Упрощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Перед написанием дипломной работы я поставила перед собой цель: раскрыть сущность упрощенной системы налогообложения, а также определить роль этого специального режима в процессе налоговой реформы осуществляемой в России.
Исходя из поставленной цели в своей работе я определила следующие задачи:
- раскрыть основные экономические понятия упрощенной системы;
- изучить особенности перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и наоборот и, какие последствия могут из этого возникнуть;
- показать арбитражную практику при возникновении ошибок в применении УСНО.

Содержание

1. Введение стр. 3
2. Методическая часть стр. 6
3. Основные положения применения упрощенной системы стр. 11
4. Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения стр. 13
5. Основные экономические понятия упрощенной системы налогообложения стр. 18
5.1. Объект налогообложения. Налоговая ставка стр. 18
5.2. Порядок определения доходов стр. 20
5.3. Порядок определения расходов стр. 22
5.4 Порядок признания доходов и расходов стр. 33
5.5. Особенности определения налоговой базы стр. 35
5.6. Налоговый и отчетный периоды стр. 36
5.7. Порядок исчисления и уплаты единого налога стр. 37
5.8. Зачисление сумм налога стр. 41
6. Декларация по единому налогу, уплачиваемому при
применении УСНО стр. 42
7. Налоговый учет стр. 43
8. Особенности исчисления налоговой базы при переходе
на упрощенную систему налогообложения и наоборот стр. 44
9. Практическая часть стр. 52
10. Заключение стр. 56
11. Список литературы стр. 59

Работа содержит 1 файл

Диплом Упрощенная система налогообложения.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

    7. Налоговый учет.

    Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

    Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести учет на основании Книги учета доходов и расходов. Порядок ведения Книги учета доходов и расходов установлен Приказом МНС РФ от 28 октября 2002 г. №  БГ-3-22/606. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30. 06. 2003 г.) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, однако за ними сохраняется обязанность ведения учета основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная систему налогообложения» НК РФ. Если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, одновременно осуществляет виды деятельности, подлежащие переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, то она не освобождается согласно Федеральному закону от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от ведения бухгалтерского учета и должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по организации.

        
 

    8. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения и наоборот.

    Организации, ранее применявшие общий режим  налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила:

  1. на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения;
  2. на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации. В отношении основных средств, числящихся у налогоплательщика, оплата которых будет осуществлена после перехода на упрощенную систему налогообложения, остаточная стоимость учитывается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств;
  3. не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения;
  4. расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения;
  5. не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов налогоплательщика, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Организации, применявшие  упрощенную систему налогообложения, при

переходе на общий режим налогообложения  с использованием метода начисления выполняют следующие правила:

  1. не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий  режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения;
  2. расходы, осуществленные налогоплательщиком в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.

    При переходе на общий режим налогообложения  в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения упрощенной системы налогообложения. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы, если они превысили суммы амортизации, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения.

    При переходе на упрощенную систему налогообложения  с общей системы следует учитывать  следующее:

  1. при переходе с 1 января 2005 года на упрощенную систему налогообложения необходимо:

    - включить  в налоговую базу первого квартала 2005 года суммы денежных средств, полученных до 1 января 2005 года (авансы) в оплату по договорам, исполнения которых будет осуществляться после 1 января 2005 года, то есть после перехода на упрощенную систему налогообложения;

    - в налоговом учете отразить остаточную стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных до 1 января 2005 года;

    - восстановить  суммы налога на добавленную  стоимость принятые к вычету  до 1 января 2005 года по товарам  (работам, услугам), в том числе  по основным средствам и нематериальным активам, не использованным до перехода на УСНО. При этом сумма НДС по основным средствам и нематериальным активам должна быть восстановлена по остаточной стоимости.

    Согласно  разъяснениям Федеральной налоговой  службы (письмо от 24.11.2004 г. № 03-1-08/2367/45 суммы налога по оплаченным и принятым к учету основным средствам, не использованным для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, в связи с переходом налогоплательщиков НДС на УСНО подлежат восстановлению у налогоплательщика НДС в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения.

    При восстановлении ранее принятых к  вычету сумм налога на добавленную  стоимость, по основным средствам следует  иметь в виду, что восстановлению подлежат суммы налога, исчисленные с остаточной стоимости основных средств (без учета переоценки), числящейся в бухгалтерском учете.

    Вычеты  сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику налога на добавленную стоимость при приобретении основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.

    Следовательно, вычет сумм налога на добавленную стоимость по основным средствам в доле, приходящейся на остаточную стоимость основных средств, после перехода налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, также не производиться.

    Пример: остаточная стоимость основного  средства на 1 января 2005 года – 100000 руб., сумма НДС, подлежащая восстановлению 20000 руб. (100000 * 20%).

    Восстановление  сумм НДС должно быть отражено в  налоговой декларации за декабрь 2004 года.

    При этом следует обратить внимание, что  Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении вопроса  о необходимости восстановления сумм налога на добавленную стоимость при переходе на упрощенную систему налогообложения в своем Постановлении от 30. 03. 2004 г. № 15511/03 высказал противоположную точку зрения.

    Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные  налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории РФ, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 «Порядок применения налоговых вычетов» НК РФ, в том отчетном периоде. Когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы). Данные нормы Налогового кодекса право налогоплательщика на вычеты не связывают с моментом реализации (использования) товаров.

    Законодательство  о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, используемым после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» НК РФ, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС. В данном случае налог на добавленную стоимость возмещен до перехода общества на упрощенную систему налогообложения.

  1. По налогу на добавленную стоимость, при переходе с 1 января 2005 года на упрощенную систему налогообложения:

    - товары (работы, услуги) отгруженные (выполненные) до 1 января 2005 года, но оплата за которые поступит в 2005 году и позже, подлежат обложению НДС (исходя из договорных отношений);

    - товары (работу, услуги) оплата за которые  поступила до 1 января 2005 года в  виде аванса, но их отгрузка (выполнение) будет произведена после указанной даты не подлежат обложению налогам на добавленную стоимость только в случае изменения договора путем исключения из условий договора оплаты налога на добавленную стоимость. В противном случае соответствующая сумма налога на добавленную стоимость должна быть перечислена в бюджет.

    Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, в  связи с этим такие организации  и индивидуальные предприниматели  не должны оформлять счета-фактуры и уплачивать НДС в бюджет.

    В случае выставления плательщиками  УСН покупателю товаров (работ, услуг) счета- фактуры с выделением суммы НДС, вся сумма налога подлежит уплате в бюджет. При исчислении налоговой базы по единому налогу, сумма уплаченного в бюджет НДС из состава доходов, полученных за реализованные товары (работы, услуги) не включается и в состав расходов, уменьшающих доходы, не учитывается.

    МНС России письмом от 24. 03. 2003 г. № ВГ-6-03/337 по вопросу исчисления НДС лицами, использующими право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, при переходе на упрощенную систему налогообложения разъясняет следующее:

    Пунктом 3 ст. 346.12 «Налогоплательщики» НК РФ определен перечень лиц, которые  не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Лица, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, вправе применять упрощенную систему налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

    В соответствии с п. 4 ст. 145 «Освобождение  от исполнения обязанностей налогоплательщика» НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 месяцев.

    Учитывая  то, что лица, применяющие УСНО, не являются плательщиками НДС, за исключением НДС подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, нормы статьи 145 НК РФ на них не распространяются с момента перехода на УСНО.

    Таким образом, плательщики налога на добавленную  стоимость, использующие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с п. 4 ст. 145, при переходе на УСНО до истечения 12 месяцев от начала использования права на освобождение, суммы налога на добавленную стоимость за период, в котором он использовал право на освобождение, не восстанавливают.

    Переход с УСНО на общий режим налогообложения  может осуществляться как в добровольном, так и в обязательном порядке. Ниже я приведу сравнительную  таблицу порядка перехода.

    Порядок перехода     Добровольный     Обязательный
    Условия перехода 
 
 
 
 
 
    
    Решение организации     По  итогам налогового (отчетного) периода:

    - доход  превысил 15 млн. руб. или

    - остаточная стоимость ОС и НМА, определяемая по правилам бухгалтерского учета, превысила 100 млн. руб.

    Момент  перехода     С начала следующего налогового периода, то есть только с 1 января     С начала квартала, в котором было допущено превышение доходов или  стоимости ОС И НМА
    Срок  уведомления налоговых органов  о переходе     Не  позднее 15 января года, в котором  осуществляется переход     Не  позднее 15 – го числа месяца, следующего за кварталом, в котором было допущено превышение доходов или стоимости ОС и НМА

  

     Таким образом, в процессе деятельности организациям постоянно необходимо отслеживать:

    - величину  дохода;

    - остаточную  стоимость ОС и НМА.

    При отказе от упрощенной системы налогообложения платить, так называемые, традиционные налоги нужно уже с того квартала, в котором было допущено превышение. Но как уже было отмечено, обнаружить это можно лишь в конце отчетного периода. Но, по многим налогам надо перечислять авансовые платежи. Как же быть с ними? Так вот, сами налоги платить придется. А вот пени и штрафы за опоздание потребовать не могут.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения