Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 7 файлов

8 тема.doc

— 115.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 испр.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 испр[1].doc

— 98.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 испр1.doc

— 173.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 испр.doc

— 191.00 Кб (Открыть, Скачать)

тема 7.doc

— 152.50 Кб (Скачать)
 

Доценко Е. Л. выделил шесть действий, объединенных в комплементарные пары: убежать  — изгнать, спрятаться — овладеть, затаиться — игнорировать. Каждая пара задает свой параметр процесса защиты: дистанцирование с агрессором, управление потоком воздействия, управление информационным каналом.

Этим  действиям предлагается придать  статус базовых защитных установок. Незначительная модификация применительно  к уровню межличностных отношений (см. табл. ) позволяет наполнить их следующим содержанием.

Таблица Типология прототипных защитных действий

Переменные Пассивная  форма Активная  форма
Дистанцирование с  агрессором Удаление  себя: бегство,   уход Удаление  агрессора: изгнание, уничтожение, агрессия
Контроль  характера воздействия Блокировка  — выставление  препон: барьера,   «щита»; поиск  укрытия Контрвоздействие: контроль  над агрессором, подчинение, управление им
Блокировка  информации О себе:  маскировка, замирание Об  агрессоре: игнорирование или отрицание  угрозы

1. Уход — увеличение дистанции, прерывание контакта, выведение себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Проявления этого вида защит: смена темы беседы на безопасную, нежелание обострять отношения (обход острых углов), стремление уклониться от встреч с тем, кто является источником неприятных переживаний; избегание травмирующих ситуаций, прерывание беседы под благовидным предлогом и т. п. Предельным выражением данной тенденции может быть полная замкнутость, отчуждение, отказ от контактов с людьми.

2.  Изгнание — увеличение дистанции, удаление агрессора. Вариации проявлений: выгнать из дома, уволить с работы, отослать куда-нибудь под приемлемым предлогом, осуждение, насмешки, унижение, колкие замечания. Предельным выражением данной тенденции оказывается убийство — защитная по происхождению агрессия, доведенная до своего логического завершения. Поскольку мы уже приняли в качестве модельного представления множественную природу личности, легко объяснимым становится отнесение осуждения и насмешек к стратегии изгнания — это частичное убиение, уничтожение какой-то части другого: черты характера, привычек, действий, намерений, склонностей и т. д.

3.  Блокировка — контроль воздействия, достигающего субъекта защиты, выставление преград на его пути. Вариации: смысловые и семантические барьеры («мне трудно понять, о чем идет речь»), ролевые рисунки («я на работе»), «маска», «персона» (Юнг) и т. п., которые принимают на себя основной «удар» («это не я — это у меня характер такой»). Предельное выражение: ограждение себя, полная самоизоляция   посредством   глубокоэшелонированной   обороны.

4.  Управление — контроль воздействия, исходящего от агрессора, влияние на его характеристики: плач (стремление разжалобить) и его ослабленные виды — жалобы, ноющие интонации, вздохи; подкуп или стремление умилостивить; попытки подружиться или стать членами одной общности («своих не бьют»); ослабить или дестабилизировать активность, полностью инактивировать; спровоцировать желаемое поведение и т. д. Сюда же попадает защитная по происхождению манипуляция. Предельное выражение — подчинение другого, помыкание им.

5.  Замирание — контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение или сокращение подачи. Проявления: маскировка, обман, сокрытие чувств, отказ от действий, чтобы не проявлять себя (не навлекать беду). Крайняя форма — оцепенение, тревожная подавленность.

6.  Игнорирование — контроль информации об агрессоре, наличии или характере угрозы с его стороны, ограничение по объему или искаженное восприятие. Например, стереоти-пизация («да он просто хулиганит»), умаление степени угрозы, объяснение позитивными намерениями («она желает мне добра»). Предельное проявление — критическое искажение, утрата адекватности восприятия, иллюзии. 
 
 

5. ДИАГНОСТИКА  УМЕНИЙ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ

  Тест  1 Самооценка конфликтности

  Выберите  в каждом вопросе один из трех вариантов  ответа. Если на какой-либо вопрос вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присвойте этому вопросу два очка.

  1. Представьте, что в общественном  транспорте начинается спор. Что  вы предпримете?

  а) избегаю вмешиваться в ссору;

  б) я могу вмешаться, встать на сторону  потерпевшего, того, кто прав;

  в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю  свою точку зрения.

  2. На собрании вы критикуете  руководство за допущенные ошибки?

  а) всегда критикую за ошибки;

  б) да, но в зависимости от моего  личного отношения к нему;

  в) нет.

  3. Ваш непосредственный начальник  излагает свой план работы, который  вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?

  а) если другие меня поддержат, то да;

  б) разумеется, я предложу свой план;

  в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.

  4. Любите ли вы спорить со  своими коллегами, друзьями?

  а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;

  б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

  в) я спорю со всеми и по любому поводу.

  5. Кто-то пытается пролезть вперед  вас без очереди. Ваша реакция.

  а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;

  б) возмущаюсь, но про себя;

  в) открыто высказываю свое негодование.

  6. Представьте, что рассматривается  проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?

  а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого  проекта;

  б) выделю положительные стороны проекта  и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;

  в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.

  7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости  экономии и бережливости, о вашей  расточительности, а сама то и  дело покупает дорогие старинные  вещи. Она хочет знать ваше  мнение о своей последней покупке.  Что вы ей скажете?

  а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;

  б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;

  в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с  ней из-за этого.

  8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?

  а) делаю им замечание;

  б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;

  в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.

  9. В ресторане вы замечаете, что  официант обсчитал вас:

  а) в таком случае я не дам ему  чаевых, хотя и собирался это сделать;

  б) попрошу, чтобы он еще раз, при  мне, составил счет;

  в) выскажу ему все, что о нем  думаю.

  10. Вы в доме отдыха. Администратор  занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню... Возмущает ли вас это?

  а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

  б) да, но если я даже и выскажу ему  какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;

  в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, уборщице или срываю свой гнев на жене.

  11. Вы спорите с вашим сыном-подростком  и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

  а) нет;

  б) разумеется, признаю;

  в) постараюсь примирить наши точки  зрения.

 

   Оценка результатов

  Каждый  ваш ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов вы найдете  в предлагаемой таблице.

  Вопросы
Ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
а 4 0 2 4 2 4 0 4 0 0 0
б 2 2 0 2 4 4 2 4 2 4 4
в 0 4 4 0 2 0 0 2 0 2 2

  От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?

  От 15 до 29 очков. О вас говорят, что  вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личностные отношения. И за это вас уважают.

  До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для  споров, большая часть которых  излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете  свое мнение, даже если вы не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности? 

  Тест 2. «Как вести деловые переговоры»

  Инструкция. Вам предлагается 9 вопросов, на каждый из которых вы должны дать вариант ответа: «а»; «б» или «в».

  1. На чем вы настаиваете во  время переговоров?

  а) на соглашении;

  б) на своем решении;

  в) на использовании объективных критериев  при выборе решения.

  2. Стремитесь ли вы во время  переговоров к единственному  решению?

  а) стремлюсь к единственному ответу, приемлемому для обеих сторон;

  б) стремлюсь к единственному решению, приемлемому для себя;

  в) представляю множество вариантов  на выбор.

  3. Ради соглашения идете на уступки  или требуете преимуществ?

  а) примиряюсь с односторонними потерями ради достижения соглашения;

  б) требую односторонних преимуществ  в награду за соглашение;

  в) продумываю возможность взаимной выгоды.

  4. При ведении переговоров намечаете  ли вы «нижнюю границу» — то есть результат переговоров, выраженный в виде худшего из допустимых вариантов?

Темя 5 испр.doc

— 122.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по психологии