Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций
7 тем.
Тема
1. Коммуникативная компетентность
и ее значение в деятельности
психолога.
В настоящее время существует большое количество определений коммуникативной компетентности, но чаще всего КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ рассматривается как внутренняя система ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
В коммуникативной компетентности можно выделить три составляющие:
Коммуникативная компетентность может быть рассмотрена как психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» и включает в себя такие способности:
Другими словами человек является коммуникативно компетентным, если у него развиты способности: гностические, экспрессивные и интерактивные. В состав коммуникативных способностей входит следующая совокупность знаний и умений:
- знание типов характеров и темпераментов людей;
- знание того, как люди с различными индивидуальными особенностями реагируют на различные коммуникативные ситуации;
-
знание о том, как интересы,
потребности и состояния людей
проявляются в их
-
знание норм и форм
-
знание приемов и методов
- знание о том, как человек выглядит со стороны, что в нем нравится и не нравится окружающим людям;
-
умение правильно оценивать
-
умение предвидеть то, как человек
будет реагировать на
- умение гибко подстраиваться под партнера по общению;
-
умение пользоваться формами
поведенческого и речевого
- умение наблюдать за людьми в процессе общения с ними, делать правильные выводы о них;
- умение правильно подбирать и исполнять социальные (коммуникативные) роли;
- умение располагать к себе людей, вызывать их доверие;
-
умение убеждать людей,
Компетентность в общении предполагает, что человек готов и умеет строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой, и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.
Общение,
в котором проявляется
Мотивационная сторона общения – это то, что инициирует, побуждает, направляет и поддерживает его.
Инструментальная
сторона общения включает в себя
то, при помощи чего оно реализуется. Сюда
входят перечисленные выше знания и умения.
2. ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА.
Под профессиональным общением психологов, с научной точки зрения, можно понимать:
А) Все виды общения, в которые вовлечен психолог, включая как повседневные бытовые контакты, так и рабочие, в широком смысле производственные отношения.
Б)
Общение специалиста-психолога
В) Общение психологов между собой.
Первое понимание включает в себя остальные два, а второе и третье взаимно дополняют друг друга.
Профессиональное общение психолога может быть рассмотрено из нескольких позиций, каждая из которых определяет свою специфическую точку зрения и задает особенную логику размышления.
С позиции партнера по общению компетентность психолога в общении нередко представляется довольно опасным оружием (психолог знаком с разными приемами и техниками убеждения, манипуляциями и т.п.). Чтобы быть неопасным, необходимо довольно глубоко проработать свое внутреннее содержание, чтобы выстроить внутренний образ себя — как человека и как профессионала.
С позиции самого психолога его общение может рассматриваться с двух несовпадающих точек зрения:
В
этой позиции психологу как
С позиции коллеги-психолога общение рассматривается как предмет профессиональной оценки. Требования к общению в данном случае растворены в технологии профессионального взаимодействия и рассматриваются как средство решения профессиональных задач.
В
настоящее время существую
Характеристики профессионального общения:
3. КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению коммуникативной компетенции психологов. В качестве показателей развития коммуникативной компетентности психолога можно считать следующие:
Возможен следующий вариант их диагностики:
|
4.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Упражнение «Подарок».
Каждый участник без слов, только с помощью мимики и жестов, должен показать, какой подарок он «дарит» имениннице, все пробуют угадать, что это за подарок.
Обсуждение:
сложно или просто было выполнить
задание?
Упражнение «Сообщение».
Разбиваются по парам, каждый должен без слов, жестами сообщить своему напарнику какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать, в чем смысл сообщения. Затем меняются ролями.
Обсуждение:
легко ли удалось Вам выполнить
задание? Что Вы для этого использовали?
Упражнение «Подсказка».
Разбиваются
на две команды, каждая команда придумывает
несколько слов, записывает их на отдельные
листочки бумаги. Затем из противоположной
команды выбирают человека, которому
дают прочитать слово, и он должен
жестами объяснить своей
Упражнение «Передача чувств».
Все встают в затылок друг другу и последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т.п.), второй человек должен передать следующему это же чувство.
У
первого спрашивают, какое чувство
он получил, и сравнивают с тем, какое чувство
было послано вначале.
Упражнение «Речь без слов» (подготовительная часть).
При деловом общении основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения - жестов, мимики, телодвижений. Научиться читать эти невербальные сигналы полезно каждому человеку. Предлагаем вам к следующему занятию изучить основные сигналы этой азбуки. Возможно, придется воспользоваться специальной литературой, но многое можно подметить при повседневном общении или смоделировать логически и экспериментально. Например, известно, что если ребенок говорит неправду, он после этого неосознанно прикрывает руками рот. На протяжении всей жизни I человек непроизвольно продолжает использовать этот жест, меняется только скорость совершения жеста и его форма становится более завуалированной - иногда рот частично прикрывается одним пальцем, иногда рука прикасается к носу, к уху, шее.