Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Работа содержит 1 файл

1 с доработкой.docx

— 222.53 Кб (Скачать)

Так, при переходе организацией, применяющей  особый режим налогообложения, не предусматривающий исчисление и уплату налога на недвижимость, в течение года на общий порядок налогообложения с 1-го числа первого месяца квартала налог на недвижимость исчисляется исходя из остаточной стоимости зданий, сооружений, машино-мест и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства на 1-е число первого месяца квартала, с которого организация стала использовать общий порядок налогообложения, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

При переходе на общий порядок налогообложения с иной даты налог на недвижимость исчисляется исходя из остаточной стоимости объектов на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором организация стала применять общий порядок налогообложения, и ставки налога, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Для использования коэффициента, установленного решением местного Совета депутатов на территории административно-территориальной единицы, определяется место нахождения объекта налогообложения. С 2012 г. прописано, что при наличии у плательщика объектов налогообложения за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой он состоит на учете в инспекции, налог на недвижимость по таким объектам исчисляется по ставке налога с применением коэффициента, установленного решением местного Совета депутатов на территории административно- территориальной единицы по месту нахождения этих объектов налогообложения, под которым понимается:

  • для зданий и сооружений, машино-мест, если иное не установлено в налоговом законодательстве, — место их нахождения;
  • для сооружений, расположенных одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц (устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные аналогичные объекты), — место нахождения организаций или их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, у которых такие объекты учитываются по данным бухучета, а для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство, — место постановки нерезидентов на учет в налоговых органах РБ.

Изменены сроки представления  декларации. Организации направляют их в Инспекцию Министерства по налогам и сборам не позднее 20 марта отчетного года (ранее — не позднее 20 января).

Организациями соответствующие коррективы вносятся в декларацию не позднее 20-го числа третьего месяца квартала (до 2012 г. — 20-го числа первого месяца квартала), следующего за кварталом, в котором имели место возникновение либо утрата права на освобождение от налога, выбытие или поступление зданий и сооружений, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, машино-мест, приобретение либо утрата статуса плательщика налога. Организации, переходящие на общий порядок налогообложения, уточненные декларации представляют в разные сроки: перешедшие на общий порядок налогообложения с 1-го числа квартала, — в этом же квартале, а перешедшие в течение квартала, — в следующем квартале.

Также перенесены сроки уплаты налога на недвижимость: с 22-го числа  первого месяца каждого квартала в размере одной четвертой годовой суммы на 22-е число третьего месяца каждого квартала.

В соответствии со статьей 2 Закона «О республиканском бюджете на 2012 г.» налог на недвижимость в 2012 г. полностью зачисляется в соответствующие «местные бюджеты базового уровня» [52].

Необходимо также отметить, что с 1 января 2010 г. налог на недвижимость включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, кроме сумм налога на недвижимость, исчисленных со стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства. А с 1 января 2012 г. уплата данного налога производится также из расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

УП «Бобруйский торговый центр» является плательщиком налога на недвижимость.

Объектом обложения является стоимость зданий и сооружений, и машино-мест, являющихся собственностью или находящихся во владении УП «Бобруйский торговый центр», что отражено в налоговой декларации по налогу на недвижимость организаций в разделах 1 и 2 по первой строке (Приложение Е). В первой части на лицевой стороне декларации отражен расчет налога по зданиям, сооружениям и машино-местам. Во II части налоговой декларации отражен расчет налога по объектам незавершенного строительства (по данным на 1 января 2012 г. таковые объекты отсутствуют). К налоговой декларации по налогу на недвижимость также прилагается справка о размере и составе использованных льгот по налогу на недвижимость (сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с использованием льгот составила 25908 тыс. р.) и сведения о суммах налога на недвижимость организаций, подлежащего зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения.

Стоимость зданий, сооружений и машино-мест на 01.01.2012 г. УП «Бобруйский торговый центр» за вычетом суммы износа составила 11442777 тыс. р., из них стоимость зданий, сооружений и машино-мест в сумме 9070109 тыс. р. расположена в г. Бобруйске Могилевской обл., а 1077269 тыс. р. в г. Осиповичи Могилевской обл. Льготы в данном отчетном году по налогу на недвижимость составили 1295400 тыс. р. Основанием для получения льгот послужила поправка пп. 1.22 статьи №186 к Закону Республики Беларусь от 15.10.2010 №174-3 «освобождаются от налогообложения здания и сооружения организаций потребительской кооперации, относящиеся к объектам торговли и общественного питания и расположенные в сельской местности» [33].

Износ зданий и сооружений УП «Бобруйский торговый центр» в декларации не отражается

Остаточная стоимость  зданий и сооружений, подлежащих налогообложению равна:

11442777 – 1295400 = 10147377 тыс. р.

Ставка налога 1 %, коэффициент  к ставке 2,00, установленный Бобруйским городским Советом депутатов. Годовая сумма начисленного налога на недвижимость составляет:

10147377 × 1 × 2 ÷ 100 = 202948 тыс. р.

Сумма налога на недвижимость за каждый квартал равными долями составляет:

202948 ÷ 4 = 50737 тыс. р.

УП «Бобруйский торговый центр» не позднее 20 марта 2012 г. представило в налоговые органы по месту постановки на учет годовую налоговую декларацию о налогу на недвижимость. Так, УП «Бобруйский торговый центр» 22 марта 2012 г. перечислил в бюджет 50737 тыс. р. (сумму налога за I квартал).

Таким образом, методика исчисления и уплаты налога на недвижимость в  УП «Бобруйский торговый центр» соответствует действующему налоговому законодатьльству.

 

2.3 Организация налогового контроля за полнотой исполнения налогового обязательства по налогу на недвижимость

 

 

Наличие налогового контроля обусловлено тем, что налоговому праву присуща контрольная функция. Эффективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщика будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы.

Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения с большой вероятностью будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению налогоплательщиками обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.

Налоговый контроль — регламентированная законодательством деятельность уполномоченных на то государством органов, обеспечивающая учет субъектов и объектов (предметов) налогообложения, правильность исчисления, своевременность и полноту внесения налогов и обязательных неналоговых платежей в централизованные денежные фонды государства.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами контролирующих органов в пределах предоставленных им полномочий с использованием специального инструментария: ведение Государственного реестра налогоплательщиков; опрос; истребование письменных объяснений по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов; осмотр территории и помещений, которые могут использоваться для извлечения доходов, хранения объектов (предметов) налогообложения и др.

Сущность налогового контроля находит свое выражение в выполнении следующих задач:

  • ведение учета налогоплательщиков;
  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства;
  • привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении 
    налогового законодательства;
  • принятие мер по возмещению ущерба, нанесенного государству 
    и налогоплательщикам неправомерными действиями субъектов 
    налоговых правоотношений.

Задачи налогового контроля реализуются через его  формы, виды и методы, что проиллюстрировано на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Формы налогового контроля

Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основании изучения экономической литературы.

 

Предварительный контроль осуществляется до совершения определенных хозяйственных операций и преследует цель предупреждения нарушений норм налогового права. Эта форма налогового контроля выражается, в частности, в регистрации налогоплательщиков (внесение их в Государственный реестр, присвоение учетного номера), регистрации суммирующих кассовых аппаратов (отрывных талонов), проверке наличия документов, подтверждающих легальность происхождения товара.

Предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений  налогового законодательства.

Текущий (оперативный) налоговый контроль проводится в процессе   осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплатель- щиками 

Данная форма  контроля осуществляется в течение налогового периода в момент совершения или после завершения отдельных контролируемых операций (оприходование товарно-материальных ценностей и их списание, уплата косвенных налогов по тем или иным оборотам и др.). Главная задача текущего контроля состоит в выявлении и пресечении нарушений налогового законодательства, устранении их причин.

Текущий налоговый  контроль – носит оперативный  характер, проводится в отчётном периоде  в основном в виде камеральных  налоговых проверок.

Последующий (периодический) налоговый контроль осуществляется после завершения плательщиками финансово-хозяйственных операций за определенный отчетный период (как правило, год). Последующий контроль проводится после анализа представленных отчетных финансовых документов с изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Задачами последующего контроля являются: выявление возможных арифметических ошибок в налоговых расчетах; выявление фактов нарушения законодательства о налогах и виновных в этом нарушении лиц; применение мер к виновным по возмещению ущерба, причиненного государству; оказание помощи субъекту хозяйствования в устранении причин совершения  выявленных правонарушений и повышении эффективности его финансово-хозяйственной деятельности.

Последующий налоговый  контроль - предполагает проверку реального  исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчётных периодов. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрывать недостатки предварительного и текущего контроля.  

Однако следует отметить, что налоговый контроль может  быть  не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как  налоговый аудит.  Как  и  любой аудит, это вид независимого финансового контроля, который  осуществляется на платной договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.

Налоговый аудит—это разновидность  так называемой аудиторской проверки на соответствие требованиям. Цель—независимое подтверждение информации о результатах деятельности плательщиков и соблюдении ими налогового законодательства. Другими словами, аудит в сфере   налогообложения—независимая  экспертиза правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты  налогов и других  обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Заказчику налоговый аудит  гарантирует конфиденциальность и  сохранение коммерческой тайны. Однако это не гарантия от другой налоговой проверки, проводимой налоговыми органами, в частности, теми, которые имеют право перепроверки работы аудитора. В то же время от обязательной  аудиторской проверки в соответствии с действующим законодательством могут  быть освобождены юридические лица, которых в отчетном периоде проверяли  налоговые органы по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Информация о работе Экономическая сущность налога на недвижимость и его роль в формировании финансовых ресурсов государства