Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 7 файлов

8 тема.doc

— 115.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 испр.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 испр[1].doc

— 98.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 испр1.doc

— 173.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 испр.doc

— 191.00 Кб (Открыть, Скачать)

тема 7.doc

— 152.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темя 5 испр.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

      Тема 5. Эмоционально-психологическая саморегуляция. Эмоциональная поддержка личности. 

  1. Природы и значения эмоциональной поддержки;
  2. Значение эмоциональной поддержки: психологические, физические и отношенческие последствия;
  3. Признаки эффективной эмоциональной поддержки;
  4. Модели процесса эмоциональной поддержки
  5. Когнитивные и мотивационные корреляты умений и навыков оказывать эмоциональную поддержку
  6. Диагностика умений и навыков оказывать эмоциональную поддержку
  7. Упражнения для развития умений оказывать эмоциональную поддержку
 

     1. ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

     На  качество эмоциональной поддержки, которую мы получаем влияют многочисленные ситуативные факторы и факторы, относящиеся к характеру отношений. Кроме этого, исследования указывают, что есть существенные индивидуальные различия в способности оказывать качественную эмоциональную поддержку.

     Несмотря  на то, что предлагаются различные  варианты определения понятие  «эмоциональная поддержка», большинство авторов склонны рассматривать ее как проявление заботы, внимания, позитивного отношения, интереса, особенно в периоды стресса или расстройства.

     Ключевая характеристика эмоциональной поддержки состоит в том, что она является намеренным усилием помочь справиться с воспринимаемым состоянием эмоционального стресса.

     Поэтому целесообразно рассматривать эмоциональную поддержку как специфическое поведение в коммуникации одной стороны с намерением помочь другой эффективно справиться с эмоциональным дистрессом.   

     Следует отметить несколько существенных свойств  этого определения.

  • эмоциональная поддержка является преднамеренным действием в отношении человека, переживающего дистресс
  • эмоциональная поддержка представляет собой целенаправленное действие.
  • значительно может варьироваться качество и эффективность эмоциональной поддержки.
  • эмоциональная поддержка может быть оказана как через вербальное, так и через невербальное поведение, и типично включает использование обоих типов поведения.
  • все люди имеют природную способность к вербальной эмоциональной поддержке. Однако, также как в отношении большинства сложных умений, только относительно небольшой процент людей полностью развили эту способность.
 

2. ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ И ОТНОШЕНЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

   Эмоциональная поддержка является только одной из видов поддержки и помощи, которую люди стремятся получить или оказывают другим в повседневной жизни. Другие виды поддержки, часто идентифицируемые учеными, включают:

  • общественная поддержка (выражение референтности, принадлежности, связанности);
  • информационная поддержка (предоставление информации и совета);
  • материальная помощь (помощь деньгами, другими ресурсами, физическим вмешательством).

   Несмотря  на то, что эмоциональная поддержка  является лишь одним из видов поддержки  и помощи, она имеет значительные психологические и физические последствия, а также последствия для устанавливаемых отношений.

     Главной целью оказания эмоциональной поддержки является обеспечение позитивных изменений в психологическом состоянии других людей, особенно их переживаний по поводу различных ситуаций и их самих.

     Большое количество исследований показывает, что предоставление эмоциональной поддержки способствует

  • достижению поставленных целей.
  • улучшению психологической саморегуляции, самооценки, чувства социальной включенности, общей удовлетворенности жизнью.
  • для преодоления повседневных обид и разочарований.
  • поддержанию физического здоровья. Люди, получающие  эмоциональную поддержку, испытывают меньшее напряжение, обеспечены лучшим качеством жизни и защитой физического здоровья.
  • улучшению отношений на рабочем месте
  • навыки оказания эмоциональной поддержки рассматриваются как фундаментальная социальная компетентность в каждом периоде жизни, включая детство, юность, и взрослую жизнь. Многочисленные теоретики рассматривают эмоциональную поддержку как ключевое условие близких личных отношений, так же как важный детерминант удовлетворенности этими отношениями. Восприятие эмоциональной благосклонности играет ключевую роль в развитии и обслуживании отношений дружбы и любви, а также детско-родительских и брачных отношений. 

      По  определению, эмоциональные усилия по оказанию поддержки предназначены, чтобы помочь другому человеку в  ситуации, представляющей для него эмоциональную трудность.  Однако у действий по оказанию эмоциональной поддержки, даже совершаемых из лучших побуждений, но неумело или неправильно, может быть множество непреднамеренных и нежелательных результатов.

     В частности, такие неудачные попытки  могут усилить неприятные эмоциональные  состояния, препятствовать эффективному решению проблемы, способствовать возникновению нездоровых зависимостей во взаимоотношениях, усилить уровень напряжения, подорвать удовлетворенность отношениями и их стабильность, и даже повредить физическому здоровью.  

     3. ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСИЛИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

     Более определенно эмоциональная поддержка  описывается следующим образом:

- ясно  выражается желание помочь или  оказать поддержку; 

- выражается  принятие, любовь, положительное отношение,  и готовность разделить цели;

- выражается  беспокойство, забота, и проявление  интереса к текущей ситуации  и целям партнера по общению; 

- выражается  стремление любыми путями способствовать  достижению целей партнером по  общению.

      Выражения поддержки, соотносящиеся с целями того, кому она оказывается, имеют множество форм:

(a) утверждения о том, что чувства, действия или цели понятны или разумны;

(b) утверждения о том, что цели являются нормальными или соответствующими ситуации;

(c) оценка трудности достижения цели или сложности ситуации;

(d) выражения сожаления или понимания того, что цель в данной ситуации не может быть достигнута;

(e) поддержка и не осуждение выражения нуждающимся в поддержке человеком его негативных чувств по поводу того, что цели, которые он преследует, не достижимы в данной ситуации. 

     Другой  класс полезных, с точки зрения оказания эмоциональной поддержки, высказываний состоит в поощрении  целей и констатации сложности  и проблематичности ситуации и сопровождающих ее чувствах. Этот класс включает:

(a) утверждения, которые передают интерес к выслушиванию и поощряют партнера «рассказывать свои истории»;

(b) поддержка выражения чувств и реакций говорящего на проблему;

(c) открытые вопросы о чувствах и эмоциональных реакциях, связанных с целью;

(d) гипотезы о чувствах, связанных с целью;

(e) парафразирование эмоциональных реакций или размышлений по поводу целей;

(f) использование паралингвистических средств ("да", "угу", “и затем?”), которые поощряют развитие диалога.

     Ценность  утверждений, содержащих информацию или совет, для эмоциональной поддержки зависит от многих факторов. Поэтому целесообразно избегать использовать их, если нет полной уверенности в их уместности в специфической ситуации.

      Особенности бесполезных, с точки  зрения оказания эмоциональной поддержки, реакций.

     Осуждение или критика чувств несовместимы с усилиями по оказанию эмоциональной  поддержки.

     Особенно  дисфункциональными являются следующие  стратегии:

(a) указания на то, что чувства или их выражение являются неправильными, несоответствующими ситуации, незрелыми, смущающими других людей;

(b) утверждение, что человек, нуждающийся в эмоциональной поддержке, ведет себя не правильно, ужасно («Вы выставляете себя дураком, действуя таким образом»);

(c) приказы или призывы прекратить проявление чувств («Успокойтесь», «Престаньте кричать»).

     Еще один список бесполезных усилий по оказанию эмоциональной поддержки включает:

(a) минимизацию чувств («Не делайте из этого трагедии; это случается со всеми время от времени»);

(b) обвинения по адресу объекта, явившегося источником негативных переживаний («Вот кто во всем виноват»);

(c) утверждение о том, что человек, нуждающийся в поддержке, сам виноват в сложившейся ситуации («Если Вы не готовитесь к экзамену, не жалуйтесь, что не сдали его»);

(d) допущение, что всему виной – некомпетентность («Вы никогда не были способны к математике»);

(e) утверждение, что выражение чувств не функционально («Вы только делаете себе хуже, переживая так»);

(f) утверждение, что проблема является незначительной или легко решаемой.  

4. МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

     Знание, почему специфические усилия эффективны или неэффективны при осуществлении  поддержки, столь же важны, и как  знание, какие результаты связаны  со специфическими усилиями. Существует несколько объяснительных схем, относящихся к эффектам оказания эмоциональной поддержки. (это - кроме той, которая анализируется в связи с «роджерианской беседой» или теории «терапевтических условий»).

     1. Модель оптимального соответствия. (МОС)  Считается, что тип предлагаемая эмоциональная поддержка для того, чтобы быть эффективной, должна соответствовать специфическому стрессору. Однако положения ОСМ не получили подтверждения в эмпирических исследованиях. OСM не обеспечивает теоретического объяснения того, как и почему особенности различных, но одинаково соответствующих стрессовой ситуации эмоциональных усилий по поддержке, ведут к различным результатам.

      2. Теория системной интеракции (ТСИ).

     Анализ  стратегий эмоциональной поддержки (или, в терминах авторов теории диалогического копинг поведения) является частью теории системной интеракции Барби, Лоуренса и Каннингэма. Авторы ТСИ разработали типологию поддерживающего поведения, основанную на сочетании двух критериев: «близость – дистанцирование» и «ориентация на эмоции – ориентация на решение проблемы».

     Таким образом, оказывая кому-либо помощь, мы можем делать выбор между полюсами названных критериев и организовывать свое поведение в соответствии с содержанием того или иного «квадранта» получаемого факторного пространства.   

        

     В этом случае мы получаем типологию  стратегий поддержки:

  1. Утешение (близость, эмоции). В этом случае поведение состоит в реакциях, сосредоточенных на проявлении положительных эмоций и демонстрации близости.

      2. Разрешение проблемы (близость, ориентация  на разрешение проблемы). Формулировка  высказываний, сосредоточенных на  проблеме с целью найти адекватный  ответ на ситуацию, вызывающую  беспокойство.

      3. Избегание (ориентация на эмоции, дистанцированность). Поведение, сосредоточенное на воспрепятствовании переживанию и выражению отрицательных эмоций.

      4. Отвержение (ориентация на проблему, дистанцирование). Поведение, минимизирующее эмоциональное значение проблемы.

     ТСИ, безусловно, обладает большими объяснительными возможностями, однако, трудно увидеть, за счет чего достигается желательный эффект при попытке оказать эмоциональную поддержку.

     3. Интегральная схема:  теория пересмотра  отношения к стрессору  в ходе взаимодействия.

     Ряд ученых (Burleson и Goldsmith) рассматривают процесс эмоциональной поддержки в терминах оценочных (атрибутивных) теорий. Таким образом, эмоциональный дистресс происходит вследствие оценки ситуации как не соответствующей их текущим целям. Изменение в эмоциональных состояниях (например, преодоление дистресса) может быть вызвано изменением особенностей проблемной ситуации (проблемно-фокусированное совладание) или изменением оценок (или целей), стрессовой ситуации (эмоционально-фокусированное совладание). Тогда главная цель большинства усилий по оказанию эмоциональной поддержки сводится к пересмотру цели в проблемной ситуации.

Информация о работе Лекции по психологии