Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций
7 тем.
При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них:
Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, исполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию.
Эффект
стереотипизации
означает классификацию форм поведения
и интерпретацию их причин путем отнесения
к уже известным (или кажущимся известными)
явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.
Стереотипизация может складываться как
результат обобщения личного опыта субъекта
межличностного восприятия, к которому
присоединяются сведения, полученные
из книг, кинофильмов и т.д. При этом эти
знания могут быть не только сомнительными,
но и вовсе ошибочными, наряду с правильными
заключениями могут оказаться глубоко
неверными.
3. ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Как
сделать процесс убеждения
1) Кредитный «коммуникатор» воспринимается как заслуживающий доверия эксперт. Люди, говорящие прямо, быстро и глядя слушателям в глаза, кажутся более «кредитными». То же самое можно сказать о людях, высказывающихся наперекор своим личным интересам. Привлекательный «коммуникатор» эффективен в вопросах вкусов и личных предпочтений.
2) Ассоциативное связывание сообщения с хорошим настроением, которое появляется во время еды, питья или приятной музыки, делает его более убедительным. В хорошем настроении люди часто склонны к быстрым, менее рефлективным суждениям. Некоторые возбуждающие страх сообщения также могут быть эффективны, по-видимому из-за того, что они образны и хорошо запоминаются.
То, до какой степени сообщение может противоречить уже сложившемуся у аудитории мнению, зависит от «кредитности» «коммуникатора». А будет ли сообщение более убедительным в том случае, если оно описывает только одну позицию, или, скорее, в том, когда оно упоминает также и противоположную, зависит, наоборот, от слушателей. Если аудитория уже заранее согласна с сообщением, не знакома с контраргументами и вряд ли будет позднее рассматривать противоположную точку зрения, наиболее эффективна односторонняя аргументация. Если же приходится иметь дело с более искушенной аудиторией или с теми, кто не согласен с сообщением, более эффективной оказывается двусторонняя аргументация.
Если представлены две противоположные точки зрения, какая из сторон будет иметь преимущество — выступающая первой или второй? Обычно проявляется эффект первичности: информация, переданная раньше, более убедительна. Тем не менее, если выступления разделяет временной интервал, воздействие более ранней информации уменьшается; если решение принимается сразу же после заслушивания второй стороны (информация которой поэтому в этот момент лучше сохраняется в памяти аудитории), то, вероятно, проявится эффект вторичности.
3) Еще одно важное обстоятельство — как именно передается сообщение. Не являясь столь же существенным, как влияние других людей при личном контакте, воздействие средств массовой коммуникации может оказаться эффективным в случае тем незначительных (например, какую марку аспирина покупать) или незнакомых аудитории (например, если речь идет о выборе между двумя ранее неизвестными политическими кандидатами).
4)
И наконец, многое зависит от того, кто
получает данное сообщение. О чем думает
аудитория, воспринимая сообщение? Согласна
ли она с ним? Или, напротив, подыскивает
контраргументы? Предупреждение о том,
что сейчас последует спорное сообщение,
стимулирует контраргументацию и снижает
убедительность; отвлечение внимания
при спорном сообщении, напротив, повышает
убедительность, препятствуя контраргументации.
Кроме того, имеет значение и возраст аудитории.
Исследователи, проводившие различные
опросы и затем через какое-то время повторявшие
их, обнаружили, что установки молодых
людей менее стабильны.
4. ДИАГНОСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА
Тест "Стиль взаимодействия"
Перед
вами 20 утверждений. Оцените по 5-балльной
шкале, как часто (5 - наиболее часто)
интересующий вас человек поступает тем
или иным образом при взаимодействии с
другими людьми, или сделайте анализ своих
действий в процессе делового взаимодействия.
№п/п |
|
Баллы |
1. | Указывает, что надо делать | 5432 1 |
2. | Выслушивает мнения других | 5432 1 |
3. | Дает возможность другим участвовать в принятии решения | 54321 |
4. | Дает возможность другим действовать самостоятельно | 5432 1 |
5. | Настойчиво объясняет, как надо что-либо сделать | 5432 1 |
6. | Учит других, как надо работать | 5432 1 |
7. | Советуется с другими | 5432 1 |
8. | Не мешает другим работать | 5432 1 |
9. | Указывает, когда надо делать работу | 5432 1 |
10. | Учитывает успехи других | 5432 1 |
11. | Поддерживает инициативу | 54321 |
12. | Не вмешивается в процесс определения целей деятельности другими | 54321 |
13. | Требует, чтобы работали по образцу | 54321 |
14. | Иногда дает возможность другим принимать участие в обдумывании проблемы | 54321 |
15. | Внимательно выслушивает собеседников | 54321 |
16. | Если вмешивается в дела других, то по-деловому | 54321 |
17. | Не разделяет мнения других | 54321 |
18. | Прилагает усилия с целью улаживания разногласий | 5432 1 |
19. | Старается привлечь других к улаживанию разногласий | 54321 |
20 | Считает, что каждый должен применять свой талант как может | 5432 1 |
Действия /, 5, 9, 13, 17 указывают на приверженность директивному стилю.
Действия 3, 7, 11, 15, 19 означают приверженность коллегиальному стилю.
Действия 4, 8, 12, 16, 20 являются индикаторами невмешательства в действия других людей, что присуще попустительскому стилю.
Действия 2, 6, 10, 14, 75-приверженность деловому стилю.
Примечание:Если
вы набрали 20 и более баллов, то какой-то
из стилей превалирует. Если в сумме по
всем показателям вы набрали 70-80 баллов,
то вы направлены на взаимодействие с
другими людьми, если 30-40 баллов - то вы
пассивны в групповой деятельности.
Тест "Какой вы собеседник"
Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду, раздражение при беседе с любым человеком - будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.
Исчерпав все пункты анкеты, подведите итог: подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.
Варианты ситуаций | Вызывают досаду и раздражение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов:
Итак,
процент ситуаций, вызывающих у Вас
досаду и раздражение, составляет:
70-100%. Вы плохой собеседник. Вам необходимо
работать над собой и учиться слушать.
40-70%. Вам присущи некоторые недостатки.
Вы критически относитесь к высказываниям.
Вам еще недостает некоторых достоинств
хорошего собеседника: избегайте поспешных
выводов, не заостряйте внимание на манере
говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый
смысл сказанного, не монополизируйте
разговор. 10—40%.
Вы хороший собеседник, но иногда отказываете
партнеру в полном внимании. Повторяйте
вежливо его высказывания, дайте ему время
раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте
свой темп мышления к его речи и можете
быть уверены, что общаться с Вами будет
еще приятнее. 0-10%.
Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать.
Ваш стиль общения может стать примером
для окружающих.
Тест "Довольны ли вы собой?"
1. Хотелось бы вам заново родиться, начать жизнь снова? При этом вы сохранили бы нынешнюю супругу и тещу (супруга и свекровь)?
"да" - 4, "нет - 16 очков
2. Есть ли у вас какое-нибудь хобби?
"да" - 18, "нет - 5 очков.
3. Когда у вас что-то не получается, вы можете сказать про себя: "Такое может случиться только со мной"?
"да" - 6, "нет - 12 очков.
4. Радуетесь ли вы, когда обнаруживаете, что кто-то вам завидует?
"да" -16, "нет - 2очка.
5. Страдает ли ваше самолюбие оттого, что кто-то считает вас несимпа тичным, скучным человеком?
"да" - 3, "нет - 12 очков.
6. Находите ли вы какое-то утешение в том, что у вашего знакомого произошли те же неприятности, что и у вас?
"да" - 18, "нет - 5 очков.
7 Мучаетесь ли вы, когда видите, что кто-то делает какие-то вещи лучше вас?
"да" - 2, "нет — 16 очков.
"да" - 4, "нет - 20 очков.
9. Учащается ли у вас пульс, когда вы узнаете, что ваши знакомые, близкие сделали дорогие покупки?
"да" - 1, "нет - 12 очков.
10. Любите ли вы выступать в единственном лице перед большим числом слушателей?
"да"
- 16, "нет - 3 очка.
А теперь подсчитайте набранные очки.
Более 120 очков. Вы чрезвычайно довольны собой. Но подумайте, может быть вам не хватает критического, реального взгляда на самого себя? Спросите об этом своих друзей, близких.
От 60 до 120 очков. Вы в достаточной степени довольны собой, но вас нельзя назвать слишком самоуверенным, самовлюбленным.
Менее
60 очков. Увы, нельзя сказать, что вы
довольны собой. В этом случае еще раз
более основательно ответьте на вопросы
- может быть, результат будет иным?
5.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНО-
Игра
«Выборы царя зверей»
Цель
игры: Развитие коммуникативно-
Введение в игровую ситуацию
Ведущий: Сейчас мы с вами сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Называется она «Выборы царя зверей». Вступление: Как-то раз на лесной опушке, собрались все лесные зверушки... стали они обсуждать, кто будет льва заменять? Кто же из других зверей достоин чести сей? Каждому из кандидатов нужно будет обосновать и аргументировано доказать: чем он отличается от других зверей и какие личные качества всех других важней (при каких условиях и ситуациях)? “
Ведущий: Итак, нам понадобятся пять желающих на роль кандидатов царя-зверей.
Этап 1. Распределение ролей.
Вышедшие участники вытягивают карточки лидеров претендентов .
В списке кандидатов зарегистрировалось шесть лесных жителей (1 карточка запасная):
1) Лиса — хитра, дипломатична, находчива.
2) Заяц — скромен, застенчив, уступчив.