Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:09, курсовая работа
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности 5
1.2. Нормативная база аудита бухгалтерской отчетности 11
1.3. Действия аудитора при обнаружении нарушений требованй нормативных актов 14
1.4. Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности 17
Глава 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 18
2.1. Рекомендации аудитору при проведении аудита бухгалтерской отчетности 18
2.2. Источники информации и методы аудиторской проверки 29
2.3. Этапы аудита бухгалтерской отчетности 30
2.3.1. Ознакомительный этап 30
2.3.2. Основной этап 31
2.3.3. Заключительный этап 34
2.4. Аудит форм бухгалтерской отчетности 35
2.4.1. Аудит бухгалтерского баланса 35
2.4.2. Аудит отчета о прибылях и убытках 39
2.4.3 Аудит пояснений к бухгалтерской отчетности 41
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 52
3.1. Оценка достоверности бухгалтерской отчетности 52
3.2. Современная концепция существенности 54
3.3. Объективный критерий достоверности 62
3.3.1. Расчет уровня существенности 63
3.3.2. Применение объективного критерия существенности участниками рынка аудиторских услуг 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Пример аудиторского заключения 77
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;
г) получения аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер.
5. При выяснении аудитором
того, выполняет ли экономический
субъект требования
6. Аудитор должен добиваться
того, чтобы руководство
1.2. Нормативная база аудита бухгалтерской отчетности.
В состав нормативных актов,
соблюдение которых является предметом
данного правила (стандарта), входят
законодательные и иные нормативные
документы органов
Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
ПБУ 1/98 Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.
ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. Приказом Минфина России от 10.01.2000 №2н.
ПБУ 4/99 Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", утв. Приказом Минфина России от 6.07.1999 N 43н.
ПБУ 5/01 Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
ПБУ 6/01 Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
ПБУ 7/98 Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты", утв. Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н.
ПБУ 9/99 Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
ПБУ 10/99 Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
ПБУ 11/2000 Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах", утв. Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н.
ПБУ 12/2000 Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам", утв. Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н.
ПБУ 13/2000 Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи", утв.Приказом Минфина России от 06.10.2000 N 92н.
ПБУ 14/2000 Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.
ПБУ 15/01 Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утв. Приказом Минфина России от 02.08.2001 N60н.
ПБУ 16/02 Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности", утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N66н.
ПБУ 17/02 Положение по бухгалтерскому
учету "Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
ПБУ 18/02 Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль", утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N114н.
ПБУ 19/02 Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений", утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N126н.
ПБУ 20/03 Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности», утв. Приказом Минфина России от 24.11.2003 N105н.
Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утв. Приказом Минфина России от 21.03.2000 N 29н.
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н.
Инструкция по бюджетному учету, утв. приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N25.
При осуществлении проверки
выполнения экономическим субъектом
положений законодательных и
других нормативных актов, без соблюдения
которых невозможно оценить достоверность
бухгалтерской отчетности экономического
субъекта, целью является установление
требований к аудиторской фирме
или аудитору, работающего самостоятельно
в качестве индивидуального
1.3. Действия аудитора
при обнаружении нарушений
1. При обнаружении аудитором
фактов невыполнения
2. При оценке влияния
выявленных нарушений на
а) взыскание с проверяемого экономического субъекта штрафных санкций в проверяемом отчетном периоде;
б) появление угрозы отчуждения имущества, стоимостная оценка которого отразится на структуре имущества проверяемого субъекта;
в) прекращение деятельности экономического субъекта;
г) появление сомнений в правдивости и достоверности данных, отраженных в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
3. Аудитору необходимо
учесть, что к нему могут быть
применены меры
4. Когда получить информацию
о действительном или
5. Аудитору следует учесть
влияние невыполнения
6. Если невыполнение требований
нормативных документов по
а) отразить все такие нарушения в своей рабочей документации;
б) учесть влияние отмеченных нарушений на надежность аудиторских доказательств и дальнейшее планирование процедур аудита;
в) сообщить руководству экономического субъекта о замеченных нарушениях в своей письменной информации;
г) сообщить пользователям бухгалтерской отчетности о замеченных нарушениях (отразить в аудиторском заключении, выступить на собрании акционеров и т.п.).
7. Если аудитор пришел
к выводу, что руководство
8. Факты невыполнения
требований нормативных актов
должны быть учтены аудитором
при составлении аудиторского
заключения следующим образом
(при этом необходимо
а) если аудитор пришел к
выводу, что факты невыполнения требований
нормативных документов по бухгалтерскому
учету и налогообложению
б) если руководство и (или) персонал экономического субъекта препятствуют аудитору в получении достаточной информации о том, что факты невыполнения нормативных актов существенно исказили бухгалтерскую отчетность, аудитор должен составить отрицательное заключение или отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении;
в) если аудитор не может установить факты нарушения требований нормативных актов из-за ограничений, причиной которых были случайные обстоятельства, а не действия руководства и (или) персонала экономического субъекта, то аудитор может дать условно положительное заключение либо отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении;
г) если персонал экономического субъекта исправил все выявленные нарушения и внес необходимые исправления в бухгалтерскую отчетность и данные по налогообложению, то аудитор вправе дать положительное заключение.
9. Аудитор может прийти
к выводу о необходимости
10. Выявленные факты нарушений
требований нормативных актов
следует довести до сведения
руководства проверяемого
1.4. Ответственность сторон
в отношении бухгалтерской
Руководство экономического
субъекта несет ответственность
за подготовку, составление и своевременное
представление достоверной
Экономические субъекты обязаны в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами, заключать с аудиторскими организациями договоры на проведение обязательного аудита. За не заключение (несвоевременное заключение) таких договоров и создание препятствий к их выполнению они несут ответственность в установленном порядке.
Проведение аудиторской проверки не освобождает руководство экономического субъекта от ответственности за выполнение присущих ему обязанностей и функций.
Вопросы разграничения прав
и обязанностей сторон в связи
с аудитом бухгалтерской
Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
При формировании и выражении
своего мнения о бухгалтерской отчетности
экономического субъекта аудиторская
организация обязана
ГЛАВА 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.
2.1. Рекомендации аудитору
при проведении аудита
В целях повышения качества
аудита бухгалтерской отчетности организаций
Департамент регулирования
При осуществлении своих обязанностей аудиторам необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Кроме того, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 до утверждения Правительством РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, в части, не противоречащей Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" и федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.