Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций
7 тем.
Тема
4. Коммуникативно-исполнительское
мастерство личности.
Публичное выступление
1. НАВЫКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Коммуникативно-
В
коммуникативно-
Эмоционально-
Эмоционально-
Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его; верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению; "считывать" изменения в лице, голосе, жесте партнера по общению; "вскрывать подтекст" мимических движений, улыбки, взгляда, жеста и т.д.; определять тон общения; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать "ход" общения.
Перцептивные навыки позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.
Экспрессивные
навыки коммуникативно-
Экспрессивные навыки личности проявляются как культура
Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма – несловесная информация – 5/6.
Те есть вербальная часть обычно занимает от 5% до 20% сообщения, остальное относится к невербальной коммуникации. Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.
Важной составляющей является создание доверительного отношения между партнерами по общению. Доверие понимается как возможность прогнозирования действий человека, и чтобы эти действия совпадали с теми, которых вы от него ждете. Насколько совпадают, настолько и доверяете. Доверие может быть представлено следующей схемой:
Еще
одна важная часть коммуникативно-
В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства, так как оно воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения.
2. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Самопрезентация, иногда также называемая «управлением впечатлением о себе», — это процесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других людей.
Почему люди занимаются самопрезентацией?
Самопрезентация, помогает нам, во-первых, получить то, что мы хотим, и, во-вторых, создать желательный внутренний образ «Я». Она служит также и социальным задачам: помогает другим людям узнать, как мы ожидаем, что с нами будут обращаться, позволяя социальным взаимоотношениям протекать гладко .
Осознание себя на публике — тенденция постоянно чувствовать себя в центре внимания окружающих. Но одно только то, что мы рассматриваем себя как центр всеобщего внимания, еще не значит, что мы постоянно занимаемся самопрезентацией.
Мы начинаем больше заботиться о выгодном представлении себя, (1) когда наблюдатели могут повлиять на то, достигнем ли мы своих целей, (2) когда эти цели важны для нас и (3) когда мы думаем, что у наблюдателей создается о нас не такое впечатление, какое мы хотели бы произвести.
Самопрезентация обычно принимает форму демонстрации образа, наиболее подходящего для достижения непосредственных целей и, возможно, некоторого преувеличения его характеристик.
Самокоррекция — исключительная обеспокоенность своим публичным имиджем и склонность приспосабливать свои действия к потребностям настоящей ситуации.
Страх, который люди испытывают, сомневаясь в том, что им удастся создать желаемое впечатление, что самопрезентация не удастся, получил название социальной тревоги.
Мы часто представляем себя так, чтобы понравиться другим. Мы можем добиваться этого, выражая свою симпатию к другим людям, указывая на наше сходство с ними, делая себя физически привлекательными и описывая свои достижения скромно. И наконец, стоя перед дилеммой разнородной аудитории, люди пытаются решать ее, разделяя аудиторию, «усредняя» свою самопрезентацию или передавая различные сообщения по различным коммуникационным каналам.
В целом самопрезентация относится более к стратегической демонстрации благоприятных аспектов своей личности, чем к созданию ложных образов.
Приемы установления контакта
Контакт - это начало взаимодействия двух партнеров. Для установления контакта с партнером при самопрезентации специалисты по проблемам общения рекомендуют следующие приемы:
Уверенность в себе как условие успешной самопрезинтации
Уверенность в себе несомненно способствует успеху самопрезентации, ибо неуверенный в себе человек все подвергает сомнению, прежде чем что-то сказать, сомневается в своих возможностях, долго думает.
Уверенность приходит не сразу, нужны долгие годы и множество успешных ситуаций. Совершенно очевидно при этом, что уверенность усиливается, когда вы чувствуете себя профессионально компетентным, занимаетесь делом, адекватным вашим возможностям и интересам, четко знаете свои цели, намерения, планируете их реализацию. Для развития уверенности в себе делайте следующее:
Формирование первого впечатпения для успешной самопрезентации
Первое впечатление - бессознательный психический образ, возникающий в момент визуального, слухового или чувственного контакта с человеком.
Выделяют три фактора формирования первого впечатления о человеке:
Фактор превосходства - когда человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной Ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Фактор привлекательности - когда внешне привлекательного человека люди так же склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Фактор отношения к наблюдателю - когда людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.