Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций
7 тем.
ТЕМА
8. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЛОВОГО
ОБЩЕНИЯ. ВИДЫ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Деловое
общение – это сложный
Его
участники выступают в
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности, информативным сопровождением его. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир, в отличие от личностного общения между близкими людьми, друзьми, родственниками.
Умение вести себя с людьми во время беседы является одним из главнейших факторов, определяющих ваши шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Успехи человека в его делах даже в технической сфере или научной сфере только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми, с которыми он работает.
Деловое
общение — это процесс, при
котором происходит обмен деловой
информацией и опытом работы, предполагающим
достижение определенного результата
в совместной работе, решение конкретной
задачи или реализацию определенной
поставленной цели. Спецификой этого процесса
является момент регламента, то есть подчинение
установленным ограничениям, которые
определяются национальными и культурными
традициями, принятыми на данной территории,
профессиональными этическими принципами,
принятыми в данном профессиональном
круге лиц. Деловое общение: условно делится
на прямое (непосредственный контакт)
и косвенное (когда во время общения
существует некая пространственно-временная
дистанция, то есть письма, телефонные
разговоры, деловые записки и т.д.).
2. ПРЯМОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Прямое деловое общение представляет собой непосредственный контакт между людьми.
Виды прямого делового общения:
1. Деловая беседа - это разговор между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.
Цели и задачи деловой беседы. К числу целей, требующих проведения деловой беседы, можно отнести, во-первых, стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого человека или группы активно действовать, с тем чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; во-вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников,
В сравнении с другими видами
речевой коммуникации деловая
беседа обладает следующими
- быстротой реагирования на
- повышением компетентности
- возможностью более гибкого, дифференцированного подхода к предмету обсуждения и понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон.
Деловую беседу строят на основе следующих принципов:
- сознательной настройки на
- рациональной организации
- простоты, образности, четкости языка
как условия доходчивости
- тактичность, действительное
Виды бесед.
По такому основанию, как виды
и цели разговора, принято
Беседа при приеме на работу
носит характер "приемного"
интервью", - основная цель которого
оценить деловые качества
Поступающим на работу рекомендуется выяснить следующее:
- Является ли рабочее место новым или вакантным?
- Почему возникла необходимость кадрового обновления?
- Причины увольнения или
- Кто принимает решение о
- как примерно будет выглядеть рабочий день?
- В чем конкретно будут
- Как и кем будет оцениваться работа?
- Возможности для обучения, роста, продвижения?
- Дополнительные компенсации (
Беседа при увольнении с работы имеет две разновидности: ситуацию незапланированного, добровольного ухода сотрудника и ситуацию, когда работника приходится увольнять или сокращать,
Проблемные и дисциплинарные беседы вызваны к жизни возникновением сбоев в деятельности сотрудника, необходимостью критической оценки его работы и фактами нарушения дисциплины.
В процессе подготовки
Если в ходе проблемной беседы
предполагается сообщить
Например: "Выговора вам не избежать. Понимаю, что это наказание радости вам не прибавит, но иначе поступить не могу".
Умение делать замечания,
Деловое совещание.
Деловое совещание - один из
самых ответственных видов
Совещания необходимы для
Деловое совещание - это деятельность, связанная с принятием решений группой лиц, на характер выступлений его участников и на его результаты серьезное влияние оказывают такие особенности группового поведения, как распределение ролей в группе, отношения между членами группы, групповое давление
Совещания - это средство управления и оно должно быть использовано для правильных целей и надлежащим образом, чтобы достичь желаемого результата.
Проведение совещания по проблемным вопросам целесообразно в случаях, когда:
- проблема является сложной, а вероятность, что один человек обладает всей информацией, необходимой для решения, невелика;
- разумно разделение
- желательны также и
- полезна проверка различных взглядов;
- руководитель желает, чтобы подчиненные почувствовали себя частью демократического процесса, или хочет получить их доверие;
- членам группы необходимо
Эффективность совещаний
На практике эффективность совещания уменьшается из-за нечетко сформулированной цели совещания; недостаточно ответственного отношения участников совещания к своим обязанностям; безапелляционного изложения руководителем своей позиции, не оставляющего места для развертывания творческой дискуссии.
Избежать этих ошибок позволит учет следующих рекомендаций:
- обеспечение начала работы
- четкое и понятное всем присутствующим изложение выдвинутой на обсуждение проблемы, постановка вопросов, выделение основных моментов, что способствует возникновению на совещании творческой дискуссии;
- тщательная фиксация
-
корректное прерывание тех
- периодические обобщения уже
достигнутого, четкая формулировка
задач, которые еще предстоит
решить, немедленное выяснение всех
недоразумений, возникающих
- обобщение результатов в
Виды деловых совещаний.
Деловые совещания
- принадлежность к сфере