Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Работа содержит 1 файл

1 с доработкой.docx

— 222.53 Кб (Скачать)

Источник – собственная  разработка. Таблица составлена на основании разработочной таблицы (Приложение    ).

 

Первый платеж налога на недвижимость в 2012 г. организация уплатит до 22 марта в размере 59,5 млн. р.

В целях контроля за сроками уплаты налогов в бюджет в организации целесообразно составлять календарь налоговых платежей на каждый месяц в разрезе видов налогов и сроков их уплаты (табл. 3.5).

 

Таблица 3.5 - Календарь налоговых платежей налога на недвижимость УП "Бобруйский торговый центр" на 2013 г.

 

Сумма налога, млн р.

Сроки уплаты

22 марта

22 июня

22 сентября

22 декабря

237900,0

59475,0

59475,0

59475,0

59475,0


Источник – собственная  разработка. Таблица составлена на основании разработочной таблицы (Приложение  ).

 

Планирование налогов  осуществляется с целью обоснования необходимости наличия денежных средств на счетах в банках для своевременного расчета с бюджетом.  

Планирование налогов  и сборов – необходимый элемент  при выработке управленческого  решения, влияющий на его эффективность  и величину собственных средств. В УП «Бобруйский торговый центр» планирование налогов и сборов не имеет большое значение, оно осуществляется бухгалтером «для себя», что является негативным моментом для организации, поскольку отсутствует возможность в полной мере применить все допустимые законом средства для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Поэтому налоговое планирование в УП «Бобруйский торговый центр» необходимо использовать в организации, это позволит всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

 

    1. Пути совершенствования исчисления налога на недвижимость в условиях реформирования налоговой системы Республики Беларусь

 

Сегодня налоговая система Республики Беларусь продолжает совершенствоваться, опираясь на опыт стран с развитыми системами налогообложения. Но при этом её совершенствование, что естественно, учитывает особенности национальной экономики – экспортоориентированность, необходимость обеспечения инновационного развития, привлечения инвестиций, а также социальную направленность внутренней направленности государства.

В Республике Беларусь достигнуто понимание того, что главный резерв оптимизации бюджета, сокращение бюджетного дефицита заключается в повышении экономической активности за счет снижения нагрузки на бизнес в самых разных её проявлениях – не только налоговой, но и административной составляющей.

Современная налоговая система  Республики Беларусь за последние несколько лет до настоящего претерпела довольно существенные изменения, в частности налога на недвижимость также. Был упрощён порядок подачи документов в налоговые органы, а именно не по месту регистрации недвижимости, а по месту регистрации плательщика (за исключением объектов не завершённых строительством). Однако ещё многое требует изменению в части порядка исчисления и уплаты налога на недвижимость.

Налог на недвижимость должен стимулировать ее эффективное использование. Он должен побуждать собственника искать пути наибольшей отдачи от объекта недвижимости, ориентировать его на требования рынка. Продуманная система налогообложения недвижимости должна стимулировать переориентирование нерентабельных производств на более доходные виды деятельности путем вынужденной передачи недвижимости от неэффективного собственника к более рачительному хозяину. Налог на недвижимость должен стать одним из факторов, регулирующих землепользование, градостроительство, размещение производств и т. д. Этот налог должен являться средством цивилизованного перераспределения доходов, когда богатые платят за бедных. Кроме того, поскольку земля - ограниченный и неравномерно распределенный ресурс, стоимость которого создавалась поколениями людей, то она должна приносить доход обществу, и отдача должна быть соизмерима с затратами на покрытие необходимых потребностей общества. К сожалению, действующая в нашей стране система налогообложения недвижимости не решает этих задач, поскольку обладает рядом существенных недостатков.

Недостатки действующей  системы налогообложения недвижимости :

  1. Практикуемая форма налогообложения недвижимости не играет роли справедливого перераспределения имущества через местные бюджеты. В реальности недвижимость в большинстве своем доходна, но отсутствие механизма, контролирующего уплату части дохода в бюджет, приводит к утечке капиталов мимо госбюджета и снижению инвестиционной активности.

При существующем порядке  налогообложения недвижимости собственники имеют возможность на протяжении длительного срока держать недвижимость на бездоходном уровне, никак ее не используя и не испытывая никаких вытекающих из этого финансовых затруднений.

  1. На данный момент уже принято в отношении данного вида налога единое понятие – налог на недвижимость. Однако практика показывает, что в законодательной базе в отношении налога на недвижимость существуют различные отклонения в понятиях недвижимости, а именно «здания» и «сооружения», отсутствует конкретизация некоторых определений в нормативных документах, касающихся недвижимости и налогообложения её.
  2. Сегодня база налогообложения недвижимости не имеет ничего общего с рыночной стоимостью, отличаясь от нее порой в 20-30 раз, как правило, в меньшую сторону. В результате в бюджет не поступают значительные средства. Нарушается также и принцип социальной справедливости, поскольку рассчитанная по действующим методикам стоимость объекта в центре столицы и точно такого же где-нибудь в сельской местности будет отличаться незначительно, хотя на самом деле разница очень большая.

Базой налогообложения должна стать рыночная стоимость объектов обложения. Однако отсутствие в Республике Беларусь цивилизованного рынка недвижимости не позволяет в данный момент определить рыночную стоимость каждого налогооблагаемого объекта недвижимости, поэтому для начисления налога на недвижимость следует пока применять иные подходы. Одним из таких подходов может стать экономическая оценка недвижимости. Подобные модели являются работоспособными и эффективными в переходные этапы становления рынка. По мере накопления статистической информации по продажам и стоимости строительных работ, стройматериалам и т. д. модель корректируется в сторону сближения базы налогообложения и рыночной стоимости.

База налогообложения  должна рассчитываться государством. Для этого должны быть созданы  специальные государственные органы, осуществляющие массовую оценку объектов недвижимости. Оценка должна строиться  на данных органов регистрации прав на недвижимость. Значительных дополнительных расходов это не потребует, поскольку  функции оценки могут быть выполнены  в рамках штатной численности  сотрудников Бюро регистрации и  технической инвентаризации и органов  землеустройства. Государство должно за свой счет регулярно производить  переоценку каждого объекта и  выставлять счет плательщику. Необходимо ввести также единую периодичность платежей. Учитывая международный опыт, целесообразно установить внесение платежей один раз в год.

Для организации эффективной  системы налогообложения недвижимости необходима хорошо налаженная инфраструктура рынка недвижимости. Такая инфраструктура должна включать в себя системы государственного учета недвижимости и регистрации прав на нее, государственной регулярной массовой пообъектной оценки недвижимости, независимой оценки недвижимости.

Развитие системы регистрации  должно быть направлено на совершенствование организационной структуры; совершенствование правовой основы системы регистрации и кадастров; на компьютеризацию технических процедур.

Должна быть внедрена практика постоянной пообъектной оценки недвижимости, тесно связанная с системой регистрации прав на недвижимое имущество. Система оценки должна быстро реагировать как на изменения в экономике государства, так и на изменения в жизни территорий.

Следует выделить две главные  задачи формирующейся системы государственной оценки недвижимости: определение величины платежей за недвижимость во всех ее формах (налог, арендная плата, рыночная цена); регулирование развития населенных пунктов с помощью экономических рычагов и методов.

Учет недвижимости должны осуществлять органы, имеющие статус госучреждений, их деятельность должна финансироваться из бюджета (при этом госпошлина за регистрацию прав должна направляться в бюджет). А оценку недвижимости должны осуществлять государственные органы, имеющие статус территориального хозрасчетного госпредприятия, их деятельность должна финансироваться за счет платежей заказчиков оценки. При этом целесообразно не ограничивать рамки деятельности данных предприятий только оценкой недвижимости и только целями налогообложения. Они должны осуществлять оценку любого имущества.

Параллельно с системой государственной  оценки должна развиваться система независимой оценки недвижимости. Такая оценка будет более точно определять рыночную стоимость недвижимости, поскольку независимые оценщики имеют возможность более гибко применять различные методики оценки, используя самые современные достижения науки в этой области. Основываясь на результатах независимой экспертизы, граждане и юридические лица будут иметь возможность оспаривать государственную оценку, если она ущемляет их интересы. Кроме того, независимая оценка найдет широкое применение в системе ипотечного кредитования, страхования недвижимости и в других случаях.

Важным нюансом также  является конкретизация отдельных определений в налоговом законодательстве.

С целью конкретизации терминов "здание" и "сооружение" в п. 1 ст. 185 Налогового Кодекса Республики Беларусь с 1 января 2012 г. внесены изменения, согласно которым «зданием, сооружением признают строительную систему, предназначенную для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимую в установленном порядке к зданиям, сооружениям»[48]. Для целей налогообложения к сооружениям также «относят передаточные устройства - устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и иные основные средства, относимые в установленном порядке к передаточным устройствам»[48].

То есть, как и ранее, здание и сооружение для целей обложения налогом на недвижимость должно являться прежде всего строительной системой, предназначенной для определенных целей. Вместе с тем при определении здания и сооружения для целей обложения налогом на недвижимость такая строительная система должна относиться к зданиям и сооружениям в установленном порядке.

При этом налоговое законодательство не дает ни разъяснений, ни ссылок.

При этом согласно существующим разъяснениям налоговых органов для отнесения тех либо иных объектов основных средств к объектам налогообложения целесообразно использовать нормы постановления Минэкономики РБ от 30.09.2011 г. № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" [47].

По мнению налоговых органов, все  основные средства, перечисленные в группах 1 "Здания", 2 "Сооружения" и 3 "Устройства передаточные" соответствуют определению зданий, сооружений и передаточных устройств, приведенному в Налоговом Кодексе Республики Беларусь.

Однако очевидны многие расхождения  в понятиях и определениях.

Например, в соответствии с постановлением № 161 к сооружениям относят такие объекты, как вазы, скульптуры, скамейки, декоративные урны, питьевые колонки (фонтанчики), беседки (шифр 20403), площадки, дорожки, балюстрады, стенды капитальные, витрины, вольеры, клетки, панно, флагштоки, картины (шифр 20401) [47].

Очевидно, что такие сооружения с очень большой натяжкой можно  назвать строительными системами, предназначенными для проживания и пребывания людей, хранения имущества, производства и реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и грузов.

Следует обратить внимание, что и в 2012 г. Налоговый Кодекс Республики Беларусь также дает самостоятельные определения объектам налогообложения и не содержит ссылок конкретно на постановление № 161.

Поэтому необходимо, чтобы законодатели при установлении объектов налогообложения давали в Налоговом Кодексе Республики Беларусь четкие отсылочные нормы на другие законодательные или нормативные документы, в которых содержатся понятия, позволяющие с достаточной степенью точности определять и применять их для целей налогообложения. Другим вариантом является возможность и необходимость установления норм в самом Налоговом Кодексе Республики Беларусь, которые давали бы более точные определения либо конкретизировали нормы законодательства, которыми следует руководствоваться при определении таких объектов.

Информация о работе Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства