Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Работа содержит 42 файла

1.docx

— 12.91 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 45.68 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 20.84 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 24.71 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 19.90 Кб (Открыть, Скачать)

18.docx

— 15.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 23.06 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 25.75 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 37.07 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 32.35 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 13.39 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 47.56 Кб (Открыть, Скачать)

25.docx

— 27.29 Кб (Открыть, Скачать)

26 дод.docx

— 19.49 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 22.02 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 25.44 Кб (Открыть, Скачать)

29.docx

— 13.77 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 12.92 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.29 Кб (Открыть, Скачать)

32.docx

— 12.77 Кб (Открыть, Скачать)

34.docx

— 75.33 Кб (Скачать)

3. Классики социологии  об управлении

 

Классический период развития социологии управления (XIX — начало XX вв.) имеет свои отличительные особенности  и характеризуется заметным вкладом  в неё прежде всего французской школой социологии, наиболее ярким представителями которой являются Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм.

Несомненной заслугой О. Конта  является формулировка закона трех стадий интеллектуальной эволюции человечества: теологической (божественной), метафизической (философской) и позитивной (научной). Именно на стадии позитивного мышления приоритет обществе отдается науке  и технике или научной организации  труда и возникает такая наука, как социология, которая призвана реформировать общество посредством  синтеза всех наук с самым высоким  уровнем сложности, а социолог выступает  в качестве проповедника нового позитивного  мышления и является инженером по реформам в обществе. Т.е. по мнению Конта, процесс управления можно  осуществить только на позитивной стадии.

Эмиль Дюркгейм в своей  работе «О разделении общественного  труда» излагает концепцию солидарности, рассматривая солидарность как высшую универсальную моральную ценность, способствующую созданию гармонии и  единства в обществе. Дюркгейм выделяет два типа солидарности. Механическая солидарность преобладает в менее  развитых государствах, основана сходстве и подобие индивидов и является примитивно-принудительной, характеризующейся  неразвитостью характерных черт. Главным отличительным признаком  выступает общее коллективное сознание. Органическая солидарность, или социально-добровольная, возникает в более развитых обществах  и основана на разделении труда, в  котором растворяется единое коллективное сознание, поскольку каждый индивид  выполняет свою профессиональную функцию, и коллективное сознание дифференцируется, принимает новые формы и изменятся по содержанию. Необходимо определить, как произошло объединение людей – принудительно или добровольно, и, соответственно, использовать различные стили и методы управленческого воздействия.

Наиболее плодотворные социологические  идеи были выдвинуты немецкой школой социологии и ее самым ярким представителем Максом Вебером. В своей основной работе «Протестантская этика и дух капитализма» он анализирует влияние религиозных верований на экономическое поведение людей, рассматривая религию как часть мировоззрения. Основное требование, религиозной морали протестантизма — это неутомимая деятельность в рамках своей профессии, когда добросовестный труд тесно взаимосвязан с религиозным мировоззрением и становится послушанием Богу. Аскетическая мораль протестантизма подразумевает воспитание в человеке трудолюбия, бережливости, аккуратность, честности, скромности в потреблении пищи и в одежде, а также стремление производить больше, а потреблять меньше, ибо это нужно Богу и человеку для своего спасения. В своем сравнительно-историческом анализе религий Китая, Индии и других он выявил, что в этих странах стремление, воля и мотивы производить для прибыли не имели места. Только религия протестантизма могла стать и стала «колыбелью» капитализма, в силу объективных причин. Макс Вебер считал, что западноевропейский капитализм — явление уникальное, возникшее в XVI в. И доказал, что оно не может повториться и реализоваться, в частности, в России, из-за  господства традиционной общины и соответствующей ей крестьянской идеологии, неразвитости индивидуализма и личностного начала (основы буржуазной демократии), неразвитости среднегородских слоев населения и др. По мнению Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные социалистические элементы, которые приведут к революции.

Марксистская школа социологии опиралась на лучшие достижения классической французской социологической мысли, английскую политэкономию и утопический  социализм. К.Маркс предложил свой леворадикальный проект переустройства общества и необходимость создания нового коммунистического общества, не имея при этом эмпирически доказанного действующего общества за всю историю существования человечества.

По Марксу, основными классами являются капиталисты и наемные  рабочие, которые не объединены общими ценностями. Он утверждал, что эксплуатируемый  класс восстает и революция преобразует  общество. Классовый конфликт неизбежен. По мере развития капитализма, предсказывал Маркс, буржуазия будет становиться  богаче, а пролетариат беднее, конфликт усилится и рабочие совершат всемирную  революцию. Но предсказание Маркса не сбылось во многом потому, что капиталисты  и предприниматели стали учитывать  нужды и потребности рабочих  не в силу благотворительности и  альтруизма, а просто-напросто потому, что это экономически выгодно  и целесообразно. Поскольку очевидно, что высокооплачиваемый труд рабочего класса и высокоразвитая социалисти­ческая инфраструктура гарантируют и соответствующую трудовую отдачу.

Значительный вклад в  развитие русской классической школы  социологии дореволюционного периода  внёс выдающийся русский учёный П.А. Сорокин. Важной заслугой Сорокина является разработка теории социальной стратификации  – дифференциация совокупности людей  на классы, группы, слои в иерархическом  ранге, выражающаяся в существовании  высших, средних и низших слоев, населения. Любая организованная социальная группа расслаивается именно из-за своего постоянства и организованности; например, деловая организация, семья, политическая партия, шайка разбойников, научное общество и др. Сорокин  выделил три формы социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Если экономический  статус у членов общества неодинаков, если среди них есть как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется экономическим  разделением независимо от того, на каких принципах оно построено, на коммунисти­ческих или капиталистических. Профессиональная стратификация проявляется в двух видах: как меж­профессиональная, так и внутрипрофессиональная. Межпрофессиональная стратификация — это иерархия межпрофессиональных групп, а внутрипрофессиональная — внутри каждого профессионального класса. Он выделил социально-значимые профессии, связанные с функциями организации и контроля группы. Это люди, напоминающие машиниста локомотива, от которого зависит судьба пассажиров в поезде. Он отмечал, «что в любом обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для ее выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиоанльной иерархии, и наоборот». Профессиональные группы неквалифицированных рабочих всегда находятся внизу профессиональной пирамиды и являются самыми низкооплачиваемыми работниками во все времена и во всех странах, за исключением России. Внутрипрофессиональные группы Сорокин подразделил на следующие слои:

1) предприниматели, или  хозяева, экономически независимые  в своей деятельности;

2) служащие высшей категории  (директора, менеджеры, главные  инженеры, члены совета директоров  корпораций), профессиональная функция  которых заключается не в физическом, а в интеллектуальном труде;

3) наемные рабочие, которые  заняты в основном физическим  трудом и зависимые в своей  деятельности: Питирим Сорокин разработал  идею социальной мобильности,

под которой понимается любой  переход индивида, или

социального объекта, из одной  социальной позиции в другую, и  различал два основных типа социальной мобильности — горизонтальную и  вертикальную. Для социологии управления важным является тот факт, что управленцы занимают более привилегированное  положение оправдано – у них  больше ответственности, нежели у простых  рабочих.

 

§1. Социология Эмиля Дюркгейма.

Социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, электрического.

Классический тип научности, по его мнению, был представлен  такими видными социологами, как  О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

1.1 Основные принципы классической  методологии сводятся к следующим

1. социальные явления подчиняются  законам общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных  законов

2. по этому социология должна строиться по образу естественных «позитивных наук».

3. методы социального исследования  должны быть такими же точными,  строгими. Все социальные явления  должны быть описаны количественно.

Важнейшим критерием научности  является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое  знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные  рассуждения, но описывать социальную действительность. Не зависимо от нашего к ней отношения. Этот принцип  нашел в себе выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологии».

Наиболее четко принципы классического типа научного были сформулированы в работе французского социолога  Э. Дюркгейма « Правила социологического метода» (1895 год). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

Правило первое состоит в  том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи ». Это означает, что :

а . социальные факты внешне для индивидов;

б. социальные факты могут  быть объектами в том смысле, что  они материальны, строго наблюдаемы и безличны ;

 в. устанавливаемые  между двумя или множеством  социальных фактов отношения  причинности помогают формулировать  постоянные законы функционирования  общества.

Второе правило состоит  в том, чтобы « систематические отмежевываться от всех врожденных идей ». Это означает, что :

а. социология, прежде всего, должна порвать свои связи с всякими  идеологиями и личностными пристрастиями ;

б. она так же должна освободится от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

Третье правило состоит  в признании примата « первенство, приоритета » целого над составляющими  ее частями. Это означает признание  того, что :

а. источник социальных фактов находится в обществе, а не в  мышлении и поведении индивидов ;

б. общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов, социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе о того, что  происходит на уровне индивидуальных сознаний потому что у него другое основание другой субстрат - коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода по Э. Дюркгейму

1.2 Тема социальной солидарности -- главная тема социологии Дюркгейма.

 По существу, солидарность  для него - синоним общественного  состояния. 

Книга «О разделении общественного  труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации  автора.

Содержание ее гораздо  шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и  их развития. Основная цель работы: доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда  обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для  автора: доказать, что разделение труда - это тот фактор, который создает  и воссоздает единство обществ, в  которых традиционные верования  утратили былую силу и привлекательность.»

Дюркгейм выделил два  вида общественной солидарности - механическую и органическую, характерных для двух типов обществ. Для более сжатого изложения материала воспользуемся таблицей, приведённой Гофманом в книге “Семь лекций по истории социологии”:

По мнению Дюркгейма, чем  больше развито разделение труда, тем  выше уровень общественной солидарности. Это объясняется тем, что в  обществе с высокой степенью разделения труда существует огромное количество профессиональных статусов и соответствующих  им ролей. Таким образом, каждый индивид  полностью концентрируется на своей  узко профессиональной области. Но так как индивиды вынуждены потреблять блага, производимые в других областях, возникает сильная зависимость между индивидами. Общество начинает работать, как единый организм (отсюда название - органическая солидарность).

«Дюркгейм подчеркивал и  выделял аспект солидарности при  разделении труда в современном  обществе, отодвигая на задний план проблему антагонизма труда и  капитала, «принудительного характера  труда», морального и экономического кризисов общества. Анализируя эти  проблемы в конце своей книги  «Разделение труда», он был склонен  рассматривать их как результат  недостаточной отрегулированности отношений между главными классами, как нездоровый элемент в жизни общества, которое в целом рассматривалось как солидарное, сохранившее свойственные предшествующим эпохам единство, цельность.» История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор -- академик И 90 ран Г. В. Осипов. -- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2001

1.3 Место Э.Дюркгейма в  истории социологии

Дюркгейм оказал огромное влияние на развитие западной социологии, наряду с Марксом, Вебером, Парето; рассматривал важнейшие для теоретической  социологии проблемы, такие как «природа общества, его интегративное начало, его «здоровое» и патологическое состояния, методы социологического исследования и статус социологии как науки» История  социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный  редактор -- академик И 90 ран Г. В. Осипов. -- М.: Издательство НОРМА стр 178. Основные положения его концепции - «об обществе как саморегулирующейся системе, обладающей качествами, не сводимыми к качествам отдельных элементов, об общественном порядке как нормальном состоянии общества, о значении институтов воспитания и контроля, принципах функционального подхода к анализу социальных явлений с точки зрения их роли, выполняемой в системе» История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор -- академик И 90 ран Г. В. Осипов. -- М.: Издательство НОРМА стр 179 - являются базой для современной социологической теории. Основные постулаты его методологии актуальны для социологов до сих пор.

35.docx

— 36.52 Кб (Открыть, Скачать)

36.docx

— 26.45 Кб (Открыть, Скачать)

37.docx

— 36.55 Кб (Открыть, Скачать)

38.docx

— 18.93 Кб (Открыть, Скачать)

39.docx

— 148.69 Кб (Скачать)

4.docx

— 25.96 Кб (Открыть, Скачать)

40НЕ НАДО.docx

— 87.13 Кб (Открыть, Скачать)

41.docx

— 21.98 Кб (Открыть, Скачать)

42.docx

— 128.90 Кб (Открыть, Скачать)

43.docx

— 215.87 Кб (Открыть, Скачать)

44.docx

— 162.59 Кб (Скачать)

45.docx

— 28.53 Кб (Открыть, Скачать)

46.docx

— 13.99 Кб (Открыть, Скачать)

47.docx

— 20.31 Кб (Открыть, Скачать)

48.docx

— 20.92 Кб (Открыть, Скачать)

49.docx

— 15.77 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 13.53 Кб (Открыть, Скачать)

50.docx

— 13.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 14.10 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 41.22 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"