Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 7 файлов

8 тема.doc

— 115.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 испр.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 испр[1].doc

— 98.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 испр1.doc

— 173.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 испр.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

  При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них:

  • эффект ореола;
  • эффект стереотипизации.

Эффект  ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, исполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию.

Эффект  стереотипизации означает классификацию форм поведения и интерпретацию их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.д. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверными. 

    3. ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

      Как сделать процесс убеждения эффективным? Исследователи изучили четыре фактора  этого процесса: 1) «коммуникатор», 2) само сообщение, 3) канал передачи информации, 4) аудитория.

      1) Кредитный «коммуникатор» воспринимается как заслуживающий доверия эксперт. Люди, говорящие прямо, быстро и глядя слушателям в глаза, кажутся более «кредитными». То же самое можно сказать о людях, высказывающихся наперекор своим личным интересам. Привлекательный «коммуникатор» эффективен в вопросах вкусов и личных предпочтений.

      2) Ассоциативное связывание сообщения с хорошим настроением, которое появляется во время еды, питья или приятной музыки, делает его более убедительным. В хорошем настроении люди часто склонны к быстрым, менее рефлективным суждениям. Некоторые возбуждающие страх сообщения также могут быть эффективны, по-видимому из-за того, что они образны и хорошо запоминаются.

      То, до какой степени сообщение может противоречить уже сложившемуся у аудитории мнению, зависит от «кредитности» «коммуникатора». А будет ли сообщение более убедительным в том случае, если оно описывает только одну позицию, или, скорее, в том, когда оно упоминает также и противоположную, зависит, наоборот, от слушателей. Если аудитория уже заранее согласна с сообщением, не знакома с контраргументами и вряд ли будет позднее рассматривать противоположную точку зрения, наиболее эффективна односторонняя аргументация. Если же приходится иметь дело с более искушенной аудиторией или с теми, кто не согласен с сообщением, более эффективной оказывается двусторонняя аргументация.

      Если  представлены две противоположные  точки зрения, какая из сторон будет иметь преимущество — выступающая первой или второй? Обычно проявляется эффект первичности: информация, переданная раньше, более убедительна. Тем не менее, если выступления разделяет временной интервал, воздействие более ранней информации уменьшается; если решение принимается сразу же после заслушивания второй стороны (информация которой поэтому в этот момент лучше сохраняется в памяти аудитории), то, вероятно, проявится эффект вторичности.

      3) Еще одно важное обстоятельство — как именно передается сообщение. Не являясь столь же существенным, как влияние других людей при личном контакте, воздействие средств массовой коммуникации может оказаться эффективным в случае тем незначительных (например, какую марку аспирина покупать) или незнакомых аудитории (например, если речь идет о выборе между двумя ранее неизвестными политическими кандидатами).

      4) И наконец, многое зависит от того, кто получает данное сообщение. О чем думает аудитория, воспринимая сообщение? Согласна ли она с ним? Или, напротив, подыскивает контраргументы? Предупреждение о том, что сейчас последует спорное сообщение, стимулирует контраргументацию и снижает убедительность; отвлечение внимания при спорном сообщении, напротив, повышает убедительность, препятствуя контраргументации. Кроме того, имеет значение и возраст аудитории. Исследователи, проводившие различные опросы и затем через какое-то время повторявшие их, обнаружили, что установки молодых людей менее стабильны. 
 

4. ДИАГНОСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

     Тест "Стиль взаимодействия"

     Перед вами 20 утверждений. Оцените по 5-балльной шкале, как часто (5 - наиболее часто) интересующий вас человек поступает тем или иным образом при взаимодействии с другими людьми, или сделайте анализ своих действий в процессе делового взаимодействия. 

№п/п
        Действия
Баллы
1. Указывает, что  надо делать 5432 1
2. Выслушивает мнения других 5432 1
3. Дает возможность  другим участвовать в принятии решения 54321
4. Дает возможность  другим действовать самостоятельно 5432 1
5. Настойчиво  объясняет, как надо что-либо сделать 5432 1
6. Учит других, как надо работать 5432 1
7. Советуется  с другими 5432 1
8. Не мешает другим работать 5432 1
9. Указывает, когда  надо делать работу 5432 1
10. Учитывает успехи других 5432 1
11. Поддерживает  инициативу 54321
12. Не вмешивается  в процесс определения целей  деятельности другими 54321
13. Требует, чтобы  работали по образцу 54321
14. Иногда дает возможность другим принимать участие  в обдумывании проблемы 54321
15. Внимательно выслушивает  собеседников 54321
16. Если вмешивается  в дела других, то по-деловому 54321
17. Не разделяет  мнения других 54321
18. Прилагает усилия с целью улаживания разногласий 5432 1
19. Старается привлечь других к улаживанию разногласий 54321
20 Считает, что  каждый должен применять свой талант как может 5432 1

     Действия /, 5, 9, 13, 17 указывают на приверженность директивному стилю.

     Действия  3, 7, 11, 15, 19 означают приверженность коллегиальному стилю.

     Действия  4, 8, 12, 16, 20 являются индикаторами невмешательства в действия других людей, что присуще попустительскому стилю.

     Действия 2, 6, 10, 14, 75-приверженность деловому стилю.

     Примечание:Если вы набрали 20 и более баллов, то какой-то из стилей превалирует. Если в сумме по всем показателям вы набрали 70-80 баллов, то вы направлены на взаимодействие с другими людьми, если 30-40 баллов - то вы пассивны в групповой деятельности. 

     Тест "Какой вы собеседник"

     Отметьте  ситуации, которые вызывают у вас  неудовлетворение или досаду, раздражение при беседе с любым человеком - будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.

     Исчерпав  все пункты анкеты, подведите итог: подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

Варианты  ситуаций Вызывают  досаду и раздражение.
  1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово
 
  1. Собеседник  постоянно прерывает меня во время  беседы ...
 
  1. Собеседник  никогда не смотрит в лицо во время  разговора, и я не уверен, слушает ли он меня
 
  1. Разговор с партнером часто вызывает чувство пустой траты времени
 
  1. Собеседник  постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова
 
  1. Собеседник  никогда не улыбается. У меня возникает  чувство неловкости и тревоги
 
  1. Собеседник  всегда отвлекает меня вопросами и комментариями
 
  1. Что бы я  ни сказал, собеседник всегда охлаждает  мой пыл...
 
  1. Собеседник  всегда старается опровергнуть меня
 
  1. Собеседник  передергивает смысл моих слов и  вкладывает в них другое содержание
 
  1. Когда я  задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
 
  1. Иногда  собеседник переспрашивает меня, делая  вид, что не расслышал
 
  1. Не дослушав до конца, собеседник перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться
 
  1. Собеседник  при разговоре занимается посторонними делами: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен
 
  1. Собеседник  делает выводы за меня
 
  1. Собеседник  всегда пытается вставить слово в  мое повествование
 
  1. Собеседник  смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
 
  1. Собеседник  смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
 
  1. Когда я  предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же
 
  1. Собеседник  переигрывает, показывая, что интересуется беседой: слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает
 
  1. Когда я  говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты
 
  1. Собеседник  часто глядит на часы во время разговора
 
  1. Когда я  вхожу в кабинет, он бросает все  дела и все внимание обращает на меня
 
  1. Собеседник  ведет себя так, будто я мешаю  ему делать что-нибудь важное
 
  1. Собеседник  требует, чтобы все соглашались  с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: "Вы тоже так думаете?" или "Вы не согласны?"
 

Подведение  итогов:

  Итак, процент ситуаций, вызывающих у Вас  досаду и раздражение, составляет: 70-100%. Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать. 40-70%. Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор. 10—40%. Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее. 0-10%. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих. 

     Тест  "Довольны ли вы собой?"

1. Хотелось бы вам заново родиться, начать жизнь снова? При этом вы сохранили бы нынешнюю супругу и тещу (супруга и свекровь)?

     "да" - 4, "нет - 16 очков

2. Есть ли у вас какое-нибудь хобби?

       "да" - 18, "нет - 5 очков.

3. Когда у вас что-то не получается, вы можете сказать про себя: "Такое может случиться только со мной"?

     "да" - 6, "нет - 12 очков.

4. Радуетесь ли вы, когда обнаруживаете, что кто-то вам завидует?

       "да" -16, "нет - 2очка.

5. Страдает ли ваше самолюбие оттого, что кто-то считает вас несимпа тичным, скучным человеком?

     "да" - 3, "нет - 12 очков.

6. Находите ли вы какое-то утешение в том, что у вашего знакомого произошли те же неприятности, что и у вас?

     "да" - 18, "нет - 5 очков.

7 Мучаетесь ли вы, когда видите, что кто-то делает какие-то вещи лучше вас?

     "да" - 2, "нет — 16 очков.

  1. Часто ли вы хотите выиграть большую сумму по лотерее?

     "да" - 4, "нет - 20 очков.

9. Учащается ли у вас пульс, когда вы узнаете, что ваши знакомые, близкие сделали дорогие покупки?

     "да" - 1, "нет - 12 очков.

10. Любите ли вы выступать в единственном лице перед большим числом слушателей?

     "да" - 16, "нет - 3 очка. 

     А теперь подсчитайте  набранные очки.

     Более 120 очков. Вы чрезвычайно довольны собой. Но подумайте, может быть вам не хватает критического, реального взгляда на самого себя? Спросите об этом своих друзей, близких.

     От 60 до 120 очков. Вы в достаточной степени довольны собой, но вас нельзя назвать слишком самоуверенным, самовлюбленным.

     Менее 60 очков. Увы, нельзя сказать, что вы довольны собой. В этом случае еще раз более основательно ответьте на вопросы - может быть, результат будет иным? 

     5. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ЛИЧНОСТИ: ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ, РАВЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

      Игра  «Выборы царя зверей»  

     Цель  игры: Развитие коммуникативно-исполнительского мастерства личности: отработка навыков публичного выступления и самопрезентации, равзвитие уверенности в себе, а также умения работать в команде.

     Введение  в игровую ситуацию

     Ведущий: Сейчас мы с вами сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Называется она «Выборы царя зверей». Вступление: Как-то раз на лесной опушке, собрались все лесные зверушки... стали они обсуждать, кто будет льва заменять? Кто же из других зверей достоин чести сей? Каждому из кандидатов нужно будет обосновать и аргументировано доказать: чем он отличается от других зверей и какие личные качества всех других важней (при каких условиях и ситуациях)?

     Ведущий: Итак, нам понадобятся пять желающих на роль кандидатов царя-зверей.

     Этап 1. Распределение  ролей.

       Вышедшие участники вытягивают  карточки лидеров претендентов  .

     В списке кандидатов зарегистрировалось шесть лесных жителей (1 карточка запасная):

     1) Лиса хитра, дипломатична, находчива.

     2) Заяц скромен, застенчив, уступчив.

тема 7.doc

— 152.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темя 5 испр.doc

— 122.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по психологии