Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 7 файлов

8 тема.doc

— 115.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 испр.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 испр[1].doc

— 98.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 испр1.doc

— 173.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 испр.doc

— 191.00 Кб (Открыть, Скачать)

тема 7.doc

— 152.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темя 5 испр.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Человек, стремящийся оказать эмоциональную  поддержку, не может напрямую изменить оценку ситуации. Скорее, он может только облегчить или ускорить ее пересмотр  тем, кто нуждается в помощи.  

5. КОГНИТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ КОРРЕЛЯТЫ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОКАЗЫВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ.

      Формирование  навыков оказания эмоциональной поддержки.

     Исследования  индивидуальных различий в отношении  оказания эмоциональной поддержки  позволяют предположить, что формирование необходимых навыков может осуществляться в учебном процессе. Например, подразумевается, что эмоциональные навыки оказания эмоциональной поддержки  могут быть увеличены через развитие процессов социальной перцепции, эмоциональной чувствительности или эмпатии, просоциальных ценностей, готовности общаться, и умений ставить цели и планировать способы их достижения во взаимодействии.

     Однако, обучение – процесс, занимающий много  времени и часто, весьма затратный. Есть несколько причин, по которым эмоциональная поддержка часто «не получается».

     Отбор конкретных умений и навыков для  обучения – сложный вопрос. Не менее  сложным является и проблема методического  обеспечения учебного процесса. Тем  не менее, в процессе оказания эмоциональной поддержки очевидными являются три риторических стратегии:

  • открытая и доверительная демонстрация намерения оказать помощь;
  • преодоление защитных реакций;
  • создание психологически комфортной обстановки для «производства» продуктивно нагруженных в смысловом отношении нарративов посредством клиент - центрированных приемов.

     1. Открытая и доверительная  демонстрация намерения  оказать помощь;

      Функции этих умений и навыков состоят  в следующем:

     1. Демонстрация желания оказать  помощь и эмоциональную поддержку.

     2. Создание стабильного контекста доверия во взаимоотношениях с тем, чтобы намерения помочь интерпретировались как таковые на протяжении достаточно долгого времени, а возможные неудачи и ошибки не расценивались бы как прекращение помогающего и поддерживающего поведения. 

     Намерения оказать эмоциональную поддержку  могут быть более или менее:

     - явными (в пределах от неопределенных  к очевидным);

     - искренними (в пределах от умеренных  к глубоким);

     -специфичными (объединенными с другими целями, например, с предотвращением ухудшения взаимоотношений или выражением чувства вины).

     То, как человек, получающий эмоциональную поддержку, интерпретирует эти намерения, наверняка влияет на результаты взаимодействия.

     Чаще  всего намерения оказать эмоциональную поддержку не проявляются во взаимодействии со всей очевидностью. Они скорее «прочитываются» или выводятся из поведения человека, предпринимающего такие усилия. Однако стоит сделать эти намерения настолько явными, искренними и специфичными, насколько возможно. 

     Поэтому целесообразно учиться тому, как и когда явно выразить их позитивные намерения. Риторическими формами выражения позитивных намерений могут быть, например:

(а) Непосредственные заявления о желании помочь («Я хочу помочь»)

(б) Подчеркивание значимости своего присутствия («Я здесь, чтобы помочь»)

(в) Обращение к истории прошлых отношений («Вы знаете меня, я действительно забочусь о вас»)

(г) Указание на свои собственные чувства («Помочь  вам важно для меня»).

(д) Центрирование своих намерений («Все, что я хочу сделать – это помочь вам»)

(е) Предотвращение  контекстуального извращения своих  намерений («Я говорю это только  потому, что я хочу помочь Вам  добиться большего успеха»).

     В обучении следует специально подчеркивать, что понимание намерений оказать  поддержку является процессом. Решение этой задачи далеко не всегда возможно при использовании одного единственного высказывания. Поэтому их набор должен повторяться несколько раз в течение взаимодействия.

      2. Преодоление защитных реакций.

     Причинами возникновения защитных реакций являются: страх вмешательства в личную жизнь, т.е. ограничение свободы, угроза статусу человека как компетентного в глазах общества и референтной группы.

     Преодоление защитных реакций – это тактика  взаимодействия, направленная на «буферизацию» угроз независимости и автономности Я-концепции человека, которому оказывается эмоциональная поддержка. Можно говорить о двух видах «буферизации».

     Положительная буферизация направлена на защиту потребности получать в свой адрес позитивные оценки. При этом используются риторические приемы, выражающие позитивные чувства или оценки самого человека, получающего эмоциональную поддержку, или его действий. Например: 

(а)  выражение положительного  отношения («Вы  мне действительно  нравитесь», «Я восхищен тем, как вы проявляете заботу о делах»);

(б)  поддержка усилий  выполнить намеченное  в срок;

(в)  выражение понимания  трудностей, возникающих  при решении задач;

(г)  выражение уверенности  в конечном успехе;

(д)  указания на то, что человек, нуждающийся в эмоциональной поддержке, обладает необходимыми качествами для достижения своих целей.

      Отрицательная «буферизация» направлена за защиту потребности оставаться свободным  от ограничений самостоятельности  и автономности.  

      С риторической точки зрения она, прежде всего, подразумевает вовлекает отказ от глагольных форм, которые выражают какие-либо императивы. Вместо них используются:

(а) завуалированная  фиксация точки зрения или  отношения к какому-либо предложению  («Итак, не хотите ли вы остановиться на этом?»);

(б) выражение  заинтересованности («Если вы не  против, мы могли бы …»);

(в) косвенное  высказывание предложений («Когда  у меня была проблема, я понял,  что полезно …);

(г) косвенная  оценка предложения и формулирование  возможных препятствий («Я не знаю точно, поможет ли это, но вероятно …»);

(д) намек  («Некоторые люди думали, что это  подходит, и они попробовали»);

(е) демонстрация  уважения к автономности и  самостоятельности («Я не хочу  быть настойчивым, но может  быть стоило бы …»).

      3. Использование клиент – центрированных приемов

     В контексте оказания эмоциональной поддержки центрирование на клиенте оценивается по степени, до которой поведение человека, оказывающего помощь, отражает его понимание и адаптацию к субъективным, эмоциональным, и интерактивным аспектам контекста общения. Риторические приемы центрирования на клиенте помогают лучше понимать проблемную ситуацию. Такие приемы также помогают развивать более глубокий взгляд на оценку личных переживаний и облегчают пересмотр проблемной ситуации и ее личностного значения.

     Целью применения клиент – центрированного  подхода является поощрение человека, нуждающегося в эмоциональной поддержке, к рассказу о его проблеме и создание условий для диалога, в котором могут проявиться расширенные и детализированные версии нарративов. Для достижения этой цели могут использоваться несколько приемов:

(а) поощрение  упоминания подробностей, связанных  с проблемной ситуацией («Не торопитесь, я хочу знать все в деталях»);

(б) преднамеренное  «выспрашивание» подробностей («А что случилось потом?»);

(в) использование  невербальных и паравербальных  средств общения;

(г) обращение  к мыслям и переживаниям рассказчика  («Что вы почувствовали, когда  это случилось?», «О чем вы  подумали, когда она сказала это?»);

(д) поощрение  выражения чувств рассказчика;

(е) парафразирование;

(ж) высказывание понимания и принятия выражаемых чувств.

     Следует сказать и о том, что противоречит идее клиент – центрированного подхода:

(а) не  следует концентрироваться на  событиях собственной жизни и высказывании собственных эмоций, так как они могут оказаться слишком далеки от событий и чувств человека, нуждающегося в помощи;

(б) следует  избегать оценок переживаний  самого человека, которому оказывается  эмоциональная поддержка, и людей,  так или иначе вовлеченных в ситуацию.

(в) лучше  всего избегать давать рекомендации  по поводу того, как вести себя  в той или иной ситуации:

(г) бесполезной является попытка отвлечь от неприятных переживаний и чувств, их игнорирование.  

         6. ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ  И НАВЫКОВ ОКАЗЫВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ

     Исследование  уровня эмпатийных тенденций

      Предлагаемая  ниже методика успешно используется казанским психологом И. М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место  другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

      Эмпатия способствует сбалансированности межличностных  отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.

      Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

      Тест  опросника

    1.  Мне больше нравятся книги  о путешествиях, чем книги из  серии «Жизнь замечательных людей».

    2.  Взрослых детей раздражает забота  родителей.

    3.  Мне нравится размышлять о  причинах успехов и неудачах  других людей.

    4.  Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

    5.   Чрезмерную раздражительность и  несправедливые упреки больного  надо терпеть, даже если они  продолжаются годами.

    6.  Больному человеку можно помочь  даже словом.

    7.   Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

    8.  Старые люди, как правило, обидчивы  без причин.

    9.  Когда в детстве слушал грустную  историю, на мои глаза сами  по себе наворачивались слезы.

    10.  Раздраженное состояние моих  родителей влияет на мое настроение.

    11.  Я равнодушен к критике в  мой адрес.

    12.   Мне  больше  нравится  рассматривать   портреты,  чем картины с пейзажами.

    13.  Я всегда прощал все родителям,  даже если они были неправы.

    14.  Если лошадь плохо тянет, ее  нужно хлестать.

    15.   Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

    16.  Родители относятся к своим  детям справедливо.

Информация о работе Лекции по психологии