Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Работа содержит 1 файл

1 с доработкой.docx

— 222.53 Кб (Скачать)

Недвижимость, как объект экономических отношений и налогообложения  может потенциально использоваться для получения дохода не только от его продажи или обмена, но и  в качестве источника получения  дохода непосредственно от его владения или использования. Если недвижимость используется как товар, то результаты от его продажи будут объектом обложения налогом на доходы (прибыль) или иными налогами, связанными с  обложением дохода. Если же недвижимость является средством получения дохода или потенциально может служить  таковым, тогда данная недвижимость будет выступать объектом обложения  налога на недвижимость.

Из состава недвижимости в целях ее налогообложения могут  быть исключены определенные объекты, имеющие особенности участия  в гражданском обороте и отдельные  режимы налогообложения: участки недр, лесного фонда и обособленные водные объекты. В состав системы  налогообложения недвижимости включаются налоги, объектом которых выступают  земельные участки, здания и сооружения, характеризующиеся наличием физических свойств недвижимости, экономических  признаков и определенным правовым статусом.

Относительно перечня  налогов, связанных с недвижимостью  со стороны экономистов высказываются  разные точки зрения. Как правило, они акцентируют свое внимание на категории «имущественные налоги», а затем среди них выделяют налоги, объектом которых выступает  недвижимость.

Согласно налоговому законодательству РФ, понятие «имущественные налоги»  является по существу собирательным  и только отдельные налоги имеют  определенные цели взимания, а не их объекты. Налоги на имущество - это налоги, объектом обложения которых является имущество и имущественные права, а не его прирост, доход или  что-то другое. Исходя из этого, к числу  налогов на имущество по российскому  законодательству следует относить земельный налог, налог на имущество  организаций, налог на имущество  физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, транспортный налог, налог  на недвижимость. В белорусском законодательстве перечень таких налогов меньше, а  налоги на имущество и земельный  налог разделены. В Налоговом  кодексе Республики Беларусь указывается налог на имущество со ссылкой на закон о бюджете, а в последнем говорится о налоге на недвижимость.

Имущественные налоги оформились в систему на втором этапе появления  современного государства в Европе, с возникновением финансовых учреждений, устанавливающих налоги и обеспечивающих их сбор. В качестве основных имущественных налогов выступали поземельные налоги и налог со строений. Дальнейшее совершенствование системы налогообложения имущества этапе идет по пути изменения порядка и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов, количества налогов, сборов и отчислений, уточнения субъектов налогоплательщиков.

В научной литературе до сих пор дискуссионным остается вопрос о том, является ли земля имуществом. Некоторые теоретики утверждают обратное, считая землю, прежде всего, объектом природы, созданной без  участия людей и не обладающей чертами имущества. Другая точка  зрения - земля всегда была имуществом и средством производства, так  как она давала доходы и присутствовала в производственном процессе как  государственная имущественная  ценность, поэтому налог, объектом которого выступает земля, вправе относиться к имущественным налогам, а точнее - к налогам на недвижимость. По мнению Л. Ханкевич, «недвижимость представляет собой совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками по поводу исчисления и уплаты налогов, объектом которых выступает недвижимость: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на недвижимость. Что же касается налога на наследование и дарение, то его уплата носит разовый, не периодический характер, поэтому определенные характеристики ему не присущи» [61].

В некоторых странах налог  на имущество - уплачиваемый раз в  год налог на накопленное богатство (или на чистые активы) физического  лица. Этот налог почти невозможно сделать справедливым из-за сложности  оценки стоимости активов человека в каждый определенный момент времени. Существует и поимущественный налог - налог, взимаемый со стоимости имущества  налогоплательщика.

Перечень налогов, объектом которых выступает недвижимость можно объединить в систему налогообложения  недвижимости, в которой действуют  свои функциональные особенности, подразумевающие  системообразующие функции, принципы и элементы связи, учитывающие интересы субъектов налоговых отношений: государства и налогоплательщиков. Налогам, объектом которых выступает  недвижимость, присущи специфические  черты, особенности которых являются следствием природы объекта налога - недвижимого имущества. Наиболее общий, объединяющий их признак состоит, во-первых, в том, что все они принадлежат  к числу прямых, т.к. налогоплательщики  совпадают с носителями налогов, объектом которых выступает недвижимость. Во-вторых, налоги на недвижимость теоретически определяются как реальные налоги в  связи с тем, что объектом налога являются не доходы налогоплательщиков, а физические объекты недвижимого имущества. В-третьих, налоги на недвижимость взимаются по доходу, исчисленному по внешнему признаку, как правило, в пропорциональных ставках.

 Налог на имущество юридических лиц является основным налогом  субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль,  налогом  на добавленную стоимость,  другими  видами  налогов,  обеспечивающими  основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать  отдельно.

В Украине налог на недвижимость называется налогом на недвижимое имущество. Налогообложению подлежат здания и  сооружения. Ставки налогообложения  составляют не меньше 1% и не выше 3% от базы налогообложения. База налогообложения  определяется на основании совокупной балансовой стоимости.

    В Германии  поземельным  налогом  облагаются  предприятия  сельского  и лесного хозяйства, земельные участки  компаний  и  физических  лиц.  Обычная ставка – 1,2%. Это местный налог, освобождены  от  которого  государственные предприятия, религиозные учреждения.

    Давние традиции  имеет в Германии налог на  собственность.  Его  ввел  в 1278 г. Рудольф фон Габабург. Налоговая ставка  на  совокупное  имущество промышленных предприятий – 0,6%.  Необлагаемый  минимум  –  20  тыс.  марок.

Льготы в виде пониженной ставки распространяются на имущество  в  сельском  и лесном хозяйствах. Переоценка имущества  происходит  каждые  3  года.  Налог нельзя   относить   ни   на   издержки   производства,   ни   вычитать    из налогооблагаемой прибыли. Он подлежит уплате даже в том случае,  если  фирма завершит финансовый год с убытком.

Практически во всех  штатах  США  взимается  налог  на  имущество.  Его уплачивают  как  физические,  так  и   юридические   лица.   Ставки   налога различаются по штатам. Минимальный ее размер составляет  0,5%,  максимальный – 5%. Доля данного налога  в  общем  объеме  налоговых  поступлений  бюджета штаты составляет приблизительно 2%.

В различных штатах предоставляются  разнообразные льготы  по  налогу  на имущество. В некоторых штатах полностью освобождаются  от  обложения  данным налогом компании, впервые зарегистрированные в данном  штате.  Другие  штаты гарантируют стабильную ставку налога для  вновь  созданных  фирм  в  течение определенного  периода  времени  (вплоть  до  10  лет).  Преференции   также предусматриваются  для  отдельных  видов   производств,   развитие   которых необходимо  для  конкретной  отрасли.   В   большинстве   штатов   полностью освобождаются  от  налога  на  имущество  и  пользуются  правом   ускоренной амортизации корпорации по оборудованию, используемому для  отчистки  отходов производства и предотвращения загрязнений окружающей среды.

Как можно  было  заметить,  в  большинстве  промышленно  развитых  стран существует примерно одинаковый перечень льгот,  предоставляемых  в  связи  с уплатой  налога.  Как   правило,   от   уплаты   освобождена   недвижимость, находящаяся в собственности государства.  Не  платят  налог  государственные учреждения, посольства, предприятия транспорта и  связи.  Льготным  является налогообложение образовательных, религиозных, благотворительных,  спортивных организаций, а также  организаций  по  оказанию  социальных  услуг.  Правда, многое здесь зависит от того,  в  чьей  собственности  (государственной  или частной) это имущество находится. Особо льготным повсюду является  обложение сельскохозяйственной земли. Льготы предоставляются больницам.

Одна из  сложных  проблем  обложения  недвижимости  связана  с  решением законодателем вопроса о том,  на  кого  возлагается  обязанность  по  уплате налога – на собственника или арендатора. Почти во всех  странах  обязанность уплаты  лежит  на  собственнике  недвижимости.   Практически,   правда,   он перекладывает весь налог или  его  часть  на  арендатора.  Лишь  в  немногих странах закон возлагает юридическую обязанность уплаты налога  полностью  на арендатора (Великобритания, Франция).

В большинстве зарубежных государств отдельно от  регулярного  налога  на недвижимость есть так называемый налог на чистое имущество (Net  Wealth  Tax – NWT). Он также относится к числу регулярных налогов и  взимается  ежегодно с определенных  видов  имущества,  главным  образом  движимого,  за  вычетом обязательств (долгов) в отношении этого имущества.

Налог на  чистое  имущество  принадлежит  к  категории  старых,  издавна существующих налогов.  В  некоторых  странах  он  был  принят  еще  в  конце прошлого века (Нидерланды – 1892 г.); в других – в начале  нынешнего  (Дания – 1903 г., Швеция – 1910 г., Норвегия  –  1918  г.,  Финляндия  –  1920  г., Австрия – 1923 г.). Его продолжали вводить и в годы второй мировой  войны  и после ее окончания (Люксембург – 1944 г., Япония  –  1951  г.),  а  также  в последние десятилетия (Ирландия – 1975 г., Испания  –  1978  г.,  Франция  – 1982 г.).

В настоящее время налог  на чистое имущество  существует  почти  во  всех промышленно развитых странах-членах  ОЭСР.  Исключение  из  государств  этой группы составляют Великобритания и США, а также Австралия, Бельгия,  Греция, Канада, Португалия, Турция.

Обычно ежегодно взимаемый  налог на чистое имущество рассматривается  как постоянно действующее дополнение к  подоходному.  На  раннем  этапе  главным мотивом его введения  было  стремление  подчинить  налогообложению  те  виды имущества, которые в отличие от дохода  могли  принимать  видимую  форму.  В настоящее  время  устанавливающие  этот  налог  государства  руководствуются разными соображениями. Иногда с его помощью стремятся  сократить  чрезмерное неравенство  в  распределении  богатств.  Именно  такой   мотив   выдвигался правительством Франции при введении  налога.  Другие  государства  объясняли это желанием повысить прогрессивность налоговой системы (Испания), а  третьи – решить проблемы социального равенства (Финляндия).

Несмотря на некоторые  отличия в налогообложении имущества  за рубежом, в большинстве стран сложились определенные принципы имущественного  обложения, которые и в той или иной степени нашли  отражение  в  законодательстве  этих стран. К ним можно отнести, в частности, следующее:

1. Объектом налогообложения  как правило выступают именно  земля,  здания и сооружения, поскольку их в отличие  от  движимого  имущества  относительно легко выявить и идентифицировать.

2. В качестве основы  для исчисления базы налога  чаще  всего  выступает рыночная стоимость облагаемых  объектов,  что  стимулирует  их  экономически наиболее рациональное использование.

3. При определении стоимости  недвижимого имущества обычно  используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а  массовая  оценка  на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для  целей налогообложения.  Это  позволяет  оценить   большое   число   объектов   при относительно небольших затратах. В настоящее время при  проведении  массовой оценки широко используются компьютеры.

4.   Льготы    предоставляются     либо     социально     незащищенным налогоплательщикам,   либо    по    типам    недвижимости,    обеспечивающим осуществление общественно-полезных видов  деятельности,  либо  по  объектам, находящимся в государственной  (муниципальной)  собственности.  Преимущество обычно  отдается  льготированию  объектов   (типов   недвижимости),   а   не налогоплательщиков, в  соответствии  с  принципом:  налогом  непосредственно облагается сама недвижимость, а не ее владелец.

Вместе с тем конкретные особенности налогообложения недвижимости  могут отличаться друг от друга по странам.

В целом налогообложение  имущества в Республике Беларусь и за рубежом имеет более или менее схожие основные принципы.  Налогообложение  земли  выделено  в отдельный земельный налог, а  обложение  строений  регулируется  законами  о налоге на недвижимость предприятий и физических лиц и Налоговым Кодексом Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДЕЙСТВУЮЩАЯ МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ

 

    1. Краткая экономическая характеристика УП «Бобруйский торговый центр»

 

 

УП «Бобруйский торговый центр» представляет собой крупную хозрасчетную организацию оптовой и розничной торговли, принадлежащее Могилевскому облпотребсоюзу. Организация в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, решениями собственника, вышестоящих органов потребительской кооперации, уставом организации.  УП «Бобруйский торговый центр» является юридическим лицом, коммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, может открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков.    Имущество организации находится в частной собственности Могилевского областного союза потребительских обществ и принадлежит организации на праве хозяйственного ведения имущества.

Информация о работе Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства