Анализ использования автотранспортных средств в ООО «МБИ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является адаптация обобщенных теоретических знаний в области бухгалтерского учета и анализа автотранспортных средств, как объектов основных средств, с учетом условий хозяйствования и отраслевой принадлежности, к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по совершенствованию организации бухгалтерского учета в этой области и по улучшению использования экономического потенциала организации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы понятия «автотранспортные средства», как объектов основных средств организации, занимающейся международными грузоперевозками 5
1.1 Нормативно-правовое регулирование области исследования 5
1.2 Понятие и экономическая сущность основных средств организации 7
1.3 Учет основных средств и раскрытие информации в отчетности по РСБУ и МСФО 14
1.4 Состояние и проблемы рынка международных грузоперевозок 22
2. Организация бухгалтерского учета автотранспортных средств в ООО «МБИ» 25
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Постановка учетного процесса в ООО «МБИ» 38
2.3 Бухгалтерский учет автотранспортных средств, как объектов основных средств в ООО «МБИ» 44
2.4 Рекомендации по постановке и совершенствованию бухгалтерского учета автотранспортных средств в ООО «МБИ» 68
3. Анализ использования автотранспортных средств в ООО «МБИ» 72
3.1 Анализ наличия и структуры автотранспортных средств 74
3.2 Анализ движения и технического состояния автотранспортных средств 79
3.3 Анализ интенсивности и эффективности использования автотранспортных средств 83
3.4 Факторный анализ эффективности использования автотранспортных средств 85
3.5 Возвратный лизинг, как вариант ускорения процесса обновления автотранспортных средств 91
Заключение 93
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Учет и анализ автотр средств.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

     Отметим, что в налоговом учете в  отношении начисления амортизации  по транспортным средствам возможны только два способа: линейный и нелинейный, а также применение повышающих коэффициентов к норме амортизации (ст. 259 НК РФ) и амортизационной премии (ст. 258 НК РФ). Эта информация, главным образом, необходима для  корректировки бухгалтерского учета данной области с целью не только сближения двух учетов и предотвращения появления временных разниц, но и с целью налоговой оптимизации.

     2.4 Рекомендации по постановке и совершенствованию бухгалтерского учета автотранспортных средств в ООО «МБИ»

 

     Итак, автором были рассмотрены особенности  организации бухгалтерского учета в ООО «МБИ» в целом и в рамках темы исследования, то есть в области учета автотранспортных средств.

     Что касается организации бухгалтерского учета в целом, то, по мнению автора, применение компьютерной бухгалтерской  программы позволит сделать процесс учета менее трудоемким и снизит риск совершения случайных ошибок.

     Пункты, касающиеся бухгалтерского учета основных средств, по мнению автора, не достаточно полно отражают особенности данной области учета. Если внести небольшие дополнения, то это позволит сделать эту часть учетной политики более информативной для внешних пользователей. Так, например, немаловажно отразить, что объекты основных средств, состоящие из нескольких частей, принадлежностей принимаются к бухгалтерскому учету как один инвентарный объект. Дело в том, что п. 6 ПБУ 6/01 предусмотрено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, они могут учитываться как разные инвентарные объекты. А автомобили комплектуются набором инструментов, которые включаются в стоимость и дополнительно не приходуются. Следовательно, данный пункт позволяет внести ясность и не является обязательным, но, тем не менее, раскрывает особенность этой области учета.

     В учетной политике отсутствует пункт, касающийся переоценки автотранспортных средств. По мнению автора, стоит обозначить тот факт, что организация не проводит переоценку.

     Расходы на уплату гос. пошлины за регистрацию  автотранспортного средства в ГИБДД  в бухгалтерском учете ООО  «МБИ» не увеличивают первоначальную стоимость приобретенного автомобиля, так как составляют малую часть его стоимости. Такой вариант учета возможен только в том случае, если в учетной политике организации предусмотрен критерий существенности, установленный Минфином в приказе «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003г.

     Автор предлагает организации воспользоваться  правом на амортизационную премию, то есть возможность списывать до 10% (30% - в отношении автотранспортных средств, относящихся к 3–7 амортизационным группам) первоначальной стоимости автотранспортных средств ( п. 9 ст. 258 НК РФ). Безусловно, данная премия позволяет существенно сэкономить на налоговых платежах. В то же время ведет к расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом, поскольку правила бухгалтерского учета единовременно списывать 10% (30%) стоимости основного средства не позволяют.

     В качестве предложения нового направления  работы в бухгалтерском учете  автор рассматривает операции по финансовой аренде (лизингу), как альтернативный вариант других способов приобретения и использования  автотранспортных средств (кредит, покупка за собственные средства, аренда), имеющий ряд преимуществ.

     Схема современного лизинга выглядит следующим  образом (Рис. 2.8)

     

     

     

     

     

     

       

      Рис. 2.8. Схема современного лизинга 

     Для правильного отражения лизинговых операций в учете и их налогообложения бухгалтеру необходимо руководствоваться помимо Федерального закона № 164-ФЗ следующими нормативными документами:

     - ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г.;

     - гл. 34 Гражданского кодекса РФ;

     - ПБУ 6/01 «Учет основных средств;

     - инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н;

     - указания об отражении в бухгалтерском  учете операций по договору лизинга, утвержденные приказом Минфина России от 17.02.1997г. № 15.

     Лизинг, как финансовый инструмент, призванный облегчить предприятиям приобретение основных средств, известен с древних  времен и имеет довольно сложную  поэтапную историю развития. Философова Т. Г. в своем учебном пособии «Лизинг» за 2008г. достаточно четко раскрывает содержание этих этапов [29 c. 10]. Резюмировав ее слова, можно сказать, что лизинг представляет собой эволюционный процесс от привычного способа получения возможности использовать имущество – приобретая его в собственность – до традиционной аренды, а в дальнейшем и до лизинговых взаимоотношений.

     Изначально, усложнение арендных взаимоотношений  заключалось в появлении фирм, специализировавшихся на этом бизнесе  и даже приобретавших имущество именно с этой целью. В ряде случаев договоры стали предлагать пункт о последующем выкупе имущества пользователем. Число лизинговых фирм резко увеличивалось, что привело к усилению конкуренции, следствием которой стало увеличение перечня услуг, оказываемых лизингодателем. Для осуществления своей деятельности лизинговые компании теперь вынуждены использовать заемные средства для приобретения имущества – предмета лизинга.

     Данная  историческая справка приведена  автором с целью обоснования  основных принципов лизинговых взаимоотношений, актуальность которых определена их историческим становлением. Также она доказывает достаточно сложную природу лизинга, которая и определяет его как рыночный инструмент, представляющий в настоящее время реальную альтернативу традиционной аренде, кредиту и покупке за собственные средства.

     Далее обозначим те самые преимущества, которые обосновывают предложение  автора по использованию данного  способа приобретения автотранспортных средств. Сравнительный анализ лизинга с кредитом, арендой и покупкой за собственные средства представлен в виде приложения (Приложение 37). Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что к основным преимуществам лизинга относятся:

     - легальная оптимизация налогообложения:  лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, также за счет ускоренной амортизации общий период уплаты налога на имущество сокращается в 3 раза;

     - схема расчетов по договору  лизинга подразумевает равные ежемесячные платежи или иные, что помогает точно рассматривать бюджет бизнеса на протяжении срока действия договора лизинга и управлять денежными потоками;

     - снижение затрат на ведение  учета, так как объект лизинга  является собственностью лизингодателя  и может учитываться на его балансе и др.

     Подведем  итог в части предложения схем финансовой аренды. Данное направление  в бухгалтерском учете, которое  стремительно развивается в последнее  время в силу ряда значительных преимуществ, становится еще актуальнее применительно  к данной организации, так как позволит ей не только оптимизировать ведение бухгалтерского учета в части приобретения автотранспортных средств, то есть сделать его менее трудоемким за счет сокращения числа бухгалтерских операций (так как приобретенное по лизингу имущество может учитываться на балансе лизингодателя), но и значительно оздоровить свое финансовое положение.

     3. Анализ использования автотранспортных средств в ООО «МБИ»

 

     Данная  глава посвящена вопросам анализа  использования автотранспортных средств на предприятии на примере ООО «МБИ».

     Цель  проводимого анализа – обосновать необходимость инвестиционных вложений в обновление технической базы.

     Как уже упоминалось в работе, автотранспортные средства, в соответствие с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», относятся к основным средствам. Поэтому методика анализа не имеет принципиальных отличий от общепринятых вариантов анализа основных средств.

     Проблемам экономического анализа, в частности  анализа основных средств, посвящены  работы таких авторов, как Шеремет, Савицкая, Любушин, Мельник, Ендовицкий и др.

     Необходимо  отметить, что область анализа  автотранспортных средств на предприятии, занимающемся грузоперевозками, имеет  свои особенности, которые освещены в работах таких авторов, как  Н. В. Пеньшин, М. Е. Майборода, В. В. Беднарский. Например, М. Е. Майборода так говорит об этом: «Характер работы автотранспортных предприятий, специфические особенности транспортного процесса, условия, в которых выполняется перевозочная работа, потребовали создания своеобразной системы показателей, которые отражают как отдельные элементы, так и весь транспортный процесс в целом» [28 с. 51]. Н. В. Пеньшин в своей работе также отмечает, что «эффективность функционирования автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы» [24 с. 36].

     Необходимость применения таких технико-эксплуатационных показателей определяется каждым автотранспортным предприятием самостоятельно и обусловливается  целями проводимого анализа.

     Обозначим две группы этих показателей:

  1. характеризующие степень эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта: коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава, коэффициенты использования грузоподъемности, вместимости и пробега, среднее расстояние ездки и среднее расстояние перевозки, время простоя под погрузкой-разгрузкой, время в наряде;
  2. характеризующие эффект результатов работы подвижного состава: количество ездок, общее расстояние перевозки и пробег с грузом, объем перевозок - и транспортную работу.

     По  мнению автора, использование таких  специальных показателей необходимо больше для внутренних управленческих целей, задачей которых в значительной степени должна стать качественная оценка конкурентоспособности и выявление резервов повышения качества оказываемых услуг.

     Для нас, как для внешних пользователей, для адекватной оценки эффективности  использования автотранспортных средств  предприятием достаточно проведение анализа  с применением основных экономических коэффициентов движения, технического состояния и эффективности использования данных объектов учета.

     Таким образом, задачи проводимого анализа  состоят в том, чтобы определить, насколько предприятие обеспечено автотранспортными средствами, выявить изменения в их объеме, составе и структуре. Важно также оценить динамику показателей технического состояния и темпов обновления автотранспортных средств и степень их использования на основе изучения обобщающих показателей.

     Перечислим  основные источники информации, использованные автором при проведении анализа автотранспортных средств ООО «МБИ»:

     - формы 1-ТР (автотранспорт) статистической  отчетности за 2009 и 2010гг. (Приложения 38, 39);

     - формы № 1 «Бухгалтерский баланс»  и № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2009 и 2010гг.;

     - регистры учета по синтетическим  счетам 01 «Основные средства», 01-выбытие  «Выбытие основных средств», 02 «Амортизация основных средств» за 2009 и 2010гг. (Приложения 40, 41).

       На основе этих данных проведем анализ использования автотранспортных средств ООО «МБИ» по следующим основным направлениям:

     - анализ наличия и структуры  автотранспортных средств;

     - анализ движения и технического  состояния автотранспортных средств организации;

     - анализ эффективности использования автотранспортных средств;

     - факторный анализ эффективности использования автотранспортных средств. 

       3.1 Анализ наличия и структуры автотранспортных средств

 

     Важным  источником информации для проведения анализа в данном направлении  является годовая форма статистической отчетности № 1-ТР (автотранспорт). В ней приведены сведения об объеме грузоперевозок, грузообороте, количестве транспорта по видам и грузоподъемности, пробеге. Трендовый анализ основных разделов данной формы с применением методов горизонтального и вертикального анализа является достаточно информативным.

Информация о работе Анализ использования автотранспортных средств в ООО «МБИ»