Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 7 файлов

8 тема.doc

— 115.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 испр.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 испр[1].doc

— 98.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 испр1.doc

— 173.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 испр.doc

— 191.00 Кб (Открыть, Скачать)

тема 7.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

ТЕМА 7. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ КАК ОДНА ИЗ  БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ 

  1. Переговоры. Классификация, функции.
  2. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов
  3. Модели поведения партнеров в переговорном процессе
  4. Барьеры и манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им
  5. Диагностика умений вести переговоры
  6. Упражнения на  умение вести переговоры
 

      1. ПЕРЕГОВОРЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ,  ФУНКЦИИ.

      Переговоры  — древнее и универсальное средство человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В историческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям: дипломатическому, торговому и разрешению спорных проблем. Ниже переговоры рассматриваются как средство завершения конфликта, когда оппоненты исчерпали возможности силового разрешения противоречия.

      В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

  • теоретико-игровое (М. Дойч);
  • теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
  • теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер).

  Выделяют  два подхода к переговорам: конфронтационный и партнерский.

  В основе конфронтационного подхода лежит уверенность, что целью переговоров является победа, а отказ от полной победы означает поражение.

  Конфронтационный  подход к переговорам - это противостояние сторон, а стол, за которыми они ведутся, - своеобразное поле битвы, где участники  переговоров - "солдаты", их главная  задача состоит в "перетягивании каната" по типу "кто-кого". Степень такой конфронтации различна: от стремления "выторговать" как можно больше до попыток не только получить максимально возможное, но и не дать партнерам реализовать свои интересы.

  Партнерский подход реализуется путем совместного с партнером анализа проблем и поиска взаимоприемлемого решения, при котором в выигрыше оказываются оба участника.

      Классификация переговоров, основанная на выделении  различных целей их участников:

      1. Переговоры о продлении действующих соглашений. Например, временного соглашения о прекращении военных действий.

      2. Переговоры о нормализации. Проводятся с целью перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов. Часто проводятся с участием третьей стороны.

      3. Переговоры о перераспределении. Одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой. Эти требования, как правило, сопровождаются угрозами наступающей стороны.

      4. Переговоры о создании новых условий. Их целью является формирование новых отношений, заключение новых соглашений.

      5. Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.).

          В зависимости от того, какие цели преследуют участники переговоров, выделяются различные функции переговоров .

    • информационная (стороны заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия);
    • коммуникативная (налаживание новых связей, отношений);
    • регуляции и координации действий;
    • контроля (например, по поводу выполнения соглашений);
    • отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки или наращивания сил);
    • пропаганды (позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности);
    • проволочек (одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду у оппонента на решение проблемы, успокоить ее).

          Существует  три типа совместных решений участников переговоров:

  • компромиссное, или «срединное решение»;
  • асимметричное решение, относительный компромисс;
  • нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества.
 

      2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО  ПРОЦЕССА ПО РАЗРЕШЕНИЮ  КОНФЛИКТОВ

      Переговорный  процесс является одной из основных и эффективных форм участия третьего лица (посредника) в разрешении конфликтов. Этот процесс в конфликтологии называют медиацией, а профессионального посредника — медиатором. Знание психологических основ поведения в переговорном процессе конфликтующих сторон, психологических механизмов их взаимодействия является одним из условий успешного управления этим процессом. Настоящая тема имеет целью уяснение психологических аспектов сложного взаимодействия конфликтантов в процессе медиации.

      Существенным  моментом в технологиях переговорного  процесса является оценка форм и способов участия в конфликте посредника (медиатора). В литературе выделяют три варианта посредничества (см.: Линчевский, 2000, с. 155):

      1. Дизъюнктивный (разъединительный).

      2. Конъюнктивный (объединительный).

      3. Смешанный

      Схематично  эти варианты можно представить  следующим образом:

      

      где S1 и S2— субъекты конфликта, П — посредник 

      Содержание переговорного процесса может быть представлено 4 этапами.

      1. Подготовительный этап: осуществляется сбор информации о содержании конфликта, об участниках конфликтного взаимодействия, анализируются причины, последствия, варианты решения и т. п.

      2. Начало переговоров: осуществляется взаимный обмен информацией. Участники конфликта высказывают свои позиции, оценивают ситуацию, предлагают варианты решения проблемы и т. п.

      3. Поиск приемлемого решения: обсуждаются варианты решения проблемы, уточняются позиции и мотивы субъектов конфликта, прорабатываются компромиссные варианты, пути движения к консенсусу и др.

      4. Завершение переговоров: уточняются детали договора, определяются сроки выполнения обязательств, распределяются обязанности, устанавливаются формы контроля и т. п., что находит свое отражение в принятом в качестве документа соглашении. Если участники переговоров не пришли к договору по разрешению конфликта, может быть принято соглашение в устной или письменной форме о переносе обсуждения проблемы на другой срок. 

      3. МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ  ПАРТНЕРОВ В ПЕРЕГОВОРНОМ  ПРОЦЕССЕ

      Успех переговорного процесса по разрешению конфликтов во многом определяется умением понять своего партнера, правильно оценить его модель поведения и выбрать адекватный стиль общения. В литературе выделяют четыре основные модели (типа) поведения партнеров в переговорном процессе

      Модели  поведения в переговорах

Тип поведения  Характеристика  поведения (мотивы)   Адекватный  стиль общения
Избегающий Отказывается  приступать к обсуждению конфликтной  проблемы. Стремится уйти от обсуждаемой  проблемы, изменить предмет обсуждения. (Мотивами такого поведения могут  быть: чувство вины, отсутствие понимания  сути проблемы и др.) Проявлять настойчивость, добиваться продолжения обсуждения проблемы. Быть активным, овладеть инициативой. Заинтересовать партнера показом вариантов  решения проблемы и возможных  положительных результатов
Уступающий Соглашается на любое предложение, в том числе и невыгодное для себя. (Мотивом такого поведения могут быть: стремление избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтной ситуацией, заниженная оценка предмета конфликта) Важно всесторонне  обсудить принимаемое соглашение. Выяснить степень заинтересованности партнера в соглашении и показать его выгоду. Четко оговорить сроки выполнения и формы контроля за реализацией соглашения
Отрицающий Утверждает, что  проблема неактуальна, конфликтная  ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения. (Мотивами такого поведения могут быть отсутствие понимания сути проблемы, уход от дискомфорта, связанного с конфликтами и т. п.) Необходимо  всячески показывать наличие проблемы, ее сложность и опасность. Проявлять  инициативу в обсуждении спорной проблемы. Создавать благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы. Показывать пути и возможности разрешения проблемы
Наступающий Стремится к  успеху, принятию решения в свою пользу. Отвергает аргументы и  доводы оппонента. Проявляет напор, агрессию. (Мотивами такого поведения могут быть: неосознанное стремление к победе, завышенная оценка предмета конфликта, амбиции.) Необходимо  проявлять спокойствие, осмотрительность. Показывать свою позицию достаточно твердой и убедительной. Давать понять, что односторонних уступок не может быть. Предлагать свои варианты компромисса, разрешения проблемы
 
 

      4. БАРЬЕРЫ И МАНИПУЛЯТИВНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРЕГОВОРНОМ  ПРОЦЕССЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ  ИМ

      Любой конфликт, как и все в этом мире, уникален, но есть этические принципы, следование которым определяет степень гуманности, эффективности и безболезненности процесса разрешения конфликтов любого типа.

      Среди моральных критериев гуманистического и ненасильственного разрешения конфликтов выделяют:

      1) разрешение конфликта должно быть направлено на определение и справедливое наказание виновного,

      2) разрешение конфликта не должно  рождать другой конфликт, не должно  сопровождаться ущемлением чести  и достоинства ни одного из  его участников,

      3) разрешение конфликта не должно приносить какой-либо ущерб окружающим, а должно представлять собой торжество гуманистических ценностей.

      Попытки насильственного и стихийного реагирования на конфликт, стремление решить его  угрозами и даже силой не отвечает ни одному из отмеченных этических принципов

      Основным  общепризнанным, наименее насильственным, притом достаточно эффективным  средством разрешения конфликтов является переговорный процесс (возможный и желательный при участии «третьего лица» - посредника).

      Для вступления в беседу необходимо создать соответствующую нравственно-психологическую атмосферу, основа которой заключается в том, чтобы не допустить между участниками конфликта эскалации оскорблений личного достоинства. Переговоры возможны и тогда, когда эмоциональное напряжение еще не снято, когда другие методы и средства оказались неэффективны. Согласие на переговоры - это уже важный шаг на пути осознания и решения конфликта.

      Однако  необходимо учитывать, что переговоры могут не только не решить конфликта, но и, при неграмотном их проведении, еще и обострить его.

      Любая методика разрешения конфликтов строится на определенном этико-психологическом фундаменте; разделить в ней этические и психологические моменты не всегда представляется возможным (поэтому рафинированную этическую методику реально создать невозможно).

      Барьерами в разрешении конфликтов в ходе переговоров могут быть: недоверие, закрытость информации (отсутствие гласности), необоснованная агрессивность, высокомерие, «разыгрывание победителя», неправильная установка приоритетов, перенос отрицательных оценок с конфликта на личности его участников. В ходе ведения переговоров актуализируются ценности, потребности, качества, способности участников: от них также зависит успех переговоров.

      Отрицательная нравственная оценка дается, обычно, эгоизму, высокомерию, недоверию, закрытости, радости по поводу неудачи партнера и т.д.

      Часто конструктивное разрешение конфликта  зависит не только от навыков эффективного общения или способности субъектов  конфликтного взаимодействия овладеть технологиями управления эмоциями в переговорном процессе, но и от применения ими манипулятивных воздействий.

      Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями (Доценко, 1997, с. 59).

      Манипулятивное  воздействие на оппонента в общении  есть не что иное, как давление. Но в отличие от прямого, открытого  давления оно выступает в скрытой  форме. Манипулятор действует по принципу: «мягко стелет, да жестко спать».

      Приведем  наиболее часто встречающиеся манипулятивные приемы:

      • ссылка на авторитет;

      • выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;

      • уход от темы разговора, острых проблем;

      • намеки;

      • лесть;

      • шутки-высмеивания;

      • предсказание ужасных последствий; 

      Виды  психологического противостояния влиянию

    Примерные тактики реагирования по Г. Бройнигу

Тактика переговоров Так вы можете реагировать
Партнер занял полностью противоположную позицию Ожидайте до тех пор, пока партнер что-либо скажет.
  1. Вам предъявляют завышенные требования.
Дайте понять, что  такие условия для вас не подлежат обсуждению.
  1. Вас поджимают со временем.
Скажите четко, что вы можете воспользоваться другими предложениями.
  1. Партнер вас непрерывно перебивает.
Попросите вежливо, но твердо дать договорить вам до конца. Повторите предложение.
  1. На аргумент противоположной стороны вам ничего не приходит в голову дельного.
Часто бывает достаточно промежутка времени между фразами, для того чтобы вновь сосредоточиться на обсуждаемом вопросе.
  1. Вам кажется, что партнер задерживает переговоры.
Объясните, что  вы должны обсудить вопрос с другим партнером. Тем самым вы выдвигаете уважительную причину для назначения нового срока переговоров. Аргументируйте гипотетически:

-Приняв, я бы...

- Если  бы мы пришли к результату  тогда, когда...

  1. Вам в навязчивой манере задают вопросы.
Оценивайте  лишь то, что партнер хочет сказать по существу
  1. Приводят в поддержку своих аргументов цифры, данные, факты, результаты исследований, которые вам неизвестны
Требуйте точного  указания источника; попросите, чтобы вам дали в руки оригинал.
  1. Пункты  договора и условия сделки, выдвигаемые противоположной стороной, представляются несущественными.
Попросите поточнее раскрыть существо предложений.
  1. Партнер обращается с вами снисходительно.
Покажите, что  вы не обращаете внимания на то, как себя ведет партнер.
  1. Употребляет термины, которых вы не знаете.
Настоятельно  попросите партнера четко и доступно объяснить применяемые термины.

Охарактеризуйте проблему и при этом в центр внимания поставьте интересы партнера.

  1. Ставит цель переубедить вас
Не торопитесь начинать переговоры; используйте время на разговоры личного характера.

Сформулируйте свое предложение о принятии решения в форме вопроса:

какого  вы мнения о...?

как вы расцениваете...?

Темя 5 испр.doc

— 122.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по психологии