Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:07, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности расчетов с персоналом по оплате труда и разработка рекомендаций по совершенствованию расчетов с персоналом по оплате труда на примере 405 Станции технического обслуживания.
Задачи данной работы следующие:
- изучить мнение ученых-экономистов по теме исследования, ознакомиться с международным опытом;
- изучить структуру и виды деятельности предприятия;
- исследовать организацию бухгалтерского учета и контроля на предприятии;
- изучить цели, задачи, источники информации проверки расчетов с персоналом по оплате труда;
- рассмотреть планирование аудиторской проверки расчетов с персоналов по оплате труда;
- провести аудиторскую проверку расчетов с персоналом по оплате труда;
- оценить результаты проверки расчетов с персоналом по оплате труда и предложить рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Введение
4
1. Обзор литературы
6
2. Экономическая характеристика 405 Станции технического обслуживания
25
2.1 Организационная структура и виды деятельности 405 Станции технического обслуживания
25
2.2 Организация бухгалтерского учета и контроля в учреждении
26
2.3 Анализ основных экономических показателей 405 Станции технического обслуживания
31
3. Организация аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда на 405 Станции технического обслуживания
39
3.1 Цели, задачи и источники проверки расчетов с персоналом по оплате труда
39
3.2 Планирование аудиторской деятельности расчетов с персоналом по оплате труда
41
3.3 Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда на 405 Станции технического обслуживания
47
3.4 Оформление результатов аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда
66
4. Классификация ошибок и меры их профилактики
70
Выводы и предложения
73
Библиографический список
77
Приложения
80
Целью аудита расчетов с персоналом – проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с персоналом [10, с. 354-361].
Исследователь Данилевский Ю. А., совместно с Шапигузовым С. М., Ремизовым Н. А., Старовойтовой Е. В. [13] считают, что цель аудита – проверка соблюдения хозяйственной системой правил и процедур, предписанных вышестоящим руководством.
Экономисты Налетова И. А., Слободчикова Т. Е. считают, что основная цель аудита – установление достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и соответствия, совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ [23].
Экономисты Мерзликина Е. М., Никольская Ю. П. [21] считают, что целью аудита является высказанные профессиональные суждения относительно состояния выбранного объекта наблюдения.
Доктор экономических наук, профессор С. М. Бычкова [12], совместно с научным сотрудником Санкт – Петербургского государственного аграрного университета Т. Ю. Фоминой считают, что целью аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета нормативным документам с тем, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.
Профессор Мельник М. В., экономисты Пантелеева А. С. и Звездина А. Л. считают [20], что финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
Методы финансового контроля – это ревизия, проверка, обследование, анализ. Все методы относятся к государственному финансовому контролю. Программа ревизии разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.
В разделе «Цель ревизии» формируются главные задачи ревизии.
В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации.
В разделе «Средства и условия, необходимые для проведения ревизии» содержится перечень оргтехники, средства связи и доставки, условия проживания, время работы и др.
В раздел «Сроки и место исполнения» указываются, время начала и окончание ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.
В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.
В разделе «Формы документального оформления ревизии» приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии [20].
Во многих изданиях подробно описывается история аудита.
Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. К середине 19 века в России имелось много существенных недостатков в организации учета и контроля. Понимая это, в 1856 г. Видный чиновник В. А. Татаринов был командирован за границу для изучения опыта постановки учета. Однако опыт западных стран для России не всегда был понятен, и приемлем, так как в них суть аудиторов, или, как их правильно называли, присяжных бухгалтеров, состояла в том, что они по просьбе клиентов и за плату должны были проверять объективность представляемой им отчетности различных фирм.
В 1894 г. В Санкт-Петербурге русские бухгалтера праздновали 400-летие выхода первого печатного труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли. Русский бухгалтер П. Д. Гопфенгаузер предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров.
Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 году, но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Закон, регламентирующий деятельности аудиторский фирм, появился 7 августа 2001 года [14].
Развития и становления аудита в России прошло несколько этапов.
Первый этап (1987-1993) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций.
Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - август 2001 г.) – период становления российского аудита, в ходе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности.
Третий этап начался после принятия 7 августа 2007 года Федерального закона № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Принятие Федерального закона закрепило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему [24].
Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в 19 веке в акционерных обществах Европы. Можно отметить, что бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине 19 века, где в 1862 году вышел закон об обязательном аудите, во Франции – в 1867 году, в США – в 1937 г. Стандартизация аудита в США началась в 1939 году, когда был утвержден Комитет по аудиторским процедурам и он издал Положения об аудиторской процедуре. До 1972 года вышло 54 положения [5, с. 17].
В 1880 году был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии и Уэльсе. В Германии первая попытка введения аудита была предпринята в 1870 году, когда дополнение к закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку основных отчетных форм – баланса и отчета о распределении прибыл – и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров. В 1932 году в Германии был создан институт аудиторов.
Во Франции имеются две основные организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в стране: Палата экспертов-бухгалтеров и Национальная компания комиссаров счетов.
В Италии законную аудиторскую деятельность могут осуществлять в соответствии с постановлением правительства 1992 года только те лица, которые внесены в специальный именной реестра, находящийся под контролем Министерства юстиции.
В настоящее время идет становления аудита в таких странах, как Болгария, Венгрия, Польша, Румыния Чехия и Словакия, в которых ранее существовала жесткая система централизованного планирования.
В 1983 году создана Аудиторская администрация в Китае и возникли первые аудиторские фирмы, которые в настоящие время значительно развиты [5].
В западных странах аудиторская деятельность находится на более высоком уровне, чем в России. Поэтому следует ознакомиться с международным опытом.
По мнению Дж. Робертсона [34] аудит – это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям.
Цель финансового аудита – составить мнения о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовые положение, результаты операций и движения денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Отчет аудитора есть средство выражения его мнения или, в зависимости от обстоятельств, отказ дать заключение. Причем в любом случае аудитор сообщает, была ли проведена проверка в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами.
Аудит проводится в три этапа.
1. Постановка проблемы. Знакомство с информацией руководства компании – финансовыми данными, сведениями об эффективности контроля.
2. Сбор данных. Планирование и реализация процедур сбора данных о представленной информации.
3. Оценка данных. Здесь следует определить, имеется ли у Вас достаточно сведений для принятия обоснованного решения, касающегося рассматриваемой проблемы [34, с. 7-8].
Другая точка зрения у Аренса А., Лоббека Дж. [2] они считают, что аудит – это процесс, посредством которого независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
Методика аудита:
1. На первом этапе возникает масса вопросов: о реальности данных об активах, обязательствах и каких – либо событиях.
2. На втором этапе собираются сведения, аудиторы создают базу для принятия решения о достоверности представленной информации.
3. Третий этап – собственно принятие решения. Необходимо оценить предложения о точности учета дебиторской задолженности и соблюдения условий контракта в свете собранных данных. Аудитор должен решить, соответствует ли представленная информация действительности.
При планировании аудиторской проверки – аудитору необходимо решить ряд вопросов, к примеру, рассчитать аудиторский риск, ознакомиться с системой внутреннего контроля и т.п.
По мнению экономиста В. Бурцева [11] «внутренний контроль» в бюджетных организациях – один из этапов процесса управления, а в более широком смысле – система, входящая в систему управления организацией, состоящая из ряда элементов. Цель контроля – определение информационной прозрачности объекта управления для возможности принятия эффективных решений.
Эффективная система внутреннего контроля предусматривает определенные цели и задачи. Основными целями являются снижение финансовых потерь, своевременная адаптация организаций к изменениям во внутренней организации и внешней среде, сохранения и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов организации.
Один из актуальнейших вопросов теории и практики контроля – его структурные уровни или элементы. Рассмотрим их подробнее:
- определения и документального закрепления на основе детально разработанных должностных инструкций порядка деятельности определенного круга работников по организации планирования, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций;
- определения первичных документов или других носителей информации, в которых отражаются данные, свидетельствующие об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации финансовых или хозяйственных операций, а также установления порядка движения документов или иных носителей информации от момента их возникновения до архивирования;
- определения точек контроля для оценки различных конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки состояния или наличия ресурсов организации, установления контролируемых параметров объектов контроля и критических точек контроля, где риск возникновения ошибок и искажений особенно велик;
- выбора типов и методов проведения контроля.
Учетную систему организации целесообразно представить как определенным образом упорядоченную и подчиненную внутреннему регламенту систему процедур определения, сбора, измерения, регистрации и обработки информации, финансовых и хозяйственных операциях организации, о затратах и результатах хозяйственной деятельности, а также передача этой информации менеджерам, осуществляющим контроль и принимающим управленческие решения.
К системе учета предъявляются следующие требования:
1. Организационная структура учетных подразделений.
2. Обязанности и полномочия работников, осуществляющих ведение учета и подготовку отчетности.
3. Формально установленные процедуры санкционирования хозяйственных операций.
4. Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции; порядок отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, подготовки периодической бухгалтерской отчетности.
5. Качественное информационное обеспечение [11].
Экономист Н. П. Барышников [9] считает, что согласно правилу (стандарту) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня. С этой целью аудитор следует получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита.
Для оценки структуры систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля автор предлагает использование вопросников, где в зависимости от ответа на поставленный вопрос выставляется количество баллов. Затем сопоставлением фактически набранных баллов с максимальным количеством баллов, определенным по итогам вопросника, дается фактическая оценка надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица [9].
Другая точка зрения у экономиста Б. Т. Жарылгасовой [15], по ее мнению приступая к проверке, аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Ему следует использовать свое профессиональное суждение в целях проведения оценки аудиторского риска и разработки аудиторских процедур, необходимых для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.