Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций
7 тем.
Тема
2. Психологические теории:
теории производства
сообщения и теории
обработки сообщений
Психологические
теории, на которых может основываться
коммуникативная
Теории производства сообщений: сосредоточены на том, как люди выстраивают и осуществляют поведение в коммуникации для достижения целей взаимодействия.
Теории
обработки сообщения - фокусируются
на том, как люди воспринимают, интерпретируют
и оценивают собственное поведение и поведение
других людей.
1. ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА СООБЩЕНИЙ
К данному классу теорий относятся:
С точки зрения данных теорий, причинами коммуникативной некомпетентности могут стать:
а)
недостаточная способность
б) ассоциируют свои цели с недостаточным количеством ситуационных условий (проще – не видят того, что требует ситуация);
в)
обладают такими ассоциациями, которые
активируются только при полном совпадении
целей с существующими
г) не умеют соотносить разные ассоциации с разными целями: например, проявление ассоциации, связанной с уместностью дать совет, автоматически вызывает ассоциацию, связанною с неприемлемостью быть навязчивым.
Коммуникативно компетентный человек следует структуре «цели – планы – действия» и обладает способностью предвосхищать события. Данная структура предлагает некоторые направления для повышения уровня коммуникативной компетентности. Обучение должно фокусироваться на развитии способности идентифицировать цели, соответствующие ситуации.
Коммуникативная компетентность рассматривается как:
Бакстером и Монтгомери были предложены четыре диалогических принципа для оценки компетентности во взаимодействии.
1. Компетентность во взаимодействии ослабляет напряженность.
2. В компетентном взаимодействии воплощается идея многоголосья. Компетентность требует проявления чувствительности к множеству одновременно существующих точек зрения.
3.
Компетентное взаимодействие
4.
Компетентное взаимодействие
С позиций теории диалектических отношений, существует несколько разных уровней анализа источников коммуникативной некомпетентности, в частности через несоответствия уровня власти и влияния во взаимоотношениях, критическое или негативное отношение со стороны социальных структур (всеобщность), изменения, которые время от времени необходимо вносить в сложившиеся отношения, индивидуальные особенности.
Ожидания формируются на основе информации об особенностях коммуникатора, особенностях людей, вовлеченных в общение и контексте, от особенностей культуры. Например, нормы для дистанции, на которой происходит коммуникация, изменяются в зависимости от возраста участников и пола, от того, как хорошо они знают друг друга, и где они взаимодействуют.
Нарушения ожиданий – это действия, заметно выходящие за границы антиципации, т.е. внимание, перемещается от темы к попытке интерпретировать и оценить неожиданное поведение. Нарушения ожиданий могут быть положительными или отрицательными. Положительные нарушения происходят, когда коммуникаторы, как оценивается, оказали более благоприятные влияния, отклоняясь от принятых или подразумеваемых норм, вместо того, чтобы следовать им. Отклонения, которые производят менее благоприятные результаты, являются отрицательными нарушениями.
а) положение о количестве. Сообщения не должны быть сверх-информативны или, наоборот, малоинформативны;
б) положение о качестве: говорящие избегают обмана, слухов или сплетен;
в) положение об отношениях: участники диалога должны делать паритетные вклады в обсуждаемую тему и цель;
г) положение о манерах: участники диалога избегают двусмысленности, и других факторов, которые могут препятствовать пониманию.
Теория Грайса дает возможность понять, что определяется как коммуникативная компетентность:
а) нарушение положений принципа сотрудничества без цели воспринимается как коммуникативная некомпетентность
б) коммуникативная компетентность подразумевает способность распознать, когда другие люди отказываются от соблюдения принципа сотрудничества.
в) коммуникативная компетентность означает, что говорящий знает, как и когда скрытно нарушить принцип сотрудничества.
Общий вывод состоит в том, что компетентные коммуникаторы отзывчивы к ожиданиям.
Источниками
коммуникативной
a) недостаток знаний о соответствующих ожиданиях;
b) недостаточное желание учиться распознавать ожидания или действовать в соответствии с ожиданиями других людей;
с) дает неточные оценки собственного поведения в случае нарушения ожиданий;
d) не способность гибко реагировать на изменения в ожиданиях в контексте разных ситуаций или культур;
e) построение поведения в соответствии с узким диапазоном ожиданий.
а) оптимистично и в то же время реалистично оценивающие факторы, влияющие на успех коммуникации.
б) ставящие достаточно сложные, но реалистичные цели, имеющие реалистичные ожидания от себя и от других в процессе коммуникации;
в) чувствительны к непостоянным и управляемым причинам, которые могут препятствовать их успеху, и заняты поиском информации о том, как преодолеть эти препятствия;
г) проявляющие гибкость в ситуации, когда им отказывают в чем-либо, они различают ситуации, в которых стоит продолжать настаивать, попробовать что-либо другое или отложить свое требование до лучших времен;
д) способные смягчать информацию о недостатках других;
е) имеющие способность оказать воздействия на вероятные результаты взаимодействия, рассматривают не только партнера, но и себя как активного субъекта, способного изменить неприемлемые образцы взаимодействия.
Исходя из этого, источниками коммуникативной не компетентности являются:
а) формирование атрибуций, ведущих к неуспеху, которые снижают уверенность в себе;
б) недостаток знаний или умений для реализации поведения, ведущего к преодолению препятствий;
г) приверженность к использованию предубеждений относительно себя или партнера, особенно в напряженных ситуациях.
На
основе теории атрибуции можно разработать
несколько направлений развития
коммуникативной
(INFORMATION-PROCESSINGTHEORY)
К теориям обработки сообщений относятся:
Научная
перспектива обработки информации представляет
собой семейство разрозненных теоретических
и исследовательских программ. Психологию
обработки информации можно разделить
на элементы, возникшие внутри экспериментальной
психологии, и элементы, заимствованные
из внешних дисциплин. Внутренний вклад
психологии внесен, прежде всего, бихевиоризмом
середины века, функционализмом вербального
научения, английской экспериментальной
психологией и теориями инженерной психологии
и эргономики. Вклады др. дисциплин включают
математическую логику, технику связи
и теорию информации, трансформационную
лингвистику и теорию вычислительных
систем.
Влияние теории информации.
Некоторые способности человека представляются в виде части информационно-управляющего канала, обладающего внутренними состояниями и ограничениями. Ряд технических понятий, таких как неопределенность, информация, бит, источник, сообщение, адресат и кодирование, были позаимствован из теории связи. Главным импульсом для технологического и концептуального переноса достижений теории и техники связи на сферу экспериментальной психологии оказалась работа Клода Шеннона. Созданная Шенноном математическая теория информации была применима к любому сообщению из любого источника, передаваемого любыми средствами любому получателю.
Восприятие информации (сообщения) строиться по следующей схеме:
Обработка сообщений с точки зрения теории информации
Понятие обработки информации является весьма широким.