учета этих ценностей (счета 08, 10, 15, 41 и др.) или счетов учета  соответствующих затрат (счета 20, 23, 25,26, 44, 97 и др.).

     За  услуги по доставке материальных ценностей  на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  производятся в корреспонденции  со счетами учета товаров (счета 41, 44 и др.)

     Независимо  от оценки материальных ценностей в  аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  в синтетическом учете кредитуется  согласно расчетным документам поставщика.

     При принятии ценностей (работ, услуг) к  бухгалтерскому учету сумма НДС, указанная в расчетных документах поставщика, не включается в стоимость  их приобретения и отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям» в корреспонденции  с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Погашение кредиторской задолженности перед  поставщиками и подрядчиками отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции  с кредитом счетов учета денежных средств [32,с. 127].

     Бухгалтер ООО ТПК «Заволжье» операции по приобретению и оплате ценностей (работ, услуг) отражает следующими проводками (см. таблицу 1). 

     Таблица 1. – Корреспонденция бухгалтерских  счетов по поступлению в ООО ТПК «Заволжье» за 5 марта 2007 г. от поставщиков ООО «Авторай».

п/п

Содержание  хозяйственных операций Корреспонденция бухгалтерских счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит 
1 2 3 4 5
1 Отражена задолженность ООО ТПК «Заволжье» по приобретенному заднему мосту для автомобиля ЗИЛ- 130. 41 60 15000
2 Отражена сумма  НДС со стоимости приобретенного заднего моста. 19 60 2700
3 Произведена оплата поставщикам за приобретенный задний мост включая НДС). 60 51 17700
4. Зачтен НДС 68 19 2 700
 

     В случаях если счет поставщика был  акцептован и оплачен до поступления  груза, а при приемке поступивших  материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных  в договоре величин, а также, если при проверке счета поставщика или  подрядчика были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а  также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»).

     За  неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  кредитуется на стоимость поступивших  ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в  договорах.

     Операция  по прекращению обязательств при  зачете взаимных требований отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» [33, с. 218].

     Курсовые  разницы, возникающие при приобретении ценностей (работ, услуг), учитываются  на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции  со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Указанные курсовые разницы относятся  к внереализационным доходам  или расходам и учитываются при  налогообложении прибыли.

     В случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной  сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах) величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц.

     Под суммовой разницей понимается разница  между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в  иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу  на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рубленой оценкой  этой кредиторской задолженности, исчисленной  по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода  в бухгалтерском учете.

     Правила отражения в бухгалтерском учете  суммовых разниц, возникающих в случаях, когда в соответствии с условиями  договоров ценности, работы, услуги оплачиваются в рублях в сумме, эквивалентной  сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), установлены в  ПБУ 10/99 [29].

     В соответствии с ПБУ 10/99 возникающие  в таких случаях суммовые разницы  теперь признаются расходами по обычным  видам деятельности и должны учитываться  в составе величины оплаты.

     На  порядок отражения в бухгалтерском  учете суммовых разниц, в отличие  от курсовых разниц, не распространяется порядок пересчета активов и  обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте, установленный ПБУ 3/2001 [30, с 256].

     Курсовые  разницы, возникающие при приобретении ценностей (работ, услуг), учитываются  на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции  со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Указанные курсовые разницы относятся  к внереализационным доходам  или расходам и учитываются при  налогообложении прибыли.

     Операция  по прекращению обязательств при  зачете взаимных требований отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами».

     Учет  авансов выданных. Сейчас у поставщиков  практически нет никаких гарантий, что продукция будет оплачена вовремя. Поэтому все чаще договоры на поставку продукции (работ, услуг) заключаются  на условиях предоплаты. В этом случае в счет предстоящей поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг) вы должны перечислить аванс  поставщику или подрядчику.

     Учет  авансов, выданных под поставку материальных ценностей (работ, услуг), осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно, на отдельном субсчете (например, на субсчете «Расчеты по авансам выданным»).

     Суммы выданных авансов отражаются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» (субсчет «Расчеты по авансам выданным») в корреспонденции  с кредитом счетов по учету денежных средств. Эти суммы числятся на данном субсчете до тех пор, пока они не будут зачтены поставщиком в  погашение долга за полученные материальные ценности (выполненные работы, оказанные  услуги).

     Суммы выданных авансов, зачтенные поставщиком, отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет «Расчеты по авансам выданным») в корреспонденции с дебетом  счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (например, субсчет «Расчеты с поставщиками»)[4, с. 11].

     Суммы по претензиям, выявленным при приемке  предварительно оплаченных материальных ценностей (работ, услуг), отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет «Расчеты по авансам выданным») в корреспонденции  с дебетом счета 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»).

     Возврат поставщиком неиспользованных сумм аванса отражается в учете по дебету счетов учета денежных средств и  кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет «Расчеты по авансам выданным»).

     Невостребованные  авансы, ранее выданные поставщикам, считаются убытком организации  и списываются с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет «Расчеты по авансам выданным») в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» [11, с. 17-22].

     Учет  расчетов с использованием векселей. Векселя, выданные под поставку материальных ценностей (работ, услуг) учитываются  по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно, на отдельном субсчете (например, на субсчете «Векселя выданные»).

     Выдача  организацией векселя отражается по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет «Векселя выданные») в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей  или затрат на производство.

     Суммы задолженности поставщикам и  подрядчикам, обеспеченные выданными  организацией векселями, не списываются  со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и числятся на субсчете «Векселя выданные» до момента  погашения задолженности.

     Погашение задолженности по выданным векселям отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет «Векселя выданные») и кредиту счетов учета денежных средств.

     На  практике случается, что поставщик  является одновременно и покупателем товаров (работ, услуг) ООО ТПК «Заволжье».

     В этом случае можно произвести взаимозачет  задолженностей. Понятие взаимозачетной операции определено в статье 410 ГК РФ. В ней сказано, что взаимозачетная операция - это способ полного или  частичного погашения обязательства  путем зачета встречного однородного  требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен  моментом востребования [7, с. 5].

     В бухгалтерском учете взаимозачет  отражается записью:

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит расчетных операций (на примере ООО ТПК «Заволжье»)