Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:09, курсовая работа
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности 5
1.2. Нормативная база аудита бухгалтерской отчетности 11
1.3. Действия аудитора при обнаружении нарушений требованй нормативных актов 14
1.4. Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности 17
Глава 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 18
2.1. Рекомендации аудитору при проведении аудита бухгалтерской отчетности 18
2.2. Источники информации и методы аудиторской проверки 29
2.3. Этапы аудита бухгалтерской отчетности 30
2.3.1. Ознакомительный этап 30
2.3.2. Основной этап 31
2.3.3. Заключительный этап 34
2.4. Аудит форм бухгалтерской отчетности 35
2.4.1. Аудит бухгалтерского баланса 35
2.4.2. Аудит отчета о прибылях и убытках 39
2.4.3 Аудит пояснений к бухгалтерской отчетности 41
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 52
3.1. Оценка достоверности бухгалтерской отчетности 52
3.2. Современная концепция существенности 54
3.3. Объективный критерий достоверности 62
3.3.1. Расчет уровня существенности 63
3.3.2. Применение объективного критерия существенности участниками рынка аудиторских услуг 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Пример аудиторского заключения 77
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Ряд методов основан на
использовании некоторых
Значения перечисленных показателей и расчет уровня существенности от данных показателей приведены в таблице 3.
Таблица 3
База принятия решения Значение
(руб.) Критерий
достоверности
(%) Общий уровень
существенности
(руб.)
Прибыль до
налогообложения 596 186 5 29 809
Выручка (без НДС) 1 271 186 2 25 424
Валюта баланса 1 790 600 2 35 812
Собственный капитал 1 001 677 10 100 168
Общие затраты
предприятия 1 655 900 2 33 118
Среднее арифметическое 44 866
Как видно из табл. 3, база принятия решения о достоверности отчетности и критерий достоверности различаются весьма сильно. Рассмотреть все существующие методы расчета существенности не представляется возможным, поэтому остановимся на самых широко применяемых. Существует несколько способов расчета уровня существенности, основанных на использовании показателей из табл. 3.
Первый способ. Он основан на выборе одного из показателей по решению аудитора. В данном примере в качестве такого показателя выбран собственный капитал. Уровень существенности: 1 001 677 х 10% = 100 168.
Второй способ. Из перечисленных показателей выбирается наименьшая сумма. В данном примере это величина общих затрат предприятия. Уровень существенности 1 655 900 х 2% = 33 118.
Третий способ. Берется среднее арифметическое перечисленных показателей, то есть 44 866.
Четвертый способ. Он принят в некоторых крупных западных фирмах. Уровень существенности определяется как произведение наибольшего значения из двух показателей: валюты баланса или объема реализации в степени 2/3 на 1,6. В нашем случае валюта баланса превышает выручку, то есть рассчитываем уровень существенности:
2/3 1 790 600 х 1,6 = 14 745,71 х 1,6 = 23 593,14.
Почему надо возводить в степень 2/3, а не 3/4, не известно, так же как и почему нужно умножать на 1,6, а не на 8, например.
Выше рассмотрен способы расчета общего уровня существенности. Частные уровни существенности (по счетам) по рассмотренным методикам рассчитываются одинаково: принятый общий уровень существенности распределяется между статьями бухгалтерского баланса в соответствии с их удельным весом в общем итоге.
Теперь сведем полученные уровни существенности в табл. 4 и проанализируем результаты.
Таблица 4
N счета Сальдо Доля
сальдо
счета
в валюте
баланса,% Способы расчета существенности
Д-т сч. К-т сч. 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
01 500 000 0 24,12 24 165 7 989 10 824 5 692 10 000
02 0 282 000 13,61 13 629 4 506 6 105 3 210 6 250
08 0 0 0,00 0 0 0 0 10 000
10 138 500 0 6,68 6 694 2 213 2 998 1 577 5 000
19 12 000 0 0,58 580 192 260 137 7 500
20 342 100 0 16,51 16 534 5 466 7 406 3 894 66 355
26 0 0 0,00 0 0 0 0 32 795
43 325 000 0 15,68 15 707 5 193 7 035 3 700 50 000
50 10 000 0 0,48 483 160 216 114 17 750
51 195 000 0 9,41 9 424 3 116 4 221 2 220 62 750
60 0 350 000 16,89 16 915 5 593 7 577 3 984 55 000
62 550 000 0 26,54 26 581 8 788 11 906 6 261 75 000
68/НДС 0 78 814 3,80 3 809 1 259 1 706 897 11 441
68/им-во 0 1 874 0,09 91 30 41 21 94
68/приб. 0 142 635 6,88 6 893 2 279 3 088 1 624 7 132
68/НДФЛ 0 45 500 2,20 2 199 727 985 518 2 275
69 0 124 600 6,01 6 022 1 991 2 697 1 418 6 230
70 0 45 500 2,20 2 199 727 985 518 19 775
80 0 100 000 4,82 4 833 1 598 2 165 1 138 0
84 0 901 677 43,50 43 578 14 408 19 519 10 264 22 584
90 0 0 0,00 0 0 0 0 75 000
91 0 0 0,00 0 0 0 0 94
99 0 0 0,00 0 0 0 0 29 809
Итого 2 072 600 2 072 600 200 200 336 66 235 89 734 47 187 572 834
Общий уровень существенности 100 168 33 118 44 866 23 593 572 834
Исходя из собственного профессионального опыта и здравого смысла можно аудитору самому судить, какая методика расчета существенности является в наибольшей степени адекватной. Общий уровень существенности является критерием принятия решения о достоверности бухгалтерской отчетности в целом, а частные уровни существенности по счетам - критерий для принятия решения о достоверности сальдо счета. А теперь проанализируем полученные результаты.
Во-первых, в рассмотренных
методиках используются разные базы
для принятия решения о достоверности
бухгалтерской отчетности и разный
критерий достоверности (от 2 до 10%). Поэтому
уровень существенности, по которому
аудитор будет принимать
Во-вторых, как видно из
табл. 4, общий уровень существенности
не распределяется по счетам баланса,
имеющим нулевое сальдо, то есть
частный уровень существенности
по таким счетам равен нулю. Это
означает, что аудитор либо должен
проверять эти счета сплошным
способом, либо принять некий произвольный
уровень существенности (по субъективной
оценке). Тогда сумма частных уровней
существенности не будет равна общему
уровню существенности, что, мягко говоря,
выглядит странно. Кроме того, как
видно из табл. 4, сумма частных
уровней существенности (способы 1 -
4) превышает общий уровень
В-третьих, предприятия различных отраслей экономики имеют различную структуру баланса, различное соотношение величины выручки и собственных средств и ряда других экономических показателей. Кроме того, при определении уровня существенности следует учитывать многие особенности конкретного предприятия. В результате задача выбора уровня существенности требует от аудитора высочайшей квалификации и большого профессионального опыта. Следует также сказать, что от принятого уровня существенности зависит степень аудиторского риска. Чтобы свести аудиторский риск к минимуму, аудитор должен провести сплошную проверку хозяйственных операций, сумма которых равна или превышает принятый уровень существенности по счету. Необходимо обратить внимание на уровни существенности по счету 50 "Касса" или счету 19 "НДС". Принятые уровни существенности (способы 1 - 4) предопределяют необходимость фактически сплошной проверки операций по данным счетам. А согласится ли клиент за это платить?
Таким образом, плюрализм
аудиторских мнений в отношении
определения уровня существенности
предопределяет тот факт, что суждение
аудитора о достоверности бухгалтерской
отчетности или ее отдельных показателей
всегда субъективно. Данный подход закреплен
международными и российскими стандартами
аудиторской деятельности. Какие
искажения являются существенными,
а какие нет, аудитор решает по
собственному усмотрению. Правило (стандарт)
N 4 "Существенность в аудите" гласит:
"Аудитор оценивает то, что
является существенным, по своему профессиональному
суждению". Последствиями субъективизма
действующей концепции
1. Возможность недобросовестных
манипуляций с уровнем
2. Конфликт мнений аудитора
и клиента по поводу оценки
существенности выявленных в
ходе аудита искажений. Такой
конфликт может возникнуть в
двух ситуациях. Первая: аудитор
считает выявленные искажения
существенными и намерен
3. Невозможность привлечения
аудитора к ответственности
4. Возможность конфликта
при оценке существенности
5. Незащищенность добросовестных
аудиторов от заявленного кем-
Следует также вспомнить
и об общественно-полезной функции
аудита как завершающей стадии официального
бухгалтерского учета, которая осуществляется
не только в интересах клиента, но
и в общественном интересе, обеспечивая
реализацию конституционного права
на информацию в сфере предпринимательской
деятельности и экономики, являясь
одной из конституционных гарантий
единого рынка, единства экономического
пространства как одной из основ
конституционного строя России. Иначе
говоря, аудит представляет собой
инструмент обеспечения информационной
и экономической безопасности граждан,
бизнеса и государства. Неопределенность
в вопросе, какая степень искажений
бухгалтерской отчетности или ее
отдельных показателей является
допустимой, представляет угрозу экономической
безопасности кредиторов, инвесторов,
вкладчиков банков и государственных
органов, так как принимаемые
ими экономические решения
Из вышесказанного следует, что закрепленная федеральными и международными стандартами аудита концепция существенности не позволяет достичь единого понимания в том, какая отчетность должна признаваться достоверной, между всеми участниками бизнес-сообщества, то есть теми, кто ее составляет, проверяет и принимает на ее основе решения.
Отсутствие в обществе
определенности в вопросе о мере
допустимых искажений бухгалтерской
отчетности, а следовательно, и отсутствие
объективной меры качества аудита позволяют
констатировать метрологическую
Будет уместно вспомнить,
что метрологическая
3.3. Объективный критерий достоверности
Прежде всего нужно определиться, что следует понимать под объективностью. Объективная оценка должна исключать какие-либо субъективные оценки и удовлетворять следующим условиям:
1. Наличие единого показателя
базы принятия решения и
2. Единый критерий достоверности
(т.е. доля допустимых
3. Независимость от национальных
стандартов бухгалтерского
4. Единая методика расчета
общего уровня существенности (в
целях оценки достоверности
5. Равенство общего уровня
существенности и суммы
Критерий достоверности (процент допустимых искажений) может избираться произвольно, однако в целях равной защиты информационной безопасности граждан, бизнеса и государства целесообразно установить его законодательно. Так, например, законодательство Австралии устанавливает, что искажения в пределах до 5 процентов от показателя являются несущественными, в пределах от 5 до 10 процентов - по усмотрению аудитора, свыше 10 процентов - искажения существенны.
3.3.1. Расчет уровня существенности.
Расчет приведен в графе 5 табл. 4. Критерием достоверности выбрана величина, равная 5 процентам от показателя, рекомендуется сравнить уровни существенности с показателями оборотно-сальдового баланса из приведенного выше примера.
Как видно из таблицы, общий
уровень существенности определен
в целом для бухгалтерской
отчетности, а не для пассивов и
активов баланса отдельно. Кроме
того, отсутствуют нулевые уровни
существенности для счетов, не имеющих
сальдо. Это означает, что для
данных счетов не нужно придумывать
другие способы расчета уровня существенности.
Исключение составляет счет 80 "Уставный
капитал", но по нему в отчетном периоде
не совершалось операций, следовательно,
любое искажение на данном счете
будет признано существенным. Сумма
частных уровней существенности
по счетам равна общему уровню существенности
по отчетности. Отметим, что общий
уровень существенности по методике
автора наиболее высокий. Это означает,
что аудиторское заключение может
быть выдано при большем количестве
нарушений в бухгалтерской