Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 7 файлов

8 тема.doc

— 115.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 испр.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 испр[1].doc

— 98.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 испр1.doc

— 173.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 испр.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Тема 4. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности. Публичное выступление 

  1. Навыки  эмоционально-психологического саморегулирования
  2. Самопрезентация
  3. Особенности публичного выступления
  4. Диагностика исполнительского мастерства
  5. Упражнения для развития коммуникативно-исполнительского мастерства личности: отработка навыков публичного выступления, эмоционально-психологического саморегулирования и самопрезентации, равзвитие уверенности в себе.
 

    1. НАВЫКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

    Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и все же относительно самостоятельных умения - умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения.

    В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие ее навыки, и прежде всего 

  • Навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управления своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.
  • Эмоционально-психологическая саморегуляция создает настрой на общение в соответствующих ситуациях (встреч, бесед, дискуссий, собраний, диспутов и т. д.).
  • Эмоциональный настрой на ситуацию общения означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.

    Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства.

    Эмоционально-психологическая  саморегуляция непосредственно проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров. Ясно, что психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

    Перцептивные  навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его; верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению; "считывать" изменения в лице, голосе, жесте партнера по общению; "вскрывать подтекст" мимических движений, улыбки, взгляда, жеста и т.д.; определять тон общения; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать "ход" общения.

    Перцептивные  навыки позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

    Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской  деятельности принято рассматривать  как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности.

    Экспрессивные навыки личности проявляются как культура

  • речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи;
  • жестов и пластики поз;
  • эмоционально-мимического сопровождения высказывания;
  • речевого тона и речевой громкости.

    Американские  психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма – несловесная информация – 5/6.

    Те  есть вербальная часть обычно занимает от 5% до 20% сообщения, остальное относится к невербальной коммуникации. Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.

    Важной  составляющей является создание доверительного отношения между партнерами по общению. Доверие понимается как возможность прогнозирования действий человека, и чтобы эти действия совпадали с теми, которых вы от него ждете. Насколько совпадают, настолько и доверяете. Доверие может быть представлено следующей схемой:

    

    Еще одна важная часть коммуникативно-исполнительского мастерства - организация непосредственного общения в начальный его период. Условно это можно назвать "коммуникативной атакой", когда завоевывается инициатива в общении. Сегодня можно говорить о таких способах завоевания инициативы в общении, как

  • оперативность в организации изначального контакта,
  • оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению,
  • отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия,
  • оперативное достижение социально-психологического единства с аудиторией, формирование чувства "мы",
  • придание взаимодействию личностного характера,
  • организация целостного контакта,
  • постановка вопросов, которые способны мобилизовать внимание партнера и т. д.

    В общении особую роль играет овладение  социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь  очень важен опыт восприятия искусства, так как оно воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения.

2. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

    Самопрезентация, иногда также называемая «управлением впечатлением о себе», — это процесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других людей.

    Почему  люди занимаются самопрезентацией?

    Самопрезентация, помогает нам, во-первых, получить то, что мы хотим, и, во-вторых, создать желательный внутренний образ «Я». Она служит также и социальным задачам: помогает другим людям узнать, как мы ожидаем, что с нами будут обращаться, позволяя социальным взаимоотношениям протекать гладко .

    Осознание себя на публике — тенденция постоянно чувствовать себя в центре внимания окружающих. Но одно только то, что мы рассматриваем себя как центр всеобщего внимания, еще не значит, что мы постоянно занимаемся самопрезентацией.

    Мы  начинаем больше заботиться о выгодном представлении себя, (1) когда наблюдатели могут повлиять на то, достигнем ли мы своих целей, (2) когда эти цели важны для нас и (3) когда мы думаем, что у наблюдателей создается о нас не такое впечатление, какое мы хотели бы произвести.

    Самопрезентация обычно принимает форму демонстрации образа, наиболее подходящего для достижения непосредственных целей и, возможно, некоторого преувеличения его характеристик.

    Самокоррекция — исключительная обеспокоенность своим публичным имиджем и склонность приспосабливать свои действия к потребностям настоящей ситуации.

    Страх, который люди испытывают, сомневаясь в том, что им удастся создать желаемое впечатление, что самопрезентация не удастся, получил название социальной тревоги.

    Мы  часто представляем себя так, чтобы  понравиться другим. Мы можем добиваться этого, выражая свою симпатию к другим людям, указывая на наше сходство с ними, делая себя физически привлекательными и описывая свои достижения скромно. И наконец, стоя перед дилеммой разнородной аудитории, люди пытаются решать ее, разделяя аудиторию, «усредняя» свою самопрезентацию или передавая различные сообщения по различным коммуникационным каналам.

    В целом самопрезентация относится более к стратегической демонстрации благоприятных аспектов своей личности, чем к созданию ложных образов.

    Приемы  установления контакта

  Контакт - это начало взаимодействия двух партнеров. Для установления контакта с партнером при самопрезентации специалисты по проблемам общения рекомендуют следующие приемы:

  • улыбка, доброжелательный взгляд;
  • приветствие, включающее рукопожатие и слова;
  • обращение к партнеру по имени и отчеству, с этой целью - представление, знакомство;
  • проявление дружеского расположения, использование для этого шутки, юмора, комплиментов, видимого участия;
  • подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды;
  • подчеркивание общности с партнером, поиск взаимных интересов, выяснение позиций, мнений, связанных с актуальными событиями;
  • предоставление партнеру возможности почувствовать свое превосходство над вами. Д. Карнеги отмечает, что любой человек может быть в какой-то сфере более компетентным, чем вы. Поэтому ваше открытое признание в этом способствует установлению эффективного контакта, так как дает возможность партнеру почувствовать свою значимость.

     Уверенность в себе как условие успешной самопрезинтации

  Уверенность в себе несомненно способствует успеху самопрезентации, ибо неуверенный в себе человек все подвергает сомнению, прежде чем что-то сказать, сомневается в своих возможностях, долго думает.

  Уверенность приходит не сразу, нужны долгие годы и множество успешных ситуаций. Совершенно очевидно при этом, что уверенность усиливается, когда вы чувствуете себя профессионально компетентным, занимаетесь делом, адекватным вашим возможностям и интересам, четко знаете свои цели, намерения, планируете их реализацию. Для развития уверенности в себе делайте следующее:

  • Перестаньте критиковать самого себя.
  • Перестаньте жаловаться.
  • Займитесь физической формой. Старайтесь больше расслабляться. Сочетайте работу с отдыхом, не перегружайтесь в размышлениях "А что если...?" Решайте проблемы по очереди и конструктивно.
  • Независимость. Не рассчитывайте на то, что другие помогут вам стать счастливым. В работе будьте самодостаточными. Контролируйте свои эмоции.
  • Позитивный взгляд. Оптимизируйте любую ситуацию.

  Формирование  первого впечатпения для успешной самопрезентации

   Первое впечатление - бессознательный психический образ, возникающий в момент визуального, слухового или чувственного контакта с человеком.

  Выделяют  три фактора формирования первого впечатления о человеке:

  • фактор превосходства,
  • фактор привлекательности партнера,
  • фактор отношения к наблюдателю.

  Фактор превосходства - когда человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам.  Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее  чувствует себя  наблюдатель  в данный момент, в данной конкретной Ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Фактор привлекательности - когда внешне привлекательного человека люди так же склонны переоценивать  по другим  важным для  них психологическим и социальным параметрам. Фактор отношения к  наблюдателю - когда людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

тема 7.doc

— 152.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темя 5 испр.doc

— 122.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по психологии