Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Работа содержит 1 файл

1 с доработкой.docx

— 222.53 Кб (Скачать)

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ  И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ  ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

 

    1. Экономическая сущность и значение налога на недвижимость

 

 

Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных  расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными  отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Согласно Общей части  Налогового кодекса Республики Беларусь налогом признается «обязательный  индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты» [42, с. 10].

Данная трактовка налога характеризует суть его видимых  форм, в которых на практике используется объективная категория «налог». Исторически общество имело дело только с налоговыми формами. Изначально эти формы отражали интересы верховной  власти, что закрепило суждение о  налоге как о неизбежном зле общественной жизни. Однако таковым является форма  налогообложения, устанавливаемая  по воле  антидемократической власти. Формы, как известно, никогда не идентичны  содержанию или внутреннему потенциалу той или иной объективной экономической  категории. Они зависят от уровня общественного развития.

Т. Ф. Юткина рассматривает  налог как понятие, «интегрирующее смысл всех налоговых категориальных образований («система налогообложения», «налоговая система», «налоговое производство») в их теоретическом восприятии и  в конкретно-содержательных образах  функционирования в государстве  в определенный период времени» [64, с. 35].

Е. М. Попов разделяет позицию  авторов, придерживающихся первой концепции  в определении налога, и одновременно считает необходимым ее конкретизировать следующим образом: «…Налоги – это  установленные органами государственной  власти в целях удовлетворения общегосударственных  потребностей обязательные индивидуально  безвозмездные платежи, которые  вносятся в бюджет при наличии  материальных предпосылок по строго определенным ставкам и в заранее  обусловленные сроки юридическими и физическими лицами» [57, с. 43].

При этом необходимо подчеркнуть, что платежи эти должны быть определены, исходя из реальных возможностей экономики, произвести валовой внутренний продукт, а не из необходимости любой ценой профинансировать расходы бюджета.

Для осуществления своих  функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта, создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право  государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются  и принимаются законы о конкретных видах налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и  других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

В мировой практике налог  на имущество известен давно. На ранних стадиях капитализма он взимался с различного рода имуществ, но главным  образом – с недвижимого имущества, по внешним признакам и твердым  нормам доходности, с применением  кадастра-реестра, содержащего сведения об оценке имущества и средней  доходности объектов. Налог с имущества имеет большое значение:

  1. он гарантирует определенную долю поступлений в доход бюджета независимо от уровня экономического состояния собственника;
  2. при заранее установленных оптимальных ставках налога он дает производителю определенные выгоды, в частности: при владении равными производственными ресурсами, но более эффективном их использовании и одинаковых налоговых платежах выиграют те, кто выпустит больше продукции;
  3. налог на имущество стимулирует освобождение предпринимателей от излишних и неэффективных материальных ресурсов, вследствие чего рынок пополняется дополнительными объектами купли-продажи;
  4. данный налог способствует перераспределению имущества в пользу собственников, которые будут использовать его более эффективно.

Имущественные налоги широко распространены практически во всех странах. Обычно налогооблагаемое имущество можно классифицировать следующим образом:

  • недвижимое имущество (земля, здания, сооружения);
  • материальное личное имущество (товары длительного пользования, в том числе предметы роскоши, оборудование, используемое для извлечения дохода, машины, сельскохозяйственные животные и др.);
  • нематериальные активы (лицензии, права на объекты интеллектуальной собственности и др.), ценные бумаги и денежная наличность.

В связи с приобретением  Республикой Беларусь экономической  и политической самостоятельности, а также распадом СССР возникла необходимость  создания собственной налоговой  системы, учитывающей настоятельную потребность экономики в переходе к рыночным отношениям. Рядом законов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь в республике была установлена новая налоговая система.

Так, 23 декабря 1991 г. был принят Закон «О налоге на недвижимость», в соответствии с которым был введен этот налог.

В налоговой системе Беларуси на долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 3% доходов консолидированного бюджета. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения – остаточной стоимости основных средств, меняющихся из года в год в зависимости от результатов их переоценки. Доля налога в период с 1993 по 2011 гг.. увеличилась с 0,6% до 3%.

Это может быть связано  с тем, что инфляция в этот период снизилась до приемлемых значений, а связанная с этим ежегодная (в том числе и несколько раз в год) переоценка недвижимости замедлилась.

В связи с произведённой  в 2000 г. переоценкой основных производственных фондов существенно возросли платежи по налогам на недвижимость (по крупным промышленным предприятиям в среднем в 8 раз). Большинство крупнейших организаций, которые не имели возможность для соответствующего увеличения цен на производственную продукцию, заметно потеряли в прибыли. В итоге уменьшился и удельный вес выручки налогов из прибыли.

 В 2009 г. произошло снижение доли налога на недвижимость до 2,6%. Это связано с изменением объекта обложения. В 2009 г. налогом на недвижимость стали облагаться только здания и сооружения, а не все основные средства.

В Республике Беларусь налог  на недвижимость можно классифицировать следующим образом:

  • по объекту обложения – налог на имущество;
  • по принадлежности к уровню бюджетной системы – местный налог;
  • по источнику уплаты – налог на недвижимость включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении;
  • по способу изъятия – прямой налог.

Основным достоинством налога на недвижимость является высокая степень стабильности объекта обложения, вследствие чего данный налог менее всего подвержен конъюнктурным колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависит от результатов хозяйственной деятельности организации. Все это позволяет рассматривать данный налог как один из самых стабильных источников доходной части бюджетов соответствующих уровней.

Как уже отмечалось, налог  на недвижимость относится к группе прямых налогов, так как взимается  со стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику и приносящего или способного приносить ему доход. Поскольку суммы налога на недвижимость не связаны с величиной дохода (прибыли), получаемой от ее использования, этот налог при хорошей организации может играть значительную управляющую роль в экономике организации, стимулируя собственников имущества к использованию в производстве прогрессивной техники, приносящей большую фондоотдачу.

Налог на недвижимость теоретически определяется как реальный налог  в связи с тем, что объектом налога являются не доходы налогоплательщиков, а физические объекты недвижимого  имущества.

Сущность любой экономической  категории раскрывается посредством  ее функций. Помимо основных функций налога на недвижимость как экономической категории «налог», ему присущи и специфические функции: социальная, стимулирующая и инвестиционная (рис. 1.1).

 





 






 


 

 

Рисунок 1.1– Функции налога на недвижимость

Источник – собственная  разработка. Рисунок составлен на основе изучения экономи-ческой литературы.

 

Фискальная функция  налога на недвижимость проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

Распределительная функция налога на недвижимость заключается в обеспечении процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства.

Регулирующая  функция налога на недвижимость заключается в том, что налог, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Контрольная функция  налога на недвижимость способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса и позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и тем самым позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы.

Стимулирующая функция  налога на недвижимость реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Также налог на недвижимость стимулирует более эффективную эксплуатацию зданий и сооружений, за которые нужно платить налоги; кроме того, ощутимый налоговый пресс побуждает предпринимателей к осмотрительности при покупке имущества, что должно способствовать переходу имущества к тому, кто им лучше распорядится.

Социальная функция  налога на недвижимость проявляется в поддержании социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения; чем богаче предприятие, тем больше оно должно вносить средств в бюджет на общегосударственные нужды.

Инвестиционная  функция налога на недвижимость заключается в том, что, исключая из состава налогообложения отдельных объектов недвижимости и путем выбора различных ставок налогообложения (их дифференциации), можно влиять на рынок инвестиций.

Налог на недвижимость является современным выражением имеющего давнюю историю налога на имущество и  подомового налога. В этих условиях следует четко определить признаки объекта обложения налогом –  имущества, относящегося к недвижимому.

Понятие «недвижимое имущество» впервые было сформулировано в римском  праве в связи с введением  в гражданский оборот земельных  участков и других природных объектов, и в настоящее время оно стало общепринятым во всех странах мира.

Согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся «земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, предприятие в целом как имущественный комплекс, а все остальное имущество относится к движимому» [16].

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что наличие различных форм собственности, их экономическая конкуренция обусловили необходимость взимания налога не только с доходов, получаемых от предпринимательской деятельности, но и со стоимости имущества, прямо или косвенно способствующего росту прибыли организации. Поэтому налог на недвижимость является неотъемлемой частью налоговой системы.

Таким образом, налог на недвижимость не только обеспечивает финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. От того, насколько правильно построена система налогообложения недвижимости, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

 

    1. Роль налога на недвижимость в формировании финансовых ресурсов государства

 

 

Из экономической сущности налогов вытекает то, что для них  характерна распределительная, а точнее, перераспределительная функция. Она  обеспечивает процесс перераспределения  части совокупного общественного  продукта, главным образом чистого  дохода, и  направления одной его  части на расширенное воспроизводство  израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой – в  централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Именно через налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.).

Информация о работе Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства