Бухгалтерский учет и аудит расчетных операций (на примере ООО ТПК «Заволжье»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Основные задачи дипломной работы следующие:
1.Рассмотреть сущность расчетных операций, задачи их учета и аудита.
2.Изучить организацию бухгалтерского учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками и с поставщиками и подрядчиками.
3.Рассмотреть организацию бухгалтерского учета и контроля расчетов с разными дебиторами и кредиторами и по прочим операциям.
4. Рассмотреть организацию бухгалтерского учета и контроля расчетов по внебюджетным платежам.
5.Провести внутренний аудит расчетных операций по данным исследуемого предприятия.
7.Выявить недостатки и разработать пути улучшения состояния расчетных операций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА И АУДИТА
1.1. Понятие расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности, сроки расчетов и исковой давности
1.2. Задачи учета и аудита расчетных операций
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
2.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
2.4. Учёт расчётов по внебюджетными платежам
ГЛАВА 3. АУДИТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1 Методология аудита расчетных операций
3.2 Программа и план аудиторской проверки расчетных операций
3.3 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.4 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
3.5 Аудит расчетов с разными дебиторами и кредиторами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

по дип.docx

— 142.72 Кб (Скачать)

     6) Проверка полноты и правильности  учета расчетов по договору  простого товарищества (совместная  деятельность):

  • наличие и правильность договора простого товарищества;
  • правомерность ведения учета по договору простого товарищества и документальная обоснованность операций по этому договору;
  • правильность ведения раздельного учета имущества и налогообложения хозяйственной деятельности в рамках договора простого товарищества;
  • распределение прибыли между участниками договора.
  1. Обобщение результатов аудита текущих обязательств и расчетов:
  • оценка влияния состояния расчетов на платежеспособность организации;
  • оценка значимости выявленных ошибок и их влияние на достоверность отчетности.

     Но  перед проведением аудиторской  проверки, согласно принятого нормативного законодательства, необходимо составить программу и план аудита. 

     3.2 Программа и план аудиторской проверки расчетных операций 

     Проведем внутреннюю аудиторскую проверку расчетных операций в ООО ТПК «Заволжье».

     Предварительно  составим тестовые вопросы для проведения оценки системы внутреннего контроля при планировании аудита расчетных операций (таблица 5). 

     Таблица 5.- Тестовые вопросы для проведения оценки системы внутреннего контроля при планировании аудита расчетных операций в ООО ТПК «Заволжье».

№ п\п
Разделы тестирования
Ответ
1 2 3

Общие организационные  аспекты

1 Утвержденными внутренними нормами установлена  схема проведения и отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции с указанием участвующих подразделений, связей и подчиненности между ними нет
2 Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг), правильно ли они оформлены да
3 Установлены ли дата и причина возникновения  дебиторской и кредиторской задолженности да
4 На предприятии  разработаны и утверждены схемы  организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности да
5 Правильность  ведения аналитического и синтетического учета по счетам расчетов, а также  правильность составления бухгалтерских  проводок по этим счетам да
6 Разработан  и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки  и контроля документов, взаимосвязи  между подразделениями и конкретными  ответственными исполнителями нет
7 Имеется ли задолженность  с истекшим сроком исковой давности, правильно ли она списывалась, принимались  ли меры к ее взысканию нет
8 Проводилась ли инвентаризация расчетов. Необходимо проанализировать ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов да
1 2 3
9 Программное обеспечение, используемое для ведения бухгалтерского учета, соответствует установленным требованиям. Система правильно запрограммирована, защищена от несанкционированного доступа посредством кодов и паролей. Система является лицензионной и вовремя обновляется. Периодически выполняется резервное копирование базы данных. да

Распределение функций  и ответственности

10 Разработаны и  утверждены должностные инструкции для сотрудников отдела реализации, бухгалтерии и службы внутреннего контроля

 

да
11 Установлен  круг лиц, уполномоченных к заключению сделок, операции по приобретению и реализации продукции да
12 Перечень должностных  обязанностей и ответственности  доведен до сведения каждого исполнителя Да

Внутрифирменный контроль

13 Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете  операций по приобретению продукции, совершенных  в предыдущем периоде, и наличия  первичных документов Да
 14 Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете  операций по реализации продукции, совершенных  в предыдущем периоде, и наличия первичных документов Да
15 Процедуры внутреннего  контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете операций по реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками осуществляются по направлениям Да
15.1 Контроль полноты  отражения операций в учете и  
соблюдение графика документооборота
Да
15.2 Контроль соблюдения установленного порядка  
санкционирования проведения операций и отражения их в учете
Нет
15.3 Контроль правильности составления бухгалтерских проводок и своевременности отражения  операций на счетах бухгалтерского учета Да
15.4 Арифметическая  проверка правильности бухгалтерских  записей, в том числе правильность переноса из предыдущего периода  входящих остатков и выведения исходящих остатков Да
15.5 Контроль юридической  грамотности при заключении договоров  с покупателями и заказчиками Да
15.6 Контроль правильности оформления первичных документов Да
16 Функционирует ли служба внутреннего контроля организации: круг полномочий, предоставленных сотрудникам  службы внутреннего контроля, и периодичность  проводимых проверок поволяют эффективно осуществлять контрольную функцию  за проведением и отражением в  учете операций по приобретению и  реализации продукции нет
17 Результаты  проверок тщательно документируются Да
18 По итогам устранения недостатков составляются соответствующие  акты и представляются руководству Да

Кадровая политика

19 Система приема на работу обеспечивает необходимую  квалификацию и честность персонала

 

да
20 Квалификационные  характеристики сотрудников службы внутреннего контроля соответствуют необходимым требованиям да
21 Сотрудники  периодически проходят повышение квалификации 
с учетом специфики занимаемой должности
да
22 Определен ли круг лиц кому предоставлено право  доступа к документам нет
23 Как обеспечивается их сохранность документов и соответствует  ли она стандартам да
 

     При составлении программы руководству предприятия мы предоставили следующие возможные вопросы оценки состояния первичного учета расчетных операций в ООО ТПК «Заволжье»:

     1. Всегда ли в организации первичный  документ составляется в момент  совершения хозяйственной операции  или сразу по ее окончании;

     2. Всегда ли в организации используются  унифицированные формы документов;

     3. Существует ли в организации действующий (работающий) график документооборота;

     4. Существует ли в организации  архивная служба или лицо, ответственное  за ведение архива;

     5. Прописаны ли в графиках документооборота  ответственные лица и сроки  сдачи документов;

     6. Определены ли в приказе по  документообороту или ином внутреннем  распорядительном документе сроки  хранения первичной учетной документации;

     7. Составляются ли на документы  с истекшим сроком хранения  или не подлежащим хранению  акты о выделении документов  к уничтожению;

     8. Оформлены ли дела с первичной  документацией должным образом  (касается тех документов, которые  в соответствии с законодательством  должны быть переплетены и  подобраны в хронологическом  порядке, например кассовые, банковские  документы, авансовые отчеты);

     9. Какова периодичность проведения  проверок соблюдения кассовой  дисциплины кредитными учреждениями  или органами ИМНС. Когда в  последний раз проводилась такая  проверка;

     10. Существует ли практика визирования  договоров и иных юридических  документов главным бухгалтером  или иным ответственным работником  бухгалтерии;

     11. Присутствует ли в должностных  инструкциях работников, занятых  оформлением первичных учетных  документов, запись об ответственности  за несоблюдение правил оформления  документации;

     12. Своевременно ли главный бухгалтер  или иное ответственное лицо  подписывает первичные документы,  требующие их визы;

     13. Определены ли в графиках документооборота  или иной распорядительной документации  лица, ответственные за оформление  того или иного первичного  документа на конкретном участке  совершения хозяйственной операции;

     14. Существует ли практика заключения договоров мат. ответственности на участках учета кассовых операций и на участках учета ТМЦ;

     15. Каков примерный процент автоматизации  при создании первичных учетных  документов;

     16. Каким образом, созданные первичные документы попадают в бухгалтерию для дальнейшей обработки.

     Аудиторская проверка учета текущих обязательств и расчетов планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

     На  основании данных таблицы 6 мы составили программу проведения аудита расчетных операций в ООО ТПК «Заволжье». 

     Таблица 6 - Общий план аудиторской проверки учета текущих обязательств и расчетов ООО ТПК «Заволжье» за 2006 г.

     Проверяемая организация ООО ТПК «Заволжье»

     Период  аудита С 15.01.2007 по30 .01.2007 г.

     Планируемый аудиторский риск 7%

     Планируемый уровень существенности 53129 руб

  №

п/п

Планируемые виды работ Начало

работы

Конец

работы

1 2 3 4
1 Проверка порядка  ведения учета и документального  оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками 15.01.07 г. 19.01.07 г.
2 Проверка порядка  ведения учета и документального  оформления расчетов с покупателями и заказчиками 20.01.07 г. 25.01.07 г.
3 Проверка порядка  ведения учета и документального  оформления расчетов с разными дебиторами и кредиторами 26.01.07 г. 30.01.07 г.

 

      Составляя общий план и программу  аудита предприятия ООО ТПК «Заволжье» мы также учитывали степень автоматизации обработки учетной информации, что позволило точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

     Результаты  проводимых процедур при подготовке общего плана и программы аудитор  детально документировал, так как  эти результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течении всего процесса аудита.

     Результаты  проводимых процедур при подготовке общего плана и программы мы детально документировали, так как эти результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течении всего процесса аудита.

     В процессе аудиторской проверки было указано на отдельные нарушения  методологии бухгалтерского учета  расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО ТПК «Заволжье» которые мы рассмотрим дальше. 

     3.3. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 

     Основная  цель проверки аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками - установить правильность ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги.

     В ходе проведения внутреннего аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО ТПК «Заволжье» мы должны проверить:

     1) проверить правильность оформления  первичных документов по приобретению  товарно-материальных ценностей  и получению услуг с целью  подтверждения обоснованности возникновения  кредиторской задолженности;

     2) подтвердить своевременность погашения  и правильность отражения на  счетах бухгалтерского учета  кредиторской задолженности;

     3) оценить правильность оформления  и отражения в учете предъявленных претензий.

     Источниками информации являются: Положение об учетной политике; договоры на поставку товарно-материальных ценностей; договоры на оказание услуг; договоры на выполнение работ; накладные; журнал регистрации  счетов-фактур поставщиков; журнал регистрации  доверенностей на получение ТМЦ; счета-фактуры поставщиков; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга покупок; учетные регистры по счету 60; Главная книга; бухгалтерская отчетность.

     Для того, чтобы наметить направления  проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное  представление о состоянии расчетов на предприятии и исследовать  имеющиеся факторы риска. Поэтому  он должен установить наличие на предприятии  необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние  аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Тесты  позволяют установить насколько  контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет - выполняет поставленные перед ним  задачи. Они позволяют аудитору более  подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному  разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность.

     При проверке расчетов с поставщиками и  подрядчиками используются такие приемы для сбора аудиторских доказательств  как экономико-правовая экспертиза договоров на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ, проведение инвентаризации финансовых обязательств, проверка документов, полученных экономическим субъектом  от третьих лиц, приемы фактического и документального контроля, аналитические  процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.

     Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и  подрядчиками предусматривает изучение договоров поставки продукции и  других хозяйственных договоров  на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Помимо соблюдения формы договора проверяется полнота  и своевременность исполнения сторонами  обязательств вне зависимости от срока договора. Аудитор должен установить: наличие договоров поставки по проведенным  сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину  образования просроченной задолженности.

     Аудитор, как правило, выборочно проверяет  расчетные операции с поставщиками по данным учетных регистров по счету 60 и расчетно-платежные документы. В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняется дата проведения и характер операции, правильность применения цен, наценок по поступившим  ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит расчетных операций (на примере ООО ТПК «Заволжье»)