Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 7 файлов

8 тема.doc

— 115.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 испр.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

 Тема 1. Коммуникативная компетентность и ее значение в деятельности психолога. 

  1. Понятие коммуникативная компетентность
  2. Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога.
  3. Критерии развития коммуникативной компетенции
  4. Упражнения для развития коммуникативной компетентности
 
  1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

      В настоящее время существует большое  количество определений коммуникативной  компетентности, но чаще всего КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ рассматривается как внутренняя система ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

      В коммуникативной компетентности можно выделить три составляющие:

    • точность (правильность) восприятия других людей,
    • развитость невербальных средств общения,
    • владение устной и письменной речью.

      Коммуникативная компетентность может быть рассмотрена как психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» и включает в себя такие способности:

    • брать на себя и исполнять различные социальные роли,
    • адаптироваться в социальных группах и ситуациях,
    • свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения,
    • способность человека организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми.
    • осознание человеком своих ценностных ориентаций, потребностей,
    • техники работы с людьми, их чувствами, психологическими состояниями.

      Другими словами человек является коммуникативно компетентным, если у него развиты  способности: гностические, экспрессивные и интерактивные. В состав коммуникативных способностей входит следующая совокупность знаний и умений:

      - знание типов характеров и  темпераментов людей;

      - знание того, как люди с различными  индивидуальными особенностями  реагируют на различные коммуникативные ситуации;

      - знание о том, как интересы, потребности и состояния людей  проявляются в их коммуникативной  деятельности;

      - знание норм и форм поведенческого  и речевого этикета;

      - знание приемов и методов убеждения,  других способов психологического воздействия на людей;

      - знание о том, как человек  выглядит со стороны, что в  нем нравится и не нравится  окружающим людям;

      - умение правильно оценивать окружающих  людей;

      - умение предвидеть то, как человек  будет реагировать на сложившуюся социальную ситуацию;

      - умение гибко подстраиваться  под партнера по общению;

      - умение пользоваться формами  поведенческого и речевого этикета  с соблюдением существующих социальных, моральных и этических норм;

      - умение наблюдать за людьми  в процессе общения с ними, делать правильные выводы о них;

      - умение правильно подбирать и  исполнять социальные (коммуникативные)  роли;

      - умение располагать к себе  людей, вызывать их доверие;

      - умение убеждать людей, сохраняя  хорошие взаимоотношения с ними.

      Компетентность  в общении предполагает, что человек готов и умеет строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой, и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

      Общение, в котором проявляется коммуникативная  компетентность человека, имеет две  стороны: мотивационную и инструментальную.

      Мотивационная сторона общения – это то, что инициирует, побуждает, направляет и поддерживает его.

      Инструментальная  сторона общения включает в себя то, при помощи чего оно реализуется. Сюда входят перечисленные выше знания и умения.  

2. ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА.

    Под профессиональным общением психологов, с научной точки зрения, можно понимать:

    А) Все виды общения, в которые вовлечен психолог, включая как повседневные бытовые контакты, так и рабочие, в широком смысле производственные отношения.

    Б) Общение специалиста-психолога на работе, во время выполнения своих  профессиональных обязанностей.

    В) Общение психологов между собой.

Первое  понимание включает в себя остальные два, а второе и третье взаимно дополняют друг друга.

    Профессиональное  общение психолога может быть рассмотрено из нескольких позиций, каждая из которых определяет свою специфическую точку зрения и задает особенную логику размышления.

    С позиции партнера по общению компетентность психолога в общении нередко представляется довольно опасным оружием (психолог знаком с разными приемами и техниками убеждения, манипуляциями и т.п.). Чтобы быть неопасным, необходимо довольно глубоко проработать свое внутреннее содержание, чтобы выстроить внутренний образ себя — как человека и как профессионала.

    С позиции самого психолога его общение может рассматриваться с двух несовпадающих точек зрения:

      1. Как инструмент, как одно из средств из профессионального арсенала, которым обязан владеть.
      2. Как условие собственной жизни — индивидуальной не в меньшей степени, чем социальной. Т.е. общение как ценность, а не средство.

      В этой позиции психологу как профессионалу  важно разграничивать сферы профессиональной и личной жизни.

      С позиции коллеги-психолога общение рассматривается как предмет профессиональной оценки. Требования к общению в данном случае растворены в технологии профессионального взаимодействия и рассматриваются как средство решения профессиональных задач.

      В настоящее время существую нормы  и требования к профессиональному общению в диаде психолог – клиент, владение которыми говорит о коммуникативной компетентности психолога.

      Характеристики профессионального общения:

  1. Сензитивностъ.
  2. Гибкость в средствах.
  3. Целенаправленность.
  4. Проницательность.
  5. Рефлексивную позицию.
  6. Долженствование.
  7. Безоценочность.
  8. Бесконфликтность.
 

3. КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

      В настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению коммуникативной компетенции психологов. В качестве показателей развития коммуникативной компетентности психолога можно считать следующие:

  • готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
  • владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
  • опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
  • отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
  • эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Возможен  следующий вариант их диагностики:

Показатели Используемые  методики оценки уровня развития
1 Мотивационный компонент Анкета “Мотивы  трудового поведения”  (опросник Мюррея)
2 Ценностно-смысловой компонент Анкета “Оценка  потребностей в развитии и саморазвитии”
3 Эмоционально-волевой  компонент Тест определения  эмпатийных тенденций (Л.М Митина)

Оценка  уровня общительности (тест в.Ф. Ряховского)

4 Когнитивный компонент Тест «Вы  сами» (Шейнов), психосемантические методы
5 Поведенческий компонент Тест “Оценка  самоконтроля в общении” (М.Снайдер)

Трансактный анализ общения

Тест  оценки коммуникативных умений

 

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 

     Упражнение  «Подарок».

     Каждый  участник без слов, только с помощью  мимики и жестов, должен показать, какой  подарок он «дарит» имениннице, все  пробуют угадать, что это за подарок.

     Обсуждение: сложно или просто было выполнить  задание? 

     Упражнение  «Сообщение».

     Разбиваются по парам, каждый должен без слов, жестами сообщить своему напарнику какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать, в чем смысл сообщения. Затем меняются ролями.

     Обсуждение: легко ли удалось Вам выполнить  задание? Что Вы для этого использовали? 

     Упражнение  «Подсказка».

     Разбиваются на две команды, каждая команда придумывает  несколько слов, записывает их на отдельные  листочки бумаги. Затем из противоположной  команды выбирают человека, которому дают прочитать слово, и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать его, затем выбирается другой человек из чужой команды, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда лучше справилась. 

     Упражнение  «Передача чувств».

     Все встают в затылок друг другу и последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т.п.), второй человек должен передать следующему это же чувство.

     У первого спрашивают, какое чувство  он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале. 

     Упражнение  «Речь без слов» (подготовительная часть).

     При деловом общении основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения - жестов, мимики, телодвижений. Научиться читать эти невербальные сигналы полезно каждому человеку. Предлагаем вам к следующему занятию изучить основные сигналы этой азбуки. Возможно, придется воспользоваться специальной литературой, но многое можно подметить при повседневном общении или смоделировать логически и экспериментально. Например, известно, что если ребенок говорит неправду, он после этого неосознанно прикрывает руками рот. На протяжении всей жизни I человек непроизвольно продолжает использовать этот жест, меняется только скорость совершения жеста и его форма становится более завуалированной - иногда рот частично прикрывается одним пальцем, иногда рука прикасается к носу, к уху, шее.

Тема 3 испр[1].doc

— 98.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 испр1.doc

— 173.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 испр.doc

— 191.00 Кб (Открыть, Скачать)

тема 7.doc

— 152.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темя 5 испр.doc

— 122.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по психологии