Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Работа содержит 1 файл

1 с доработкой.docx

— 222.53 Кб (Скачать)

Таким образом, к объектам обложения налогом на недвижимость можно было бы относить все здания и сооружения, поименованные в соответствующих группах с шифрами 1, 2 постановления № 161, если бы определение зданий, сооружений, данное в НК, было бы следующим: "Зданием, сооружением признается объект основных средств, относимый к зданию, сооружению в порядке, установленном Министерством экономики Республики Беларусь".

Совершенствование методов  управления налогом на недвижимость в УП «Бобруйский торговый центр» целесообразно осуществлять путем проведения следующих мероприятий:

  1. Проводить анализ налогов и сборов, относимых на расходы на производство и реализацию, и анализировать налоговую нагрузку, оказываемую налогом на недвижимость на расходы на производство и реализацию.
  2. Проводить планирование налога на недвижимость методом планирования налоговых баз и составлять налоговый календарь, что позволит оптимизировать денежные потоки УП «Бобруйский торговый центр».
  3. Проводить факторный анализ налога на недвижимость.
  4. Снизить налог на недвижимость, путем реализации неэффективно используемых зданий, сооружений и машино-мест;
  5. Проводить расчеты с использованием табличного процесса Microsoft Excel.

Реализация предложенных мероприятий позволит усовершенствовать  процесс налогообложения как в целом, так и в области налога на недвижимость УП «Бобруйский торговый центр».

Предлагаемые меры по совершенствованию  налога на недвижимость в определенной мере позволят улучшить оценку налоговой  системы нашей страны. Укрепление местных бюджетов налогом на недвижимость позволит местным властям, получив в распоряжение реальные финансы, укрепить свои позиции среди населения, что благоприятно скажется на политической ситуации в стране и привнесет стабильность в общество. Увеличение сумм налогов, уплачиваемых за владение недвижимостью, стимулирует передачу недвижимости от неэффективного собственника к более рачительному хозяину. После реформирования системы налогообложения недвижимости начнет формироваться система регистрации прав на недвижимость, возникнет институт оценки. Прямым результатом этих преобразований станет рост инвестиционной активности, сопровождающийся ростом цен на недвижимость, а значит, и налоговых поступлений от нее.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведенного исследования проработана законодательно-нормативная  и специальная экономическая  литература и на ее основе изучен порядок  исчисления и уплаты налога на недвижимость в УП «Бобруйский торговый центр», проведен анализ налога на недвижимость в системе комплексного анализа налоговой нагрузки организации и определены направления совершенствования исчисления и уплаты налога на недвижимость в современных условиях хозяйствования.

Наличие различных форм собственности, их экономическая конкуренция обусловили необходимость взимания налога не только с доходов, получаемых от предпринимательской  деятельности, но и со стоимости  имущества, прямо или косвенно способствующего  росту прибыли предприятия. Поэтому  налог на недвижимость является неотъемлемой частью налоговой системы.

Обычно гражданское законодательство страны регулирует рынок недвижимости, а налогообложение объектов к  недвижимости осуществляется налоговым  законодательством. В состав системы  налогообложения недвижимости включаются налоги, объектом которых выступают  земельные участки, здания и сооружения, характеризующиеся наличием физических свойств недвижимости, экономических  признаков и определенным правовым статусом. Исключение из состава налогообложения  отдельных объектов недвижимости и  выбор различных ставок налогообложения  позволяют влиять на рынок инвестиций, что наиболее актуально и приоритетно в Республике Беларусь.

Налог на недвижимость относится  к прямым налогам  с реальной и стоимостной  базой обложения, в бухгалтерском  учете выплачиваемого из расходов на производство и реализацию хозяйствующего субъекта. В мировой и белорусской практике этот налог остается, преимущественно, в местных бюджетах.

Годовая ставка налога на недвижимость для организаций установлена в размере 1% со стоимости объектов налогообложения, по объектам сверхнормативного незавершенного строительства 2% от стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства.

Организации не позднее 20 марта отчетного года представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость. Уплата налога на недвижимость производится ежеквартально не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога.

В налоговой системе Беларуси на долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 3,1% доходов консолидированного бюджета. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения – стоимости основных фондов, меняющихся из года в год в зависимости от результатов их переоценки.

Основным достоинством налога на недвижимость является высокая степень стабильности объекта обложения, вследствие чего данный налог менее всего подвержен конъюнктурным колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависит от результатов хозяйственной деятельности организации. Все это позволяет рассматривать данный налог как один из самых стабильных источников доходной части бюджетов соответствующих уровней.

Налогообложение имущества  в Республике Беларусь и за рубежом  имеет более или менее схожие основные принципы. Налогообложение  земли выделено в отдельный земельный налог, а обложение строений регулируется соответствующими законодательными актами и Налоговым Кодексом Республики Беларусь.

УП «Бобруйский торговый центр» представляет собой крупное  хозрасчетное предприятие оптовой  и розничной торговли, принадлежащее  Могилевскому облпотребсоюзу. Целью создания и деятельности УП «Бобруйский торговый центр» является получение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительских обществ, входящих в состав Могилевского Облпотребсоюза и членов трудового коллектива.

Проанализировав информацию об УП «Бобруйсский торговый центр», можно сделать вывод, что прибыль в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, увеличилась на 3216 млн р. и составила 4040 млн р.

Что касается показателей  рентабельности, то в данной исследуемой  организации они не имеют значительного уровня, однако наблюдается положительная динамика их изменения. И все же остается актуальной проблема поиска резервов увеличения прибыли и направления совершенствования финансового состояния организации.

При анализе финансового  состояния УП «Бобруйсский торговый центр» можно сказать, что предприятие обеспечено  собственными оборотными средствами в незначительной степени, это говорит об огромном объёме товарооборота, что характерно для предприятий данной отрасли, и показатели ликвидности соответствуют нормативам. Также организация характеризуется стабильностью, она платежеспособна и устойчива, о чем свидетельствуют проведенные в ходе анализа расчеты.

Важным аспектом является налоговый контроль за налогообложением недвижимости, так как он не только способствует выявлению нарушений налогового законодательства и принятия мер по наказанию, но и предупреждению по минимизации таких нарушений. Однако следует отметить, что налоговый контроль может быть  не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как  налоговый аудит.  Как  и  любой аудит, это вид независимого финансового контроля, который  осуществляется на платной договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.

Нарушения порядка исчисления и уплаты налога на недвижимость, как  и многих других обязательных платежей, играют отрицательную  роль в процессе формировании государственного бюджета, а именно местных бюджетов, которые являются залогом исполнения консолидированного бюджета в целом. Поэтому белорусским налоговым законодательством предусмотрены соответствующие объективные меры взыскания по данным нарушениям.

За анализируемый период в УП «Бобруйский торговый центр» нарушения налогового законодательства не выявлялись, что свидетельствует  о соблюдении налоговой дисциплины.

Также в данной работе исследована  действующая практика налогообложения  УП «Бобруйсский торговый центр». Для оценки влияния налогов на финансово-хозяйственную деятельность организации представлена группировка налогов и сборов по источникам их уплаты: налоги, уплачиваемые из выручки; налоги, уплачиваемые из прибыли; налоги, включаемые в себестоимость.

Размер налога на недвижимость и его доля в налоговой нагрузке организации незначительны.

Таким образом, налоговая  нагрузка применяется для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия. Такой показатель зависит от множества факторов: начиная  от вида деятельности (что лежит  в основе классификации налоговых  органов) и заканчивая особенностями  ведения налогового и бухгалтерского учета. В ходе чего возможно выделение резервов по сокращению налогового бремени на предприятие и путей совершенствования по исчислению и уплате налога на недвижимость.

Планирование налогов  и сборов – необходимый элемент  при выработке управленческого  решения, влияющий на его эффективность  и величину собственных средств. В УП «Бобруйский торговый центр» планирование налогов и сборов не имеет большое значение, оно осуществляется бухгалтером «для себя», что является негативным моментом для организации, поскольку отсутствует возможность в полной мере применить все допустимые законом средства для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Планирование налогов  осуществляется с целью обоснования необходимости наличия денежных средств на счетах в банках для своевременного расчета с бюджетом. 

 Поэтому налоговое планирование в УП «Бобруйский торговый центр» необходимо использовать на предприятии, это позволит всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

В работе также предложены направления совершенствования  налога на недвижимость.

Плательщиками налога должны быть собственники объектов или лица, у которых эти объекты находятся  в оперативном управлении или  в хозяйственном ведении. Базой  налогообложения должна стать рыночная стоимость объекта.

Для организации эффективной  системы налогообложения недвижимости необходима хорошо налаженная инфраструктура рынка недвижимости. Такая инфраструктура должна включать в себя системы государственного учета недвижимости и регистрации  прав на нее, государственной регулярной массовой пообъектной оценки недвижимости, независимой оценки недвижимости.

Должна быть внедрена практика постоянной пообъектной оценки недвижимости, тесно связанная с системой регистрации  прав на недвижимое имущество. Необходима разработка и утверждение единой государственной методики оценки. Параллельно  с системой государственной оценки должна развиваться система независимой  оценки недвижимости. Такая оценка будет более точно определять рыночную стоимость недвижимости, поскольку  независимые оценщики имеют возможность  более гибко применять различные  методики оценки, используя самые  современные достижения науки в  этой области.

Необходимо пересмотреть некоторые аспекты налогового законодательства в области налогообложения недвижимости, а именно чтобы законодатели при установлении объектов налогообложения давали в НК четкие отсылочные нормы на другие законодательные или нормативные документы, в которых содержатся понятия, позволяющие с достаточной степенью точности определять и применять их для целей налогообложения. Другим вариантом является возможность и необходимость установления норм в самом НК, которые давали бы более точные определения либо конкретизировали нормы законодательства, которыми следует руководствоваться при определении таких объектов.

Таким образом, к объектам обложения налогом на недвижимость можно было бы относить все здания и сооружения, поименованные в соответствующих группах с шифрами 1, 2 постановления № 161, если бы определение зданий, сооружений, данное в Налоговом Кодексе Республики Беларусь, было бы следующим: "Зданием, сооружением признается объект основных средств, относимый к зданию, сооружению в порядке, установленном Министерством экономики Республики Беларусь".

 

 

 


Информация о работе Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства