Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 7 файлов

8 тема.doc

— 115.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 испр.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 испр[1].doc

— 98.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 испр1.doc

— 173.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 испр.doc

— 191.00 Кб (Открыть, Скачать)

тема 7.doc

— 152.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темя 5 испр.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

    17.  Видя ссорящихся подростков или  взрослых, я вмешиваюсь.

    18.  Я не обращаю внимание на  плохое настроение моих родителей.

    19.  Я подолгу наблюдаю за поведением  животных, откладывая другие дела.

    20.  Фильмы и книги могут вызвать  слезы только у несерьезных  людей.

    21.  Мне нравится наблюдать за  выражением лиц и поведением  незнакомых людей.

    22.  В детстве я приводил домой кошек и собак.

    23.  Все люди необоснованно озлобленны.

    24.  Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится  его жизнь.

    25.   В детстве младшие по возрасту  ходили за мной по пятам.

    26.   При виде покалеченного животного  я стараюсь ему чем-то помочь.

    27.  Человеку станет легче, если  внимательно слушать его жалобы.

    28.  Увидев уличное происшествие, я  стараюсь не попадать в число  свидетелей.

    29.  Младшим нравится, когда я предлагаю  им свою идею, дело или развлечение.

    30.  Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

    31.   Из затруднительной конфликтной  ситуации человек должен выходить  самостоятельно.

    32.  Если ребенок плачет, на то  есть свои причины.

    33.  Молодежь должна удовлетворять  любые просьбы и чудачества стариков.

    34.Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

    35.  Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

    36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

      Подсчет результатов

      Прежде  чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

      Классификатор теста

      Если  вы набрали от 82 до 90 баллов – это  очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

      От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам  окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом  относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

      От 37 до 62 баллов – нормальный уровень  эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

      12–36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в  установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональыне проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.

      11 баллов и менее – очень низкий  уровень. Эмпатийные тенденции  личности не развиты. Затрудняетесь  первым начать разговор, держитесь  особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств. 
 

    7. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ОКАЗЫВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ 

      Упражнение «Я знаю, что тебе приснилось»

     Каждому участнику группы выдается столько  карточек, сколько присутствует людей на занятии минус одна. Инструкция примерно такая:

     — Всем хорошо известна пословица "Чужая  душа потемки". Когда так говорят, обычно имеют в виду скрытые мысли  людей. Но, пожалуй, еще большими потемками  являются образы чужого подсознания. Давайте  проверим, насколько мы способны проникнуть в мир чужого подсознания и понять его. В течение двух минут молча посмотрите на людей, сидящих в нашем кругу. Кого-то, как вам кажется, вы уже неплохо изучили, кто-то до сих пор является для вас загадкой. Подумайте: что каждый из присутствующих здесь людей мог бы... увидеть во сне? Каковы наиболее характерные для его снов образы? Что он, по вашему мнению, чаще всего видит во сне?

     У каждого из вас имеются карточки. На одной стороне карточки подпишите  имя члена группы, а на другой напишите свой ответ на вопрос: "Что этот человек видит во сне?". Если вы считаете, что какой-то человек редко видит сны или практически не запоминает их, то так и напишите. Заполните карточки для всех членов группы.

     Время на работу 30-40 минут. По окончании этой процедуры карточки складываются на столике ведущего вверх той стороной, на которой написано имя участника. Когда все участники закончат работу, карточки раздаются адресатам.

     Поднимите руки те, кто обнаружил в одной  или нескольких карточках правильно угаданные ваши сны. Хорошо! Теперь, даже если предположения ваших товарищей о ваших сновидениях абсолютно не совпадают с реальным содержанием ваших снов, все-таки поработайте с этими карточками: сгруппируйте их по темам и подумайте над тем, что у вас получилось.

     Классификация карточек, проводимая участниками по просьбе ведущего, позволяет выявить  преимущественную тематику снов, приписываемых  человеку, и независимо от правильности или неправильности угадывания увидеть  особенности восприятия этого человека группой.  

      Упражнение  «Парафраз»

      Используя технику парафразирования, дайте  эмпатическую поддержку для следующих ситуаций:

      Ситуация 1. ''Мне очень нравится работать в этом отделе. Но я никак не могу угодить начальнику. Чем больше я работаю, тем больше он от меня требует''.

      Ситуация 2. ''Мне так обидно, что учительница поставила мне тройку за сочинение, оно ведь вдвое больше, чем у других''.

      Ситуация 3. Молодой человек обсуждает ситуацию первых месяцев своей работы: ''Я готов все бросить. Не вижу, как можно справиться со всем этим. Я стараюсь, как могу, но ничего не получается. Заработки для меня не имеют значения, я хочу профессионально научиться делать свое дело''. 

     ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Каково значение эмоциональной поддержки?
  2. Что является признаками эффективной эмоциональной поддержки?
  3. Раскройте содержание основных моделей процесса эмоциональной поддержки
  4. Назовите способы диагностики коммуникативно-исполнительского мастерства личности
  5. Раскройте принципы и способы формирования навыков оказания эмоциональной поддержки
  6. Проведите предложенную методику
  7. Проведите предложенные упражнения  26909

Информация о работе Лекции по психологии