Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа
Целью исследования является адаптация обобщенных теоретических знаний в области бухгалтерского учета и анализа автотранспортных средств, как объектов основных средств, с учетом условий хозяйствования и отраслевой принадлежности, к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по совершенствованию организации бухгалтерского учета в этой области и по улучшению использования экономического потенциала организации.
Введение 3
1. Теоретические основы понятия «автотранспортные средства», как объектов основных средств организации, занимающейся международными грузоперевозками 5
1.1 Нормативно-правовое регулирование области исследования 5
1.2 Понятие и экономическая сущность основных средств организации 7
1.3 Учет основных средств и раскрытие информации в отчетности по РСБУ и МСФО 14
1.4 Состояние и проблемы рынка международных грузоперевозок 22
2. Организация бухгалтерского учета автотранспортных средств в ООО «МБИ» 25
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Постановка учетного процесса в ООО «МБИ» 38
2.3 Бухгалтерский учет автотранспортных средств, как объектов основных средств в ООО «МБИ» 44
2.4 Рекомендации по постановке и совершенствованию бухгалтерского учета автотранспортных средств в ООО «МБИ» 68
3. Анализ использования автотранспортных средств в ООО «МБИ» 72
3.1 Анализ наличия и структуры автотранспортных средств 74
3.2 Анализ движения и технического состояния автотранспортных средств 79
3.3 Анализ интенсивности и эффективности использования автотранспортных средств 83
3.4 Факторный анализ эффективности использования автотранспортных средств 85
3.5 Возвратный лизинг, как вариант ускорения процесса обновления автотранспортных средств 91
Заключение 93
Список использованных источников
Списание автотранспортного средства
Причиной списания может стать: физический износ; сильные повреждения во время аварии и других чрезвычайных обстоятельствах; похищение автотранспортного средства. Порядок списания прописан в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств.
Для того чтобы определить непригодность транспортного средства к дальнейшему использованию, невозможность или неэффективность его восстановления, оформить документацию на списание, нужно создать постоянную действующую комиссию. Она осматривает транспортное средство, подлежащее списанию, устанавливает причины его списания (физический или моральный износ, авария и т.д.), выявляет виновных в преждевременном списании, если они имеются.
В обязанности комиссии входит составление акта на списание автотранспортного средства форме № ОС-4а. Первый экземпляр этого акта, с документом, подтверждающим снятие с учета в ГАИ, передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей, оставшихся в результате списания.
При списании автотранспортных средств в Акте следует указать: дату принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления, время ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, пробег автомобиля, технические характеристики его агрегатов и деталей. Также в акте обязательно надо указать причины выбытия и обосновать нецелесообразность использования. Акт подписывают члены ликвидационной комиссии, а утверждает его руководитель организации. Если транспортное средство списывается в результате аварии, то к акту обязательно следует приложить копию акта об аварии.
В бухгалтерском учете списание автотранспортных средств по причине износа отражается отнесением результата по данной операции на финансовый результат организации.
Отметим
характерную особенность
Типовые бухгалтерские проводки при списании автотранспортных средств в результате износа представлены в таблице 2.10.
Таблица
2.10 - Списание автотранспортных средств
в результате износа
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Д | К | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Списана первоначальная стоимость объектов основных средств. | 01.выб | 01 |
2 | Списана начисленная амортизация. | 02 | 01.выб. |
3 | Списана остаточная стоимость объекта основных средств. | 91.2 | 01.выб |
4 | Приняты к учету материалы и запасные части, оставшиеся после списания объекта ОС (по рыночной стоимости на дату списания) | 10 | 91.1 |
Если произошла кража транспортного средства, организация обращается в следственно-судебные органы. Уже после обнаружения данного факта и передачи соответствующего заявления в органы внутренних дел организации следует провести инвентаризацию. По результатам этой инвентаризации оформляются акты по форме № ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств» и № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией». До появления оснований, позволяющих списать недостачу за счет соответствующих источников, стоимость угнанного автомобиля отражается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Затем она подлежит списанию (п. 29 ПБУ 06/01).
Недостача списывается на убытки в случае, если виновное лицо не будет установлено. Если виновник хищения установлен судом, в бухгалтерском учете недостача погашается за счет виновного лица с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Возможно использование счетов 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в случае, если виновное лицо – работник организации.
Типовые бухгалтерские проводки при краже автотранспортного средства представлены в таблице 2.11.
Таблица
2.11 - Недостача автотранспортных средств
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Д | К | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Списана остаточная стоимость объекта основных средств | 94 | 01 |
Списание недостачи за счет виновных лиц | |||
3 | Списаны недостачи на виновных лиц по остаточной стоимости. | 73.2 | 94 |
4 | Отражена разница между остаточной стоимостью недостающих основных средств и их рыночной стоимостью, подлежащей взысканию с виновных лиц. | 73.2 | 98 |
5 | Погашена виновным лицом задолженность по недостачам | 50,51 | 73.2 |
6 | Разница между остаточной стоимостью недостающих основных средств и их рыночной стоимостью признана в составе доходов текущего периода по мере погашения задолженности виновными лицами. | 98 | 91.1 |
7 | Списание недостачи за счет организации | 91 | 01 |
Тонкость
списания автотранспортного средства
в результате ДТП описана Пантелеевым
А. С. [19 с. 136]: «При списании автотранспортного
средства в результате аварии (при условии,
что виновником ДТП не является организация)
договор обязательного страхования автогражданской
ответственности прекращается, а страхователь
имеет право потребовать со страховщика
выплату части страховой премии за неистекший
срок договора страхования».
Передача в виде вклада в уставный капитал других организаций
Вклады в уставный капитал других организаций относятся к финансовым вложениям (п. 3 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»). Инструкцией по применению Плана счетов для обобщения информации о наличии и движении инвестиций организации в уставный капитал других организаций предназначен счет 58 «Финансовые вложения» субсчет 1 «Паи и акции». Финансовые вложения, осуществленные организацией, отражаются по дебету счета 58 и кредиту счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений.
Выбытие активов, передаваемых в счет вкладов в уставный капитал других организаций, не признается расходами организации (п. 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Типовые бухгалтерские проводки при передаче автотранспортного средства в уставный капитал других организаций представлены в таблице 2.12.
Таблица
2.12 - Передача в виде вклада в уставный
капитал
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Д | К | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Списание первоначальной стоимости | 01. выб | 01 |
2 | Списание амортизации | 02 | 01.выб |
3 | Передача в счет вклада в уставный капитал | 58 | 01.выб |
Безвозмездная передача
Согласно ст. 575 Гражданского кодекса РФ безвозмездная передача и получение имущества на сумму свыше 3000 руб. между коммерческими организациями запрещены. В связи с этим безвозмездно передать автотранспортные средства организация может только физическим лицам, некоммерческим организациям или государственным учреждениям.
В соответствии с законодательством дарение (безвозмездная передача) автомашин организацией должно осуществляться на основании договора дарения, составленного в письменной форме. Безвозмездная передача автомашин оформляется актом о приеме-передаче объектов основных средств (унифицированная форма № ОС-1)
На основании акта организация производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного автотранспорта и прилагает указанную карточку к акту о приеме-передаче объектов автотранспортных средств. Списание стоимости автотранспортных средств производится на основании акта формы № ОС-1 с приложением договора дарения и письменного сообщения принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого автотранспортного средства.
Порядок отражения в бухгалтерском учете безвозмездной передачи основных средств аналогичен изложенному выше порядку списания объектов вследствие их износа.
Отметим, что в налоговом учете, согласно п. 16 ст. 270 НК РФ, расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей, в целях налогообложения прибыли не учитываются. Следовательно, возникает необходимость применять положения ПБУ 18/02. В соответствие с п. 4 ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете организации дарителя возникает постоянная разница и, соответственно, налоговое обязательство.
В случае, если транспортное средство безвозмездно передается физическому лицу, у него возникает доход в натуральной форме, который нужно включить в налоговую базу по НДФЛ по ставке 13 % (п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 211 НК РФ). Организация как налоговый агент должна исчислить и удержать НДФЛ на момент передачи в собственность транспортного средства.
Итак, подведем итог методологических основ в части постановки учетного процесса в отношении автотранспортных средств.
Автотранспортное
средство, как объект повышенной опасности,
подлежит обязательному государственному
учету и страхованию
Информация о работе Анализ использования автотранспортных средств в ООО «МБИ»