Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Работа содержит 1 файл

1 с доработкой.docx

— 222.53 Кб (Скачать)

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств, поскольку в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства аналитики.

Первый этап —  появление идеи об организации бизнеса, формирование цели и задачи, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем (например, для малых предприятий, сельскохозяйственных организаций).

Второй этап —  выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производства и офисных помещений организации, а также ее филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап —  выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы  относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле, в котором каждый налог описывается с помощью определенных параметров. Далее производится анализ налоговых льгот. В заключение составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап — образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

Шестой этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.

Содержание налогового планирования в узком смысле означает организацию и методику расчета объемов конкретных налогов предприятия на очередной финансовый год и среднесрочное планирование (на 3 года).

Документированное оформление налогового планирования происходит:

  • в налоговом календаре (налоговом бюджете), служащем для контроля за своевременностью и правильностью уплаты налогов;
  • в приказе по учетной и налоговой политике хозяйствующего субъекта;
  • во внутренних правилах (стандартах) налогового планирования в организации;
  • в инструкциях для участников процесса налогового планирований.

Применение налогового планирования деятельности фирмы и деловых  отношений создает следующие  важные преимущества для бизнеса:

  • прояснение возникающих проблем;
  • возможность анализа и использования будущих благоприятных условий;
  • подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;
  • стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  • обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
  • повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия.

Возрастающая  роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется прежде всего двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.

В экономической литературе значительное внимание уделяется классификации налогового планирования. Одним из видов классификации является разделение налогового планирования на корпоративное и личное. Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации с учетом величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а потому основной задачей налогового планирования является выбор такой системы уплаты налогов, которая позволяет их оптимизировать. Это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.

К целям  налогового планирования можно отнести:

  • соблюдение налогового законодательства;
  • сведение до минимума излишних налоговых выплат;
  • максимальное увеличение прибыли;
  • разработка структуры взаимовыгодных сделок;
  • управление потоками денежных средств;
  • эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования;
  • влияние на законодательные органы власти, налоговые и финансовые органы, суды.

Формами налогового планирования целесообразно считать: внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта; внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования.

В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и методы экономико-математического моделирования. Перечисленные методы могут носить как ситуационный характер (осуществляться при планировании конкретной деловой ситуации или процесса), так и вариационный характер (производиться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).

 В зависимости от  поставленных целей выделяют  три основных метода налогового  планирования:

  1. текущий налоговый контроль за налоговыми платежами. Осуществляется путем контроля за полнотой и правильностью исполнения текущих налоговых обязательств, составление краткосрочных и среднесрочных прогнозов с последующим сравнением прогнозов с реальными платежами. В случае возникновения серьезных расхождений выясняются причины и разрабатываются предложения по их устранению;
  2. метод предварительной налоговой экспертизы. Обеспечивает возможность оценки налоговой привлекательности новых инвестиционных проектов и управленческих решений. Для использования данного метода необходимо наличие серьезной налоговой службы внутри организации и обширной информационно-аналитической базы по налогам;

3) методом вариационно-сравнительного анализа производится сравнение различных вариантов деятельности организации на предмет определения их «налоговой эффективности» на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Этот метод предполагает наличие мощной информационно-аналитической базы, компьютерного и программного обеспечения.

Для отечественных организаций  составление прогнозов весьма сложно, но тем не менее жизненно необходимо. Сложность обусловлена, прежде всего, нестабильностью экономики, а также частыми изменениями нормативной базы, противоречивостью документов по одному и тому же вопросу, несогласованностью действий различных государственных органов. Без учета и отражения результатов законотворчества в своих стратегических и текущих планах организация вряд ли сможет управлять собственными финансами.

В этой связи организации необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Они могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, установлением новых форм обложения, изменением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д. Налоговые риски можно разделить на непредсказуемые, которые зачастую связаны с политическими моментами, и предсказуемые, которые можно предусмотреть, зная тенденции в налоговой теории и политике.

Целесообразно выделить следующие  элементы налогового планирования:

  • стратегия оптимального управления предприятием и план ее реализации. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решений, при которой оптимальной является вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу;
  • учетная политика, т.е. выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета и обработки данных;
  • должное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать информацию и для налоговых целей. Для того чтобы предприятию было выгодно сделать информацию бухгалтерского учета прозрачной, т.е. понятной как в отношении принятия инвестиционных решений, так и при расчете налогов, необходимо создать соответствующие условия;
  • схемы налогового планирования, которые логично и естественно вписываются в бизнес клиента и служат обоснованием законного снижения налогов. Если схема будет выглядеть неубедительно, контролирующие всегда найдут доводы, чтобы оспорить всю схему либо доставить неприятности постоянными проверками;
  • налоговый календарь, необходимый для контроля за правильностью исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;

Таким образом, налоговое планирование — это законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Потребность в налоговом планировании диктуется прежде всего двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. Содержание налогового планирования в узком смысле означает организацию и методику расчета объемов конкретных налогов организации на очередной финансовый год и среднесрочное планирование (на 3 года).

 Недостаточная  теоретическая проработка и отсутствие  четкой системы налогового планирования на практике, позволяющей всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно поэтому в современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового планирования прежде всего в системе управления финансами хозяйствующих субъектов.

Основным документом, отражающим плановые показатели деятельности организации  в УП «Бобруйский торговый центр» является бизнес-план, который разрабатывался на 5 лет. Однако в связи с экономической ситуацией использование данной информации не совсем целесообразно, так как уже последние два года наблюдается значительное расхождение по плановым показателям. Поэтому при планировании сумм налогов будем использовать отдельные плановые показатели, доведенные руководством.

В связи с осуществлением капитальных вложений на 2012 г., которые запланированы в размере 2656 млн р. (Приложение Ж), спланируем сумму налога на недвижимость на 2013 г. Остаточная стоимость зданий, сооружений и машино-мест в 2012 г. составляет 11442,8 млн р., в 2013 г. планируется увеличение их остаточной стоимости в связи с инвестированием в долгосрочные активы в размере 1750 млн р., таким образом остаточная стоимость зданий, сооружений и машино-мест в 2013 г. составляет 11442,8 + 1750=13192,8 млн р. Размер льгот по налогу на недвижимость не изменится и останется на уровне 1295,4 млн р. Остаточная стоимость зданий, сооружений и машино-мест, подлежащих налогообложению в 2013 г. составляет 13192,8-1295,4=11897,4 млн р. Ставка остается равной 1,0%, а повышающий коэффициент – 2,0.

Таким образом спланируем сумму налога на недвижимость на 2013 г. (табл. 3.4)

Данные табл. 3.4 свидетельствуют о повышении налога на недвижимость, который составит 202,9 млн р. Данное увеличение, вызванное ростом налогооблагаемой базы, отрицательно скажется на сумме расходов на производство и реализацию

 

 

 

 

Таблица 3.4 – Планирование налога на недвижимость на 2013 г. в УП "Бобруйский торговый центр"

 

Показатели

Сумма облагаемой базы, млн р.

Ставка, %

Планируемая сумма,

 млн р.

2012 г

2013 г

1.Остаточная стоимость  зданий, сооружений и машино-мест, всего

11442,8

13192,8

х

х

1.1.Остаточная стоимость  льготируемых зданий и сооружений:

1295,4

1295,4

х

х

здания и сооружения, находящиеся в сельской местности

1295,4

1295,4

х

х

1.2.Остаточная стоимость  зданий, сооружений и машино-мест, подлежащих налогообложению

10147,4

11897,4

2

237,9

Итого облагаемая база

10147,4

11897,4

х

237,9

Информация о работе Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства