Анализ использования автотранспортных средств в ООО «МБИ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является адаптация обобщенных теоретических знаний в области бухгалтерского учета и анализа автотранспортных средств, как объектов основных средств, с учетом условий хозяйствования и отраслевой принадлежности, к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по совершенствованию организации бухгалтерского учета в этой области и по улучшению использования экономического потенциала организации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы понятия «автотранспортные средства», как объектов основных средств организации, занимающейся международными грузоперевозками 5
1.1 Нормативно-правовое регулирование области исследования 5
1.2 Понятие и экономическая сущность основных средств организации 7
1.3 Учет основных средств и раскрытие информации в отчетности по РСБУ и МСФО 14
1.4 Состояние и проблемы рынка международных грузоперевозок 22
2. Организация бухгалтерского учета автотранспортных средств в ООО «МБИ» 25
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Постановка учетного процесса в ООО «МБИ» 38
2.3 Бухгалтерский учет автотранспортных средств, как объектов основных средств в ООО «МБИ» 44
2.4 Рекомендации по постановке и совершенствованию бухгалтерского учета автотранспортных средств в ООО «МБИ» 68
3. Анализ использования автотранспортных средств в ООО «МБИ» 72
3.1 Анализ наличия и структуры автотранспортных средств 74
3.2 Анализ движения и технического состояния автотранспортных средств 79
3.3 Анализ интенсивности и эффективности использования автотранспортных средств 83
3.4 Факторный анализ эффективности использования автотранспортных средств 85
3.5 Возвратный лизинг, как вариант ускорения процесса обновления автотранспортных средств 91
Заключение 93
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Учет и анализ автотр средств.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

     - проведенный факторный анализ  эффективности использования автотранспортных  средств выявил преобладающее влияние на их фондоотдачу факторов экстенсивного характера, однако вместе с тем влияние интенсивных факторов также достаточно велико и, кроме того носит ярко выраженный отрицательный характер.

     3.5 Возвратный лизинг, как вариант ускорения  процесса обновления  автотранспортных  средств

 

     Далее автор рассмотрит вариант так  называемого «возвратного лизинга», который был предложен профессиональным консультантом в области лизинговых взаимоотношений с учетом данных анализа эффективности использования  автотранспортных средств.

     Возвратный лизинг – это продажа имущества лизинговой компании с последующим оформлением этого же имущества в финансовую аренду. Причем в качестве лизингополучателя и продавца выступает одно и то же лицо. В этом отличие возвратного лизинга от обычной лизинговой сделки. Законодательством такие правоотношения прямо предусмотрены в п. 1 ст. 4 Федерального закона № 164-ФЗ.

     Несомненное преимущество возвратного лизинга  состоит в том, что имущество  организации (например, транспортные средства) может по-прежнему использоваться в производственном процессе. И в то же время организация, продав это имущество лизинговой компании, получает единовременно деньги на различные расходы. Иными словами, этот вид лизинга является эффективным и относительно дешевым способом улучшения финансового положения предприятия за счет пополнения оборотных средств.

     Схема возвратного лизинга представлена на рис. 3.4.

     

     

     

     

     

     

       

      Рис. 3.4 Схема возвратного лизинга 

     Проведенный комплексный анализ использования  автотранспортных средств организации выявил необходимость обновления парка транспортных средств. Но в настоящее время организация не имеет возможности привлечь достаточное количество средств для активного осуществления этого процесса. Поэтому, по мнению автора, наиболее приемлемым вариантом в данном случае является заключение договора лизинга, в частности возвратного, так как он на сегодняшний день является перспективной формой привлечения инвестиций в предприятие. К тому же, следствием этого процесса станет положительная тенденция изменения показателей использования автотранспортных средств организации.

     Примечательны слова Аристотеля, которые приводит Философова Т. Г. в своем учебном  пособии «Лизинг» за 2008г.: «Богатство состоит не во владении имуществом, а в его использовании». По мнению автора, эта фраза достаточно четко отражает суть лизинговых отношений.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Автотранспортные  средства признаются основными средствами в соответствие с Общероссийским классификатором основных фондов.

     Основным средствам принадлежит особая роль в хозяйственной деятельности любого предприятия, так как они в совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют экономическую мощь организации. Их эффективное использование способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе росту числа оказываемых услуг и, соответственно, увеличению прибыли. Именно поэтому, данные о наличии и движении основных средств являются объектами бухгалтерского учета и экономического анализа, как процессов, формирующих необходимую информационную базу для принятия управленческих решений.

      Основные  средства – это денежная оценка материально-вещественных ценностей, используемых неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров (работ, услуг), стоимостью не ниже лимита, установленного Минфином России, переносящих свою стоимость на вновь создаваемый продукт (работу, услугу) по частям по мере изнашивания

     В РСБУ и МСФО существуют как схожие моменты, так и значительные различия в определении и учёте основных средств. Эти отличия заложены на уровне целей российского и международного учёта. Бухгалтерский учёт в РСБУ призван выполнять функцию контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью. МСФО не ставят задач по отражению юридической стороны операций, а направлены на их экономическую сущность.

     К основным направлениям, характеризующим  общее состояние отрасли международных  автомобильных грузоперевозок за последнее время можно отнести следующие тенденции: сокращение объема грузоперевозок за 2009г. и стабилизация его на достигнутом уровне в 2010г.; снижение темпов прироста подвижного состава; преобладание подержанной техники – 1998г. и старше.

      ООО «МБИ» - объект исследования, существует на современном рынке автотранспортных услуг более 10 лет. Основным видом деятельности общества является перевозка грузов юридическим лицам в городском и международном сообщении.

      Проведенный анализ годовой бухгалтерской отчетности ООО «МБИ» за 2009 и 2010гг., позволяет сделать вывод о том, что организация находится в кризисном финансовом состоянии.

      Так, в целом отмечается тенденция  уменьшения стоимости имущества (валюты баланса) организации: за 2009г. – на 359 тыс. руб. или 4,6%, за 2010г. – на 1379 тыс. руб. или 18,6%.

      Балансы ООО «МБИ» за 2009 и 2010 гг. не отвечают условиям ликвидности, так как организация практически не имеет высоколиквидных источников для оплаты наиболее срочных обязательств. Показатели ликвидности баланса значительно ниже нормативных значений, хотя в целом отмечается их положительная трендовая динамика.  Значения коэффициента абсолютной ликвидности: (0,003 за 2008г.; 0,2 за 2009г.; 0,12 за 2010г. при норме 0,1 – 0,7) показывают, что при необходимости немедленного погашения краткосрочных обязательств у организации на это нет возможности. Коэффициент быстрой ликвидности также ниже допустимого предела (0,03 за 2008г.; 0,2 за 2009г.; 0,14 за 2010г. при норме 1). Это означает, что при реализации своих наиболее ликвидных активов организация не сможет покрыть полностью свои текущие обязательства. Значения коэффициентов текущей ликвидности (0,06 за 2008г.; 0,24 за 2009г.; 0,19 за 2010г. при норме 2) показывают, что, даже иммобилизовав все свои оборотные активы, организация все равно не сможет покрыть свои текущие обязательства. Отрицательные значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами говорят о том, что запасы организации абсолютно не покрываются собственными оборотными средствами.

      Динамика  показателей финансовой устойчивости демонстрирует их незначительное увеличение в 2010 г., что можно оценить как положительную тенденцию. Но, несмотря на это их значения все же значительно ниже предельно допустимых значений. Наиболее важными для оценки показателями являются коэффициенты автономии (0,24 за 2008г.; 0,25 за 2009г.; 0,32 за 2010г. при норме 0,5) и соотношения заемного и собственного капитала (плечо финансового рычага) (0,31 за 2008г.; 0,34 за 2009г.; 0,47 за 2010г. при норме 1). Их значения отчетливо свидетельствуют о том, организация финансово неустойчива и  в высокой степени зависит от заемного капитала.

      За 2008г. балансовая прибыль сформирована только за счет основной деятельности организации. За 2009г. в составе прибыли  находят отражение результаты финансовой и инвестиционной деятельности, что привело к увеличению балансовой прибыли на 17 тыс. руб. За 2010 г результатом основной деятельности является убыток в размере 28 тыс. руб. Однако за счет значительного увеличения показателей по финансовой и инвестиционной деятельности, несмотря на значительную долю расходов, организация получила чистую прибыль в размере 59 тыс. руб. Хотя динамика балансовой прибыли положительная, очевиден факт увеличения зависимости организации от внешних источников финансирования.

      Учетный аппарат ООО «МБИ» организован  в соответствии с объемом учетной  работы предприятия и способствует рациональному и правильному  ведению бухгалтерского дела. Бухгалтерский  учет ведется по журнально-ордерной форме с применением возможностей программы Exel;

     Практические  аспекты бухгалтерского учета автотранспортных средств раскрыты также и в  части нехарактерных для ООО «МБИ» вариантов поступления и выбытия данных активов.

     Основная  отличительная особенность бухгалтерского учета автотранспортных средств обусловлена тем, что автотранспорт, как объект повышенной опасности, подлежит обязательному государственному учету и страхованию гражданской ответственности.

      В качестве рекомендаций по улучшению  организации бухгалтерского учета  в целом автор предлагает:

      - применять специализированную бухгалтерскую  компьютерную программу, что позволит  сделать этот процесс менее  трудоемким и снизит риск совершения  случайных ошибок;

      - внести дополнения в учетную  политику в части графика документооборота, проведения инвентаризации основных средств, так как эти пункты предусмотрены законодательно и их наличие является обязательным;

      В качестве рекомендаций по улучшению  бухгалтерского учета в части  автотранспортных средств автор  предлагает:

     - отразить в учетной политике  критерий существенности, установленный Минфином в приказе «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003г., по причине того, что особенностью учета автотранспортных средств ООО «МБИ» является то, что гос. пошлины на регистрацию автотранспортного средства не увеличивают его первоначальную стоимость, так как составляют малую ее часть;

     - рассмотреть вариант использования  амортизационной премии для целей  налогового учета, то есть возможностью  списывать до 10% (30%) первоначальной  стоимости автотранспортного средства.

     В качестве предложения нового направления  работы в бухгалтерском учете  автор рассматривает операции по финансовой аренде (лизингу), как альтернативный вариант других способов приобретения и использования  автотранспортных средств.

     По  итогам проведенного комплексного экономического анализа в отношении объектов исследования можно сделать следующие выводы:

     - Около 20% подвижного состава ООО «МБИ», представленного в основном грузовыми автомобилями, являются арендованными транспортными средствами. В настоящее время проводится работа по обновлению подвижного состава, так как более 60% автотранспортных средств устарели  (находятся в эксплуатации более 10 лет). Но этот процесс недостаточно интенсивен, вследствие чего отмечается тенденция ухудшения их качественного состояния;

     - рост коэффициента фондоотдачи, характеризующего эффективность использования автотранспортных средств, за 2010г. на 0,04 пункта, и снижение коэффициента фондоемкости, характеризующего потребность предприятия в автотранспортных средствах, с 1,95 до 1,8, указывают на тенденцию повышения эффективности использования автотранспортных средств;

     - показатель фондовооруженности, характеризующий обеспеченность организации автотранспортными средствами, в 2010г. составляет 338 тыс. руб./чел., что на 38% меньше, чем в 2009г.;

     - за 2010г. организацией был получен убыток от продаж, поэтому и фондорентабельность, оценивающая прибыльность автотранспортных средств, имеет отрицательное значение.

      - проведенный факторный анализ  эффективности использования автотранспортных средств выявил преобладающее влияние на их фондоотдачу факторов экстенсивного характера, однако вместе с тем влияние интенсивных факторов также достаточно велико и, кроме того носит ярко выраженный отрицательный характер.

     В настоящее время организация не имеет возможности привлечь достаточное количество средств для активного осуществления процесса обновления парка транспортных средств, необходимость которого была выявлена по результатам проведенного анализа. Поэтому, по мнению автора, наиболее приемлемым вариантом в данном случае является заключение договора лизинга, в частности возвратного.

     В завершение, можно сказать о том, что вышеприведенные выводы и  предложения отражают содержание изначально определенных задач и подтверждаются практическим материалом, представленным в виде приложений.

     Список  использованных источников

 
     
  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Налоговый кодекс РФ;
  3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 30.12.2008 № 312-ФЗ;
  4. Федеральный закон  «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007г. № 259-ФЗ;
  5. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007г. №16-ФЗ;
  6. Федеральный закон  «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. № 40-ФЗ;
  7. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ от 29.10.98г.;
  8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ;
  9. Постановление Правительства РФ от 07.05.2003г. №263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  10. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ»;
  11. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»;
  12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н;
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008г. № 106н.;
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001г. № 26н.;
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999г. № 32н.;
  16. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999г. № 33н.;
  17. Приказ Минфина России от 10.02.2006г. № 25н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»;

Информация о работе Анализ использования автотранспортных средств в ООО «МБИ»