Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Работа содержит 42 файла

1.docx

— 12.91 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 45.68 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 20.84 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 24.71 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 19.90 Кб (Скачать)

Три модели социального управления: субординация, координация, реординацияСоциология

 

Единство централизма  и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого  процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь  отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к  другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения  субординации – это такие отношения  между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом.

 Отношения субординации  имеют место как между органами  управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном  уровне – между руководителями  и исполнителями. 

 Субординация вызвана  необходимостью осуществления общих  интересов, общих целей, их  взаимосвязи с особыми интересами  посредством определенной соподчиненности.  То есть вышестоящие субъекты  управления задают цели нижестоящим,  которые призваны реализовывать  их с учетом своего индивидуального  интереса.

 Отношениям субординации  присущи соответствующие, обеспечивающие  их реализацию организационные  формы управления. Это линейные  управленческие структуры, в которых  подчиненность организационных  звеньев устанавливается по цепочке  снизу вверх, имеет характер  однозначной связи, когда каждый  нижестоящий субъект управления  подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления.

 Для субординации характерно  использование прямых властных  методов управленческого воздействия.  Например, административное управление, суть которого состоит в том,  что на основе приказов и  распоряжений задаются конкретные  рабочие цели и задачи деятельности  подчиненных.

 Однако чрезмерная  субординация ведет к жесткой  регламентации деятельности исполнителей  в ущерб их самостоятельности,  недоиспользованию их творческого  потенциала.

 Отношения координации  характеризуют взаимосвязь непосредственно  несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере.

 Координация предоставляет  участникам управленческого процесса  необходимую самостоятельность,  широкую возможность для выражения  и отстаивания собственного интереса  при осуществлении общей работы.

 Реординация – упорядочение снизу вверх.

 

1. Субординация, как вид  социального управления

Субординацией (соподчинением) называется вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов  какой-либо общности или одна из взаимодействующих  общностей играет роль ведущего, определяющего  начала в деятельности всех остальных. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими  нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно  всем вышестоящим руководителям  данного ведомства. Субординационное управление свойственно, главным образом, основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей социальной деятельности — социального субъекта и социального объекта. Между  социальным субъектом и социальным объектом существует иерархическая  зависимость, в силу которой объект зависит от субъекта. Субординационный характер имеют субъектно-объектные  и объектно-субъектные отношения. Другие два вида по характеру управленческих воздействий относятся к координации.

Понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о сложных  формах субординации. Она упорядочивает  по линии соподчинения не просто целостности, а системы, в которых деятельность одного порядка оказывается зависимой  от деятельности второго порядка, деятельность второго порядка — от деятельности третьего порядка и т.д. Организационные  структуры социальной сферы распределяются по отраслям в соответствии с классификатором  технико-экономической социальной информации: образование, культура и  искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука  и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Управление должно обеспечивать равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших  вследствие недостаточно обоснованных экономических решений, обострение политической ситуации, стихийных бедствий и др. причин. Социальные проблемы, требующие  решения: занятость и безработица, охрана труда, вынужденная миграция, прожиточный минимум, детская безнадзорность, формирование доходов населения, формирование среднего класса, образ жизни, оценка деятельности органов управления различных  уровней и общественных организаций [6, 121].

Единство централизма  и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого  процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь  отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к  другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения  субординации – это такие отношения  между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом.

Отношения субординации имеют  место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и  на индивидуальном, персонифицированном  уровне – между руководителями и  исполнителями. Субординация вызвана  необходимостью осуществления общих  интересов, общих целей, их взаимосвязи  с особыми интересами посредством  определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса.

Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы  управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность  организационных звеньев устанавливается  по цепочке снизу вверх, имеет  характер однозначной связи, когда  каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления.

Для субординации характерно использование прямых властных методов  управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных.

Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации  деятельности исполнителей в ущерб  их самостоятельности, недоиспользованию  их творческого потенциала [5, 91].

 

2. Отношения координации

Координация — это такой  вид социального управления, при  котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а  стороны, части и элементы одной  и той же социальной общности или  взаимодействие нескольких общностей  характеризуются тождественностью, равновеликостью.

Отношения координации характеризуют  взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере [5, 89].

Координация предоставляет  участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую  возможность для выражения и  отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.

Координацией является взаимодействие сторон, когда они выступают в  качестве равноправных участников отношений. А.Е. Лунев указывал, что координация  означает согласование и объединение  действий с целью наиболее быстрого и наиболее правильного решения  заданий с наименьшими расходами  сил, средств и материальных ценностей. Он выделял два вида координации: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная координация - это управленческие отношения, которые  возникают между высшим и более  низшим органами исполнительной власти. При этом субъекты связей могут находиться в организационной зависимости (один из них подчиняется другому), а  могут и не находиться в ней.

Горизонтальная координация  возникает между двумя или  более органами, которые находятся  на одном организационном уровне системы органов.

В литературе выделяются также  и другие виды координации: согласование, иерархическая координация, предметно-технологическая, штабная и другие.

Существование координационных  управленческих отношений не только между неподчиненными органами власти, но и между подчиненными является подтверждением разнообразности форм и методов государственного управ-ления, предоставляет возможность подчиненным органам исполнительной власти быть в полной мере самостоятельными в осуществлении управленческой деятельности, согласовывая ее с координационным органом.

Таким образом, координация  – это обеспечение согласованности  действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование  устойчивого режима работы производственного  механизма. Цель - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей специалистов и устранение помех и отклонений от заданного  режима работы.

На современном этапе  развития производства продолжается процесс  дальнейшего разделения труда в  сфере управления. Это требует  усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных  звеньев системы управления. Нарушение  координации - руководители не информированы  о работе друг друга, действуют обособленно - нарушение сотрудничества. Координация  осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов, графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями [5, 90].

 

3. Реординация

В блоке с координацией и субординацией рассматривается  реординация (переподчинение). Реординация – упорядочение снизу вверх.

Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе  управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации.

Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или  подает ходатайство, а руководящий  субъект обязан на них определенным способом отреагировать. К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер.

Г.В. Атаманчук выделяет обратные управленческие отношения, которые характеризуются, по его мнению, преимущественно как реакция низшего органа на то или иное влияние. Он выделяет два вида обратных связей: объективные и субъективные, которые связаны с местом их возникновения и реализации.

Объективные обратные связи  отображают уровень, глубину, адекватность восприятия объектами, которыми осуществляется управление, влияние компо-нентов субъекта государственного управления, настоящую роль последних в их функционировании и развитии. Отсутствие или неполнота смысловых и правдивых объективных обратных связей не дает возможность определять рациональность и эффективность организации и деятельности субъекта государственного управления и отрабатывать мероприятия по их повышению. Субъективные обратные связи характеризуют рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Они дают возможность понять и оценить, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к высшему уровню и тому подобное [1, 98].

Таким образом, реординация – это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).

Каждой субординационной связи в вертикальных управленческих отношениях соответствует реординационная связь. К реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д.

18.docx

— 15.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 23.06 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 25.75 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 37.07 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 32.35 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 13.39 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 47.56 Кб (Открыть, Скачать)

25.docx

— 27.29 Кб (Открыть, Скачать)

26 дод.docx

— 19.49 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 22.02 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 25.44 Кб (Открыть, Скачать)

29.docx

— 13.77 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 12.92 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.29 Кб (Открыть, Скачать)

32.docx

— 12.77 Кб (Открыть, Скачать)

34.docx

— 75.33 Кб (Открыть, Скачать)

35.docx

— 36.52 Кб (Открыть, Скачать)

36.docx

— 26.45 Кб (Открыть, Скачать)

37.docx

— 36.55 Кб (Открыть, Скачать)

38.docx

— 18.93 Кб (Открыть, Скачать)

39.docx

— 148.69 Кб (Скачать)

4.docx

— 25.96 Кб (Открыть, Скачать)

40НЕ НАДО.docx

— 87.13 Кб (Открыть, Скачать)

41.docx

— 21.98 Кб (Открыть, Скачать)

42.docx

— 128.90 Кб (Открыть, Скачать)

43.docx

— 215.87 Кб (Открыть, Скачать)

44.docx

— 162.59 Кб (Скачать)

45.docx

— 28.53 Кб (Открыть, Скачать)

46.docx

— 13.99 Кб (Открыть, Скачать)

47.docx

— 20.31 Кб (Открыть, Скачать)

48.docx

— 20.92 Кб (Открыть, Скачать)

49.docx

— 15.77 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 13.53 Кб (Открыть, Скачать)

50.docx

— 13.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 14.10 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 41.22 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"