Упрощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Перед написанием дипломной работы я поставила перед собой цель: раскрыть сущность упрощенной системы налогообложения, а также определить роль этого специального режима в процессе налоговой реформы осуществляемой в России.
Исходя из поставленной цели в своей работе я определила следующие задачи:
- раскрыть основные экономические понятия упрощенной системы;
- изучить особенности перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и наоборот и, какие последствия могут из этого возникнуть;
- показать арбитражную практику при возникновении ошибок в применении УСНО.

Содержание

1. Введение стр. 3
2. Методическая часть стр. 6
3. Основные положения применения упрощенной системы стр. 11
4. Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения стр. 13
5. Основные экономические понятия упрощенной системы налогообложения стр. 18
5.1. Объект налогообложения. Налоговая ставка стр. 18
5.2. Порядок определения доходов стр. 20
5.3. Порядок определения расходов стр. 22
5.4 Порядок признания доходов и расходов стр. 33
5.5. Особенности определения налоговой базы стр. 35
5.6. Налоговый и отчетный периоды стр. 36
5.7. Порядок исчисления и уплаты единого налога стр. 37
5.8. Зачисление сумм налога стр. 41
6. Декларация по единому налогу, уплачиваемому при
применении УСНО стр. 42
7. Налоговый учет стр. 43
8. Особенности исчисления налоговой базы при переходе
на упрощенную систему налогообложения и наоборот стр. 44
9. Практическая часть стр. 52
10. Заключение стр. 56
11. Список литературы стр. 59

Работа содержит 1 файл

Диплом Упрощенная система налогообложения.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

    Все организации, которые перешли с  упрощенной системы на общий режим  налогообложения, в момент перехода в налоговом учете должны отразить остаточную стоимость основных средств. Ее нужно определять Следующим образом. Из первоначальной стоимости нужно вычесть сумму амортизации, которая была начислена за время, пока применяется УСНО.

    При этом расходы на покупку основных средств, которые учли, рассчитывая налоговую базу за время УСНО, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода на общий режим налогообложения. Это относиться к тем случаям, когда они превысили сумму амортизации. Суммы такого превышения признаются доходом, и включают в налоговую базу отчетного периода, когда организация вернулась на общий режим налогообложения.

    Пример:

    В 2004 году ООО «Славянка» работает по упрощенной системе. С первого квартала 2005 года оно возвращается на общеустановленную систему налогообложения. По состоянию на 1 января 2005 года остаточная стоимость грузового автомобиля, который купили в 2004 году, составляет 240000 руб. Ее исчислили по правилам главы 25 НК РФ. Расходы организации по покупке грузового автомобиля составили 270000 руб. Сумма амортизации – 30000 руб.

    В этом случае ту сумму, на которую расходы на приобретение автомобиля превысили начисленную амортизацию – 240000 руб. (270000 – 30000) ООО «Славянка» включит в налоговую базу при исчислении налога на прибыль 2005 году. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       9. Практическая часть.

    В своей практической работе я хочу проанализировать типичные ошибки, возникающие при применении упрощенной системы налогообложения. Для этого рассмотрим следующую ситуацию:

   Организация, применяющая упрощенную систему  налогообложения с объектом обложения «доходы», в отчетном периоде выплатила работнику пособие по временной нетрудоспособности за счет собственных средств.

   Неверно:

   На  сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности сверх минимального размера платы труда организация начислила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на величину которых впоследствии уменьшила сумму единого налога при применении УСНО.

   Правильно:

   Гражданам, являющимся работниками организации, применяющей УСНО, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия  по нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:

   - средств  ФСС РФ – в части суммы  пособия, не превышающей за полный календарный месяц 600 руб.;

   - средств  работодателей – в части суммы  пособия, превышающий вышеуказанный  размер.

   Применение  УСНО предусматривает замену уплаты ЕСН в числе прочих налогов  уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. При этом организации, применяющие УСНО, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

   Объектом  обложения страховыми взносами и  базой для начисления

   страховых взносов в бюджет Пенсионного  фонда РФ являются объект налогообложения  и налоговая база по ЕСН.

   Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, не подлежат обложению ЕСН. К таким пособиям относится и пособие по временной нетрудоспособности.

   Таким образом, несмотря на то что пособие  по временной нетрудоспособности частично выплачивается за счет организации, оно относится к выплатам, которые  являются пособиями, гарантированными государством, и на которые не начисляются как ЕСН, так и взносы в Пенсионный фонд РФ.

   Сумма единого налога, исчисленная за налоговый (отчетный период), уменьшается налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работником пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

   Таким образом, поскольку на указанные  выше пособия не должны начисляться  страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, организация занизила сумму единого налога, уменьшив его на сумму необоснованно начисленных страховых взносов.

   В результате допущенной ошибки произошло занижение  суммы единого налога (авансового платежа по налогу) при применении УСНО, подлежащего уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

   Если  данная ошибка будет выявлена налоговым  органом, то с организации помимо неуплаченной суммы налога (авансового платежа по налогу) и пени может быть взыскан штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (авансового платежа по налогу).

   На  должностных лиц организации может быть наложен административный штраф за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в размере от 2000 до 3000 руб. в соответствии со ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

   Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской  отчетности, в частности, понимается искажение сумм начисленных налогов  и сборов не менее чем на 10%.

   Помимо  этого вследствие ошибки произошла  переплата сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ.

   Пример:

   В первом квартале 2004 г. организация, применяющая  УСНО с объектом обложения «доходы», выплатила работнику 1960 года рождения пособие по временной нетрудоспособности в сумме 10000 руб. за февраль 2004 г. Часть пособия в размере 600 руб. была возмещена органом ФСС РФ, оставшуюся часть пособия организация выплатила за счет собственных средств.

   При расчете  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма в  размере 9400 руб. (10000 руб. – 600 руб.) была включена в базу по начислению данных взносов.

   Страховые взносы составили 1316 руб., в том числе:

   - на  финансирование страховой части  трудовой части трудовой пенсии  – 1128 руб. (9400 руб.*12%);

   - на  финансирование накопительной части трудовой части трудовой пенсии – 188 руб. (9400 руб.*2%).

   Сумма единого налога (за вычетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также суммы выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности) в размере 25800 руб. была перечислена в бюджет.

   При переходе на УСНО с 01.01.2004 организация приняла  решение не вести бухгалтерский  учет (за исключением бухгалтерского учета основных средств и НМА).

   Вследствие  того, что сумма единого налога по итогам первого квартала 2004 г. была уменьшена на сумму ошибочно начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, была занижена сумма единого налога, подлежащего уплате в бюджет за указанный период, на 1316 руб.

   Допустим, ошибка была выявлена в июне 2004 г., доплата в бюджет единого налога произведена 16.06.2004.

   При обнаружении  налогоплательщиком в поданной им налоговой  декларации неотражения или неполноты  отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению сумм налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также во избежание применения к нему мер ответственности до внесения соответствующих исправлений уплатить недостающую сумму налога и соответствующие пени.

   Таким образом, после выявления ошибки организации следует внести изменения в декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за первый квартал 2004 г.

   Кроме того, у организации возникла переплата сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Указанная переплата по заявлению организации подлежит зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату.

   Так как  перечисление в бюджет единого налога, уплачиваемого при применении УСНО, произведено позже установленного срока, организации необходимо рассчитать  и уплатить в бюджет сумму пени в соответствии со ст. 75 НК РФ. Пня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора.

   Предположим, что ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ, в период с 24.04.2004 по 16.06.2004 составляет 14%. 
 

   Расчет  пени за несвоевременную уплату в  бюджет единого налога организацией, применяющей УСНО:

Назва-ние

налога

Срок

уплаты

налога

Сумма

налога,

руб.

Дата

 уплаты

налога

Кол-во

дней 

прос-рочки

Раз-мер

пени,

руб.

Еди-ный

налог при 

приме-нении

УСНО за

первый 

квартал

2004 г.

26.04.04 1316,00 16.06.04 50 30,71

(1316*14%/300

*50

 

Таким образом, в июне 2004 г. организации необходимо доплатить в бюджет 1316 руб. единого  налога за первый квартал 2004 г. и соответствующую сумму пени в размере 30,71 руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    10. Заключение.

    Начало  действия упрощенной системы налогообложения, пожалуй, было главным событием начала 2003 года. Не смотря на неопределенность, возникшую в связи с обсуждением и рассмотрением поправок в этот специальный режим, уже многие высказались за него. В 2003 году количество налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения возросло по сравнению с 2002 г.. в 3,6 раза и к 1 января 2004 г. составило около 640 тыс. При этом количество организаций увеличилось в 2,9 раза и составило более 230 тыс., количество индивидуальных предпринимателей увеличилось в 4 раза и составило более 405 тыс. Темпы роста количества «упрощенцев» сохранились и по сей день: на начало 2005 года в Нижнем Тагиле уже около 32 % налогоплательщиков работают по упрощенной системе налогообложения.

    Упрощенная система налогообложения стала очень популярна среди организаций и индивидуальных предпринимателей в последние два года, которые стали для налоговиков и налогоплательщиков страны этапными в процессе продвижения широкомасштабной налоговой реформы, осуществляемой в России, потому что она, безусловно, льготная. Налоговая нагрузка на налогоплательщика по сравнению с общеустановленной системой налогообложения серьезно снижается. Поэтому желающих перейти на УСНО много. Также популярность упрощенной системы налогообложения объясняется тем, что она способствует не только сокращению объема и облегчению ведения отчетной документации организаций и индивидуальных предпринимателей, но и повышению эффективности налогового администрирования для работников системы.

    Но, не смотря на все плюсы упрощенной системы, я хочу обратить внимание на то, что действующая сейчас редакция гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» уже имеет немало подводных камней, так же у налогоплательщиков появляется масса вопросов по поводу работы по УСНО. В Правительстве Российской Федерации осознают, что многие моменты, прежде всего по переходному периоду,  в законодательстве не прописаны, и сейчас заинтересованные ведомства их тщательно анализируют – возможно, вскоре последуют как их разъяснения, так и предложения по уточнению Налогового Кодекса Российской Федерации.

    Проведя исследование в своей работе, я выделила наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются плательщики, применяющие УСНО, и какие поправки планируется внести для решения этих проблем.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения