Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Работа содержит 42 файла

1.docx

— 12.91 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 45.68 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 20.84 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 24.71 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 19.90 Кб (Открыть, Скачать)

18.docx

— 15.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 23.06 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 25.75 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 37.07 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 32.35 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 13.39 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 47.56 Кб (Открыть, Скачать)

25.docx

— 27.29 Кб (Открыть, Скачать)

26 дод.docx

— 19.49 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 22.02 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 25.44 Кб (Открыть, Скачать)

29.docx

— 13.77 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 12.92 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.29 Кб (Открыть, Скачать)

32.docx

— 12.77 Кб (Открыть, Скачать)

34.docx

— 75.33 Кб (Открыть, Скачать)

35.docx

— 36.52 Кб (Открыть, Скачать)

36.docx

— 26.45 Кб (Открыть, Скачать)

37.docx

— 36.55 Кб (Открыть, Скачать)

38.docx

— 18.93 Кб (Открыть, Скачать)

39.docx

— 148.69 Кб (Скачать)

4.docx

— 25.96 Кб (Открыть, Скачать)

40НЕ НАДО.docx

— 87.13 Кб (Скачать)

25 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА

 

Изучением лидерских качеств  в мире занимаются довольно давно, в  результате чего выделились три подхода  к изучению лидерства: традиционные концепции, ситуационные концепции  и новые теории лидерства.

Исторически более ранними  являются традиционные концепции.

Они основываются на концепции  лидерских качеств и концепции  лидерского поведения. Сходство данных концепций состоит в том, что  они основаны на рассмотрении лидера как человека, наделенного уникальными  качествами. Каждая теория пытается выявить  общие аспекты поведения лидера.

Наиболее известными приверженцами  и исследователями концепции  лидерских качеств являются Ральф  Стогдилл, Уоррен Беннис и Эдвин Гизелли. Данная теория послужила предпосылкой к появлению и развитию других концепций лидерства, в частности концепции лидерского поведения.

Концепция лидерских качеств  рассматривает лидеров как особых людей с набором определенных черт характера, которые присущи  только им. Главная идея теории состоит  в том, что лидерами не становятся – ими рождаются.

Концепция лидерского поведения  предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам с помощью воспитания в них  соответствующих качеств. Такая  концепция послужила основой  для разработки программ подготовки лидеров. Несмотря на многочисленные исследования взаимосвязи между чертами характера  лидера, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворенностью от выполненной работы, с другой стороны, выявлено не было. Универсального типа лидера не существует, что послужило  предпосылкой к разработке других подходов к теории лидерства.

На основе традиционного  подхода появилась ситуационная концепция лидерства, предложенная Френком Фидлером. Он предполагал, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах в каждом случае он проявляет их по-своему. В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив.

Общим для традиционных и  ситуационных концепций лидерства  является предположение, что результат  от управленческой деятельности взаимосвязан с лидерскими качествами руководителя, т. е. и то и другое можно изменить.

В результате были созданы  новые концепции лидерства. Наиболее известными из них являются концепции  атрибутивного лидерства (аналитик), харизматического лидерства и преобразующего лидерства (реформатор).

Все они имеют право  на существование, но ни одна из них полностью не отражает феномен лидерства, который и по сей день остается загадкой.

 

Концепции лидерства 

В современных политологических концепциях функционируют различные  критерии классификации лидерства. Лидеров разделяют:

- По степени влияния  на общество: на реальных («лидеры-repoï»), на менеджеров, которые не имеют ярко выраженного влияния на ход событий в обществе;

- За психологическими  чертами и типами поведения:  а) по отношению к собственному  влияния и возможностей (лидер-идеолог  и лидер-прагматик), б) в отношении  своих сторонников - лидер-харизматик (формирует волю избирателей) и лидер-представитель (выражает волю тех, кто его выдвинул) в) по противников - лидер-Соглашатель (улаживает конфликты, обходит острые углы) и лидер-фанатик (желает обострить конфликт или уничтожить противника) г) по способу оценки способностей - открытый лидер и лидер-догматик.

Вышеназванные четыре дихотомии  «чистых» лидеров определил польский политолог Е. Вятр. Они, по его мнению, проявляются в различных комбинациях.

В марксистской науке лидеров  подразделяют: на правящих и оппозиционных; буржуазных и пролетарских; кризисных и рутинных.

 По стилю руководства  и системой выделяют:

- Диктаторский тип лидера, который стремится достичь своей  цели, опираясь на страх наказания;

- Демократический тип  лидера, опирается не только на  свои качества и авторитет,  но и поддерживает дух сотрудничества, соучастия в обсуждении вопросов;

- Автократический тип  лидера, который должен обладать  высокими профессиональными и  личными качествами, чтобы побеждать  оппонентов.

Выделяют еще плутократический тип лидера (часто это лидеры «теневой»  экономики); лидера-популиста, который  опирается на популярные настоящем  желании, проблемы, предлагает простые  и наиболее общепринятые (на уровне понимания масс) способы выхода из сложных ситуаций; лидера-профессионала (лидер постиндустриального общества), уважение и доверие к которому базируются на его компетентности, личном поведении, отношении избирателей  к нему. Лидер-профессионал должен уметь определять приоритетные цели, давать научный анализ определенной проблемы, строить иерархию проблем и определять способы их решения.

Политический лидер в  любом обществе призван выполнять  определенные функции: объединение  общества вокруг общих целей; одобрения  и осуществления компетентных политических решений; связь власти и подвластных  структур, ослабление эмоциональной  отчужденности между двумя частями  государственного механизма, поддержание  или пропаганда социального оптимизма; легитимация существующего общественно-политического  устройства. Социальная значимость политического  лидерства зависит от уровня политической культуры и активности масс общества.

 

Концепции лидерства

 Изучением лидерских  качеств в мире занимаются  довольно давно, в результате  этого выделились три подхода  к изучению лидерства: традиционные  концепции лидерства, ситуационные  концепции лидерства и новые  теории лидерства.

Исторически более ранними  являются традиционные концепции.

 Они основываются на  концепции лидерских качеств  и концепции лидерского поведения.  Сходство данных концепций и  возможность их объединить в  одно направление состоят в  том, что они основаны на  рассмотрении лидера как человека, наделенного уникальными качествами, присущими ему либо от рождения, либо воспитанными специально, т.  е. каждая теория пытается выявить  общие аспекты поведения лидера.

 Концепция лидерских  качеств рассматривает лидеров  как особых людей с врожденным  набором определенных черт характера,  которые присущи только им. Главная  идея данной теории: лидерами  не становятся - ими рождаются.  Наиболее известными приверженцами  и исследователями концепции  лидерских качеств являются Ральф  Стогдилл, Уорен Бенине и Эдвин Гизелли. Но в результате их работы не было выявлено поведенческих черт, присущих исключительно лидерам. Однако данная теория послужила предпосылкой к появлению и развитию других концепций лидерства, в частности концепции лидерского поведения.

Концепция лидерского поведения  предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам с помощью воспитания в них  соответствующих качеств. Данная концепция  послужила основой для разработки программ подготовки лидеров. Но, несмотря на многочисленные и глубокие исследования, взаимосвязи между чертами характера  лидера, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворенностью от выполненной работы, с другой, выявлено не было. Универсального типа лидера не существует, что послужило предпосылкой к разработке других подходов к теории лидерства.

 На основе традиционного  подхода появилась ситуационная  концепция лидерства, предложенная  Френком Фидлером. Он предполагал, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах он проявляет их по-разному. В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив.

Общим для традиционных и  ситуационных концепций лидерства  является предположение, что результат  от управленческой деятельности взаимосвязан с лидерскими качествами руководителя, а, следовательно, и то и другое можно  изменить. В результате были созданы  новые концепции лидерства. Наиболее известными из этих концепций являются: концепция атрибутивного лидерства (аналитик), харизматического лидерства  и преобразующего лидерства (реформатор).

 Данные концепции уделяют  большое внимание душевным качествам  лидера и его способностям  через внутренний мир оказывать  влияние на подчиненных (последователей).

 Все эти концепции  имеют право на существование,  ни одна из них полностью  не отражает феномена лидерства,  который и по сей день остается  загадкой.

 

    3. Современные  модели лидерства.

 

                   3.1. Концепция атрибутивного лидерства.

       Данная  концепция опирается на теорию  атрибуции, объясняющую причинно-

следственную связь между  тем,  что  произошло,  и  тем,  что  люди  считают

причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того,  что

выводы лидера в равной мере, как  и  поведение  последователей,  обусловлено

реакцией лидера на поведение  последних.  Наблюдая  за  работой подчиненных,

лидер получает информацию о  том,  как  она  выполняется.  В  зависимости  от

этого он делает свои выводы о поведении каждого  из  работников  и  выбирает

стиль  своего  поведения  таким  образом,  чтобы  адекватно  реагировать  на

поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает  плохие  результаты

работы подчиненного его  лености, то за этим может последовать  выговор.  Если

же лидер считает, что  виной являются внешние  по  отношению к подчиненному

факторы, например резко возросший объем работы, то лидер постарается решить

проблему по-другому.

       Рассматриваемый  подход предполагает,  что   знание  причин,  создавших

ситуацию, усиливает лидерское  понимание и  способность  предсказать  реакцию

людей на  ситуацию.  Концепции  и  модели,  разработанные  на  этой  основе,

пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так,  а  не  иначе.  При

этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не  имеет возможности

непосредственно наблюдать  за работой подчиненного.

       В рамках  данного  подхода  лидер   главным  образом  выполняет   работу

информационного  процессора.  Он  ведет  поиск   информационных   подсказок,

помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит.  Найденное

таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.

       Определение  лидером причин поведения подчиненного  базируется на  трех

составляющих:  личность,  сама   работа,   организационное   окружение   или

обстоятельства.

       В поиске  причин лидер пытается получить  три различных вида информации

о поведении подчиненного,  степень  отличия,  последовательность  и  степень

уникальности. Первое связано  с  желанием  руководителя  понять  связь  между

поведением и работой  с той точки зрения, насколько  данное  поведение  можно

приписать отличительным  особенностям задания. Во-вторых,  лидера  интересует

то, насколько подчиненный  последователен в проявлений данного  поведения  или

как часто  такое поведение  у него проявляется. И наконец,  лидер  учитывает,

насколько другие подчиненные  ведут себя таким же образом. ТО есть,  является

ли данное поведение уникальным,  характерным для одного  подчиненного  или

наблюдается у многих.

       На описанный  выше процесс  определения   лидером  причин  случившегося

влияют атрибутивные регуляторы  или  помехи,  искажающие  его  восприятие  и

заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении.  Чем больше

поведение  подчиненного  видится  лидеру,  как  результат   его   личностных

характеристик  «внутренние  причины»,  тем   больше   лидер   возлагает   на

подчиненного ответственности  за результаты. В этом  случае  отдельные  черты

личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.

       Исследования   свидетельствуют,   что    руководителям    свойственно

приписывать успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи  внутренним.

По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.

       Данная  модель атрибутивного лидерства  имеет существенные  отличия   от

раннее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными

и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.

       В модели  имеются две важные связки. Первая  связка отражает стремление

лидера определить причины  плохой  работы.  Этот  поиск  регулируется  тремя

типами  информации  о  поведении  подчиненного:  отличительные  особенности,

последовательность и  степень уникальности. Вторая связка  отражает  ответное

лидерское поведение, являющееся следствием  того,  что,  по  мнению  лидера,

является причиной плохой работы. Взаимосвязь  между  установленными  лидером

причинами результатов работы и его последующим поведением определяется  тем,

кто, по мнению лидера должен  нести  ответственность  за  происшедшее.  Если

лидер считает что причины носят внутренний характер, то ответственность,  по

его мнению должен, нести  подчиненный, и к нему  принимаются  соответствующие

меры.

       Приводимые  ниже результаты исследований  по данной модели представляют

большой практический интерес:

- подчиненные склонны  видеть причины их плохой работы  вне, а руководители в

   подчиненных;

- руководители, склонные  отдавать  предпочтение  внутренним  причинам  при

41.docx

— 21.98 Кб (Открыть, Скачать)

42.docx

— 128.90 Кб (Открыть, Скачать)

43.docx

— 215.87 Кб (Открыть, Скачать)

44.docx

— 162.59 Кб (Скачать)

45.docx

— 28.53 Кб (Открыть, Скачать)

46.docx

— 13.99 Кб (Открыть, Скачать)

47.docx

— 20.31 Кб (Открыть, Скачать)

48.docx

— 20.92 Кб (Открыть, Скачать)

49.docx

— 15.77 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 13.53 Кб (Открыть, Скачать)

50.docx

— 13.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 14.10 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 41.22 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"