Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций
7 тем.
Тема
3. Профессиональная
коммуникативная компетентность:
виды слушания
1. Виды слушания
2. Техники слушания
3. Диагностика умения слушать
4.
Упражнения для развития
коммуникативной компетентности (тренировка
умения слушать)
В общении важную роль играет создание определенного образа человека (организации), своеобразного имиджа. Тот, кто хочет успешно общаться, должен как можно больше узнать о своем партнере:
Помогут вам в этом приемы техники слушания.
Слушание - это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.
В
ходе общения происходит передача информации
от одного партнера к другому, которая
может быть выражена в схеме:
передача
информации
(говорящий кодирует информацию в словах) |
понимание
информации
(слушающий извлекает информацию) |
1. ВИДЫ СЛУШАНИЯ
Активное - вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести до вас собеседник путем задания уточняющих вопросов типа: «Правильно я вас понял, что...?», парафраз: «Таким образом, вы хотите сказать...» или «Другими словами, вы имели в виду...». Применение этих простых приемов общения позволяет достичь сразу две цели:
Обеспечивается адекватная обратная связь, у вашего собеседника появляется уверенность в том, что передаваемая им информация правильно понята.
Вы косвенным образом информируете собеседника о том, что перед ним равный ему партнер. Занятие вами равной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Использование навыков активного слушания очень поможет, если вам обычно свойственна позиция «жертвы», так как применение новых приемов не только сбивает с привычной позиции авторитарного собеседника, но и поднимает вас до уровня равного разговора, дает возможность сосредоточиться на существенных моментах разговора, а не на собственных переживаниях и опасениях.
Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, настроить собеседника на деловую волну, если у вас возникает желание надерзить вашему партнеру, развить начавшийся конфликт.
Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является часто формальное следование правилам. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника.
Необходимо понимать, что активное слушание подразумевает постоянное осознание своей точки зрения и только при наличии фильтра «Я хочу тебя понять» или отсутствии всяких фильтров вообще оно будет работать. Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не срабатывают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он сейчас всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно - успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только потом с ним можно общаться «на равных». В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания.
Пассивное слушание - умение дать понять собеседнику, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу - реакции»: «да-да, угу-угу, ну конечно».
Эмоциональное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться,- затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после этого вы можете общаться с ним нормально. Не молчите, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем более. Не задавайте уточняющих вопросов, потому что вопрос: «Ты хочешь сказать, что она тебе сказала то-то и то-то?», заданный в ответ на реплику: «И ты представляешь, тут она мне, говорит..., а я ей отвечаю...!», только вызовет взрыв негодования у вашего партнера. Не говорите партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладится» - он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «пристроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, т.е. вести себя так, как он, разделять его чувства. Но если вам это чуждо, лучше не пытаться повторять действия, слова эмоционального партнера, - он, заметив вашу неискренность, оценит ваши действия как издевательство над его чувствами.
Если эмоции партнера направлены на вас, главная задача - не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в его эмоциональное состояние, это точно приведет к бурному конфликту, выяснению отношений. Пассивное слушание требует определенной душевной работы, работы по осознанию и самого себя. Приемы пассивного слушания будут действенными только тогда, если вы предварительно осознаете, что чувствуете вы сами в данный момент, способны ли вы без искажающих фильтров услышать ту эмоцию, которая сейчас доминирует у вашего партнера, не относя ее к себе, не заражаясь ею, не реагируя на нее. Если да, то ваше слушание будет успешным, если же нет то вы лишь поддадитесь тому эмоциональному напору который исходит от вашего собеседника, и фактически явитесь объектом его манипулирования вами.
Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания - такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.
Правила эмпатического слушания:
Правила эмпатического слушания нелегко выполнять: нужно осознать свое «Я», свой опыт. Например, вы от собеседника слышите: «Ты знаешь, глупость и бестактность начальника меня убивает...» - и вдруг ощущаете прилив возмущения и сопереживания к говорящему, потому что сами пережили то же в своей жизни. Эмпатического слушания не возникнет, если вы не сумели осознать свое «Я» своих собственных эмоций. И тогда в вашей душе освободится место для чувств другого человека. Состояние эмпатического слушания - состояние души без фильтров. Возможно, это удивительное эмоциональное состояние, когда душа открыта, и есть естественное состояние человека с высокой самоценностью, самодостаточностью. Такой собеседник «резонирует» с душой партнера, но продолжает оставаться самим собой
Идеальный слушатель обладает:
Эти
характеристики выявлены Маделин Беркли-Ален
в ходе специального исследования и
описаны в упоминавшейся книге
"Забытое искусство слушать
2. ТЕХНИКИ СЛУШАНИЯ
Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, когда у собеседника создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, понимающим его. В любом высказывании существует, по крайней мере, два уровня: информационный и эмоциональный.
Реакция слушателя, приемы слушания бывают следующие (по Л.Д. Столяренко):
Приемы эффективного слушания (по И. Атватеру)
1.
Выявляйте свои привычки
2. Не уходите от ответственности за обещание.
3. Будьте внимательны.
4. Умейте сосредотачиваться на том, что говорит собеседник.
5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника.
6. Умейте быть наблюдательными.
7.
Выказывайте одобрительную
8. Прислушайтесь к самому себе.
9. Действие - лучший ответ собеседнику.
10. Слушайте, чтобы выявить ключевые слова.
11. Слушайте, чтобы выявить ключевые идеи.
12. Слушайте, чтобы найти возможность маневра.
13. Слушайте, чтобы уловить противоречия.
Стремитесь
в процессе общения слушать, используя
три такта: поддержка — уяснение — комментирование.
На этапе поддержки основная цель – дать
возможность человеку выразить свою позицию.
Уместная реакция слушателя на этом этапе:
молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное
сопровождение. На этапе «уяснения» цель
- убедиться, что вы правильно поняли собеседника,
для этого задают уточняющие, наводящие
вопросы. На этапе «комментирования» слушатель
высказывает свое мнение по поводу услышанного:
советует, оценивает, комментирует.
3. ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ СЛУШАТЬ
Тест «Умеете ли вы слушать?»