Аудит бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности 5
1.2. Нормативная база аудита бухгалтерской отчетности 11
1.3. Действия аудитора при обнаружении нарушений требованй нормативных актов 14
1.4. Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности 17
Глава 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 18
2.1. Рекомендации аудитору при проведении аудита бухгалтерской отчетности 18
2.2. Источники информации и методы аудиторской проверки 29
2.3. Этапы аудита бухгалтерской отчетности 30
2.3.1. Ознакомительный этап 30
2.3.2. Основной этап 31
2.3.3. Заключительный этап 34
2.4. Аудит форм бухгалтерской отчетности 35
2.4.1. Аудит бухгалтерского баланса 35
2.4.2. Аудит отчета о прибылях и убытках 39
2.4.3 Аудит пояснений к бухгалтерской отчетности 41
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 52
3.1. Оценка достоверности бухгалтерской отчетности 52
3.2. Современная концепция существенности 54
3.3. Объективный критерий достоверности 62
3.3.1. Расчет уровня существенности 63
3.3.2. Применение объективного критерия существенности участниками рынка аудиторских услуг 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Пример аудиторского заключения 77
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

Работа содержит 1 файл

аудит отчетности.docx

— 103.48 Кб (Скачать)

При проведении аудита необходимо обратить особое внимание на следующие  аспекты.

1. Обоснованность учетной  политики организации. Согласно  Федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по  финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденному Постановлением Правительства  РФ от 23.09.2002 N 696, в аудиторском  заключении должно быть указано,  что аудит включал в себя  в том числе оценку соблюдения  принципов и правил бухгалтерского  учета, применяемых при подготовке  бухгалтерской отчетности. Иначе  при формировании аудиторского  заключения аудитор должен оценивать  также обоснованность принятой  организацией учетной политики.

2. Соответствие принятых  организацией форм бухгалтерской  отчетности характеру и условиям  деятельности этой организации.  В силу ПБУ 4/99 "Бухгалтерская  отчетность организации", бухгалтерская  отчетность должна давать достоверное  и полное представление о финансовом  положении организации, финансовых  результатах ее деятельности  и изменениях в ее финансовом  положении.

В Приложении к Приказу  Минфина России от 22.07.2003 N 67н приведены  образцы форм бухгалтерской отчетности организации, которые рекомендовано  учитывать при самостоятельной  разработке форм бухгалтерской отчетности. При этом целесообразно исходить из характера и условий деятельности организации, необходимости обеспечить представление в отчетности объективной и полезной информации.

Согласно Указаниям о  порядке составления и представления  бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, при формировании бухгалтерской  отчетности должны быть исполнены требования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской  отчетности информации. Данные требования могут быть исполнены организацией путем включения соответствующих  показателей, таблиц, расшифровок непосредственно  в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал  в себя в том числе оценку представления  бухгалтерской отчетности (Федеральное  правило (стандарт) N 6). В противном  случае при аудите бухгалтерской  отчетности, составленной исключительно  по образцам форм, особое внимание аудитор  должен обратить на то, в какой степени  исследуемая бухгалтерская отчетность позволяет пользователю делать правильные выводы о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, а также принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

3. Последовательность применения  форм бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 установлено, что организация  должна придерживаться принятых  ею содержания и форм бухгалтерского  баланса, отчета о прибылях  и убытках и пояснений к  ним последовательно от одного  отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и  пояснений к ним допускается  в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках вместе с указанием причин, вызвавших такое изменение.

4. Полнота бухгалтерской  отчетности. Если при составлении  бухгалтерской отчетности организацией  выявляется недостаточность данных  для формирования полного представления  о финансовом положении организации,  финансовых результатах ее деятельности  и изменениях в ее финансовом  положении, то бухгалтерская отчетность  организации должна быть дополнена  необходимыми показателями и  пояснениями.

Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных структурных подразделений организаций, в том числе выделенных на отдельный  баланс.

Если аудитор приходит к выводу, что информация раскрыта в бухгалтерской отчетности неполно, он отражает это в аудиторском  заключении.

5. Применение нормативных  правовых актов по бухгалтерскому  учету. При формировании бухгалтерской  отчетности организации следует  помнить, что нормативные правовые  акты по бухгалтерскому учету  и отчетности применяются в  части, не противоречащей изданным  позднее нормативным правовым  актам.

6. Обоснованность отступлений  от правил бухгалтерской отчетности. В случае, когда правила бухгалтерского  учета не позволяют достоверно  отразить имущественное состояние  и финансовые результаты деятельности  организации, Федеральным законом  "О бухгалтерском учете" разрешено отступление от них. При этом в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета с соответствующим обоснованием. Если отступление от правил необоснованно, оно рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

7. Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской  отчетности. На основании Указаний  о порядке составления и представления  бухгалтерской отчетности показатель  считается существенным, если его  нераскрытие может повлиять на  экономические решения заинтересованных  пользователей, принимаемые на  основе отчетной информации. Аналогичный  подход к определению существенности  предусмотрен ПБУ 1/98 "Учетная  политика организации".

Показатели об отдельных  активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской  отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованных пользователей  невозможна оценка финансового положения  организации или финансовых результатов  ее деятельности. Такие показатели могут приводиться в бухгалтерском  балансе (отчете о прибылях и убытках) общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу (отчету о  прибылях и убытках), если каждый из этих показателей в отдельности  несуществен для оценки заинтересованными  пользователями финансового положения  организации или финансовых результатов  ее деятельности.

Пояснительная записка к  годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и  предшествующий ему годы, методах  оценки и существенных статьях бухгалтерской  отчетности.

Согласно ПБУ 1/98 организация  должна раскрывать принятые способы  бухгалтерского учета, существенно  влияющие на оценку и принятие решений  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его  характера, конкретных обстоятельств  возникновения.

8. Представление в бухгалтерском  балансе активов и обязательств. В бухгалтерском балансе активы  и обязательства представляются  с подразделением на краткосрочные  и долгосрочные в зависимости  от срока обращения (погашения). Активы и обязательства признаются  краткосрочными, если срок обращения  (погашения) по ним не более  12 месяцев после отчетной даты  или продолжительности операционного  цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы  и обязательства представляются  как долгосрочные.

Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом  по бухгалтерскому учету при Минфине  России и Президентским советом  Института профессиональных бухгалтеров  России 29.12.1997, объект, подлежащий бухгалтерскому учету согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете", классифицируется для целей бухгалтерского учета  в соответствии с установленными определениями видов активов  и критериями их признания. По общему правилу указанная классификация  производится первоначально при  признании объекта в бухгалтерском  учете исходя из соответствия его  на момент признания установленным  определениям видов активов и  критериям их признания.

Учитывая это, при раскрытии  в бухгалтерском балансе информации о внеоборотных активах объекты  основных средств и нематериальных активов, оставшийся срок полезного  использования по которым на отчетную дату составляет 12 месяцев и менее, не могут раскрываться в разделе "Оборотные активы".

9. Классификация организацией  доходов. Для целей бухгалтерского  учета организация самостоятельно  признает поступления доходами  от обычных видов деятельности  или прочими поступлениями в  зависимости от требований ПБУ  9/99 "Доходы организации".

10. Признание организацией  доходов. Доходы (доходы от обычных  видов деятельности, прочие поступления)  признаются в бухгалтерском учете  лишь при единовременном наличии  условий, предусмотренных ПБУ  9/99.

11. Признание расходов. В  соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы  организации", в отчете о прибылях  и убытках расходы признаются  независимо от их признания  для целей расчета налогооблагаемой  базы.

12. Признание организацией  скидок (накидок). Выручка и расходы  по обычным видам деятельности  определяются с учетом всех  предоставленных организации согласно  договору скидок (накидок).

Исходя из Инструкции по применению Плана счетов скидки (накидки), предоставленные по договору покупателю (заказчику) при продаже продукции, товаров, подлежат отражению на счете 90 "Продажи".

13. Формирование групп  однородных объектов основных  средств для переоценки. На основании  ПБУ 6/01 "Учет основных средств", коммерческая организация может  не чаще одного раза в год  переоценивать группы однородных  объектов основных средств.

Для целей переоценки группы однородных объектов основных средств  определяются организацией самостоятельно. При этом необходимо исходить главным  образом из признаков назначения этих объектов.

14. Регулярность проведения  переоценки основных средств.  При принятии решения о переоценке  группы однородных объектов основных  средств следует учитывать, что  в последующем такая группа  должна переоцениваться регулярно,  чтобы стоимость входящих в  эту группу объектов, по которой  они отражаются в бухгалтерской  отчетности, существенно не отличалась  от текущей (восстановительной)  стоимости.

15. Резерв под снижение  стоимости материальных ценностей.  Согласно ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных  запасов", материально-производственные  запасы отражаются в бухгалтерском  балансе на конец отчетного  года за вычетом резерва под  снижение стоимости материальных  ценностей, который образуется  за счет финансового результата  организации. При этом резервирование  осуществляется в отношении материально-производственных  запасов, которые:

1) морально устарели;

2) полностью или частично  потеряли свое первоначальное  качество;

3) текущая рыночная стоимость,  стоимость продажи которых снизилась.

16. Корректировка оценки  финансовых вложений, по которым  можно определить текущую рыночную  стоимость. ПБУ 19/02 "Учет финансовых  вложений" ПБУ 19/02, предусмотрено,  что финансовые вложения, по которым  можно определить в установленном  порядке текущую рыночную стоимость,  отражаются в бухгалтерской отчетности  на конец отчетного года по  текущей рыночной стоимости путем  корректировки их оценки на  предыдущую отчетную дату.

Для определения текущей  рыночной стоимости финансовых вложений для целей бухгалтерской отчетности организация должна использовать все  доступные ей источники информации о рыночных ценах на эти финансовые вложения, в том числе данные иностранных  организованных рынков или организаторов  торговли.

Исходя из ПБУ 19/02 при формировании учетной политики организации по данному вопросу выбор осуществляется в отношении периодичности проведения корректировки оценки указанных  финансовых вложений (ежемесячно, ежеквартально).

17. Проверка финансовых  вложений на обесценение. При  составлении годовой бухгалтерской  отчетности в отношении финансовых  вложений, по которым не определяется  текущая рыночная стоимость и  наблюдаются признаки обесценения,  организация должна провести  проверку наличия условий устойчивого  существенного снижения их стоимости.

Если проверка подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости  финансовых вложений, то организация  образует резерв под обесценение  финансовых вложений за счет финансового  результата.

18. Резервы сомнительных  долгов. В соответствии с Положением  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, организация  может создавать резервы сомнительных  долгов по расчетам с другими  организациями и гражданами за  продукцию, товары, работы и услуги  с отнесением сумм резервов  на финансовые результаты организации.

Решение о создании резервов сомнительных долгов должно приниматься  организацией исходя из совокупности норм, установленных п. 70 указанного Положения и п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98. В противном случае учетная  политика организации не будет обеспечивать соблюдение требования осмотрительности в бухгалтерском учете.

С учетом п. 7 ПБУ 1/98 норма  п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета устанавливает возможность  образовывать резервы только в тех  случаях, когда по оценке организации  реально существует вероятность  полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Если же на отчетную дату у организации имеется уверенность  в получении в течение 12 месяцев  после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской  задолженности, не обеспеченной гарантиями, она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать  его как сомнительный долг.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности