Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Работа содержит 1 файл

1 с доработкой.docx

— 222.53 Кб (Скачать)

Таким образом, налоговый  контроль играет важную роль не только в системе государственного финансового контроля, но и в рамках независимого аудита, то есть в целом во всей системе финансового контроля он занимает значительное место.

Ответственность за нарушения  налогового законодательства по исчислению и уплате налога на недвижимость в Республике Беларусь указана в главе 13 Кодекса об административных правонарушениях.

При нарушении плательщиком установленного срока предоставления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на недвижимость на юридическое лицо налагается штраф в размере от 1 до 10 базовых величин. Базовая величина в случаях, не связанных с определением размера штрафа, для целей настоящей главы принимается в размере, установленном на день совершения административного правонарушения (если такой день установить невозможно, - на день выявления факта его совершения). При незначительном нарушении по данной статье должностное лицо к ответственности не привлекается.

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога на недвижимость влекут наложение штрафа на юридическое лицо - в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин. При этом также за каждый день просрочки начисляется пеня, которая рассчитывается путём умножения суммы неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов (пошлин) на ставку рефинансирования по курсу Национального Банка на день выявления факта совершения правонарушения деленную на 360 дней.

Непредставления в установленный срок плательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица влечет наложение штрафа в размере 10 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более тридцати базовых величин.

За анализируемый период в УП «Бобруйский торговый центр» нарушения налогового законодательства не выявлялись, что свидетельствует о соблюдении налоговой дисциплины.

Таким образом, нарушения порядка исчисления и уплаты налога на недвижимость, как и многих других обязательных платежей, играют отрицательную  роль в процессе формировании государственного бюджета, а именно местных бюджетов, которые являются залогом исполнения консолидированного бюджета в целом. Поэтому белорусским налоговым законодательством предусмотрены соответствующие объективные меры взыскания по данным нарушениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Анализ налога  на недвижимость в системе  комплексного экономического анализа налоговой нагрузки организации

 

 

Актуальным вопросом анализа  хозяйственной деятельности является изучение и оценка системы налогообложения организации. Предпосылкой выделения анализа налогообложения в отдельный блок финансового анализа явилось выделение в учетной работе организаций бухгалтерского учета для целей налогообложения. Реалии современной экономики республики таковы, что налоговая составляющая финансовых потоков организации играет существенную, а в ряде случаев и определяющую роль в формировании финансового состояния субъекта предпринимательской деятельности. Это объясняется тем, что, являясь неотъемлемой частью финансов организации, налоговые потоки оказывают значительное воздействие на такие ключевые показатели его финансового состояния, как рентабельность и ликвидность. Вместе с тем зачастую налоговое влияние на указанные показатели настолько велико, что может играть определяющую роль в формировании стратегии и тактики принятия обоснованных управленческих решений субъектами хозяйствования.

С точки зрения Т. В. Пищик, «анализ налогообложения – это  процесс комплексного изучения и  оценки системы налогообложения  субъектов предпринимательства с целью выявления возможностей оптимизации налогового бремени» [56, с. 40].

Объектом анализа налогообложения  субъекта хозяйствования является система  обязательных платежей, уплачиваемых организацией. Анализ налогообложения позволяет: с одной стороны, изучить систему налогообложения субъектов предпринимательства, с другой стороны – измерить влияние налогообложения на результаты хозяйственной деятельности организации.

Главной целью анализа  налогообложения является разработка рекомендаций по оптимизации налогообложения в текущем и долгосрочном периоде.

Анализ структуры налогов и сборов по источникам уплаты в разрезе видов налогов, уплачиваемых УП «Бобруйский торговый центр», приведен в таблице 3.1.

 

 

Как видно из табл. 3.1 в 2011 г. сумма налогов и сборов, уплачиваемых УП «Бобруйский торговый центр», составила 22382,1 млн р., что на 10525,9 млн р. или на 88,8 % больше 2010 г. На данное изменение оказали влияние следующие группы налогов:

  1. Увеличение налогов, уплачиваемых из выручки, а именно НДС на 9171 млн р. или 90,1 %.
  2. Увеличение налогов, относимых на расходы на производство и реализацию, на 790,9 млн р., в том числе экологический налог на 1 млн р.; платежи за землю на 68 млн р.; страховые взносы в ФСЗН на 733 млн р.; исключение составили отчисления в инновационный фонд, которые сократились на 11,1 млн р..
  3. Увеличение налогов, уплачиваемых из прибыли, на 404 млн р. или более чем в 3 раза за счет роста налога на прибыль и налога на недвижимость не смотря на отсутствие местных налогов и сборов.

Наибольший удельный вес  в общей сумме налогов и  сборов занимают налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации: в 2009 г. – 88,1%, в 2010 г. – 85,8%, который сократился на 2,3 п. п. по сравнению с 2009 г., однако в 2011 г. произошло увеличение удельного веса на 0,6 п. п. по сравнению с 2010 г. и данный показатель составил – 86,4%.  Удельный вес налогов и сборов, относимых на расходы на производство и реализацию в 2010 г. сложился на уровне 13,9 %, что на 2,7 п. п. выше уровня 2009 г., однако в 2011 г. удельный вес налогов и сборов, относимых на расходы на производство и реализацию составил 10,9% и своим сокращением на 3 п. п. по отношению к предыдущему году свидетельствует о положительной тенденции для организации.

Наименьший удельный вес  занимают налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли: в 2009, 2010 и 2011 гг.. 0,74%, 1,6% и 2,6% соответственно. Данная положительная динамика свидетельствует об увеличении налога на прибыль, что является производным роста самой прибыли и увеличением налога на недвижимость.

Так как налог на недвижимость относился и уплачивался из прибыли, будет правильно провести анализ по источнику уплаты, в ходе анализа следует рассчитать его динамику, а также долю в источнике уплаты и в общей сумме налогов и сборов. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 3.2.

По данным табл. 3.2 видно, что сумма налога на недвижимость в 2010 г., по сравнению с 2009 г., увеличилась на 75 %. и составила 35 млн р. В 2011 г., по сравнению с 2010 г., сумма налога увеличилась почти в 3 раза и составила 97 млн р. Это связано с увеличением инвестиций в основной капитал и, как следствие, рост остаточной стоимости зданий и сооружений.

 

 

Удельный вес налога на недвижимость в прибыли отчетного периода в 2009 г. составил 3,64 %, в 2010 г. – 4,25%. что на 0,61 п. п. выше, в 2011 г. данный показатель составил 2,4%, что на 1,8 п. п. ниже уровня 2010 г.,

В налогах и сборах, уплачиваемых из прибыли удельный вес налога на недвижимость имеет тенденцию к сокращению: в 2009 г. – 28,2%, в 2010 г. – 17,9%,, что на 10,2 п. п. ниже уровня предыдущего периода, в 2011 г. – 16,2%, что на 1,8 п. п. меньше чем в 2010 г.

Налог на недвижимость составляет лишь 0,4% от общей суммы налогов  и сборов, уплачиваемых УП «Бобруйский торговый центр». Однако расчет влияния факторов на налоговую нагрузку налога на недвижимость позволит более детально проанализировать его удельный вес в прибыли организации (табл. 3.3).

 

Таблица 3.3 – Расчет влияния факторов, влияющих на налоговую нагрузку, оказываемую налогом на недвижимость, на прибыль УП "Бобруйский торговый центр"

 

Показатели

Год

Отклонение (+,-)

Расчет влияния факторов

2010

2011

1. Налог на недвижимость, млн. р.

35

97

62

97÷824×100-4,25 = 7,52

2. Прибыль, млн. р.

824

4040

3216

2,40-97÷824×10 0 = -9,37

3. Налоговая нагрузка  на прибыль, %

4,25

2,40

-1,85

7,52+(-9,37 ) = -1,85


Источник – собственная  разработка. Таблица составлена на основании разработочной таблицы (Приложение  ).

 

Рассчитав влияние факторов на изменение налоговой нагрузки налога на недвижимость на прибыль  можно сказать, что в 2011 г. по сравнению  с 2010 г. налоговая нагрузка на прибыль  сократилась на 1,85 п. п., в большей  степени это изменение вызвано  увеличением прибыли отчетного  года (налоговая нагрузка сократилась на 9,37 п. п.). Однако увеличение размера налога на недвижимость в 2011 г. по сравнению с 2010 г. отрицательно сказалось на показателе налоговой нагрузки на прибыль для организации (налоговая нагрузка выросла на 7,52 п. п.).

Размер налога на недвижимость и его доля в налоговой нагрузке организации незначительны.

Результаты анализа налогообложения данной организации позволяют всесторонне оценить налогообложение организации сферы обращения потребительской кооперации, комплексно и глубоко изучить ее налоговую нагрузку, степень воздействия на конечные результаты деятельности организации, наиболее значимые факторы вызвавшие изменение в общей сумме налогов и сборов, выявить резервы оптимизации налогообложения.

Таким образом, налоговая  нагрузка применяется для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние организации. Такой показатель зависит от множества факторов: начиная от вида деятельности (что лежит в основе классификации налоговых органов) и заканчивая особенностями ведения налогового и бухгалтерского учета. В ходе чего возможно выделение резервов по сокращению налогового бремени на предприятие и путей совершенствования по исчислению и уплате налога на недвижимость.

 

    1. Планирование налога на недвижимость

 

 

Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Поэтому управление налогообложением, как вид деятельности на предприятии все чаще входит в практику хозяйственной жизни. Среди способов оптимизации налогообложения важное место занимает налоговое планирование.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Таким образом, налоговое планирование — это законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

С точки зрения авторов  О. С. Кириллова и Т. В. Муравлевой, «налоговое планирование представляет собой составную часть системы  бюджетного планирования, формирования налоговой политики, а также планирования финансово-хозяйственной деятельности организаций» [31, с. 40].

Как отмечает Адаменкова С. И., – «налоговое планирование представляет собой выбор организацией наиболее удачного варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на снижение удельного веса в цене продукции возникающих при этом налоговых обязательств. Иными словами, это реализация налогоплательщиками права использовать все возможные средства для уменьшения, возложенного на него государством налогового бремени, основывающаяся на принципах законности, оперативности и оптимальности» [1, с. 76].

Имеющиеся в экономической  литературе определения налогового планирования целесообразно определить в две основные группы: первая группа – в основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика; вторая группа – понятие налогового планирования основано на налоговой оптимизации. Кроме того, ряд авторов вводит понятие налогового менеджмента. До недавнего времени большинство авторов придерживались позиции налоговой минимизации. Однако происходит постепенная эволюция взглядов.

  Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта — это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

   Основами  налогового планирования являются:

1) учет основных  направлений развития налоговой,  бюджетной и инвестиционной политики государства;

  1.   разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;
  2.   правильное и полное использование всех установленных законом льгот освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

4) оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.

Следует отметить, что являясь  составной частью системы финансового  менеджмента, налоговое планирование занимает в ней специфичное место, что обусловлено тем, что налоговый  аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов.

Так как налоговые отношения  как составная часть финансовых возникают на перераспределительной стадии воспроизводственного процесса и являются завершающим звеном любого предпринимательского решения, налоговому планированию как составной части финансового менеджмента присуща ограниченная самостоятельность. Как контрольная функция финансов проявляется только в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, так и налоговое планирование проявляется только в процессе осуществления соответствующих видов деятельности и решений. Таким образом, налоговое планирование, не имея четко самостоятельного характера, тем не менее оказывает существенное влияние на принятие предпринимательских решений и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Информация о работе Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства