Агрессивность младших школьников и ее коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ.docx

— 309.66 Кб (Скачать)

Менее чем у половины класса воздействие  стрессового характера (получение  плохой оценки и т.д.) вызывает ответ, иногда сопровождающийся агрессивным  поведением. «Ответ» может быть направлен  не только на учителя, иногда ответная реакция внешне не проявляется и  «уходя во внутреннюю среду» может  быть психосоматическим недугом. 

Рис.18 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 3 класс 

Из рис. 18 видно, что почти 75% учеников 3 класса имеют низкий уровень физиологической сопротивляемости стрессу.

Этот  показатель может означать некоторый  страх, который дети не могут перевернуть  в агрессивную тенденцию на учителей, а вымещают тем самым на своих  одноклассниках, и сверстниках. Посмотрим  результаты, полученные во 2 классе, на рис. 19. 

 

 

Рис. 19 Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 2 класс 

Почти половина учеников 2 класса имеют повышенный и низкий уровень проблем и  страхов отношений с учителями. При этом у них возникает негативный фон, который характеризует наличие  высокого значения по данному показателю. У одного испытуемого он особенно силен - 87%. Этот негативный эмоциональный  фон может снижать успешность обучения учеников, а для учителей-предметников, может стать как одной из причин плохой успеваемости учеников.

Вывод: значение показателей у учеников в обоих классах свидетельствует  об относительной физиологической  сопротивляемости стрессу, но у учеников 3 класса он значительно лучше. Может  быть это связано с более благоприятной в эмоциональном плане обстановке, в 3 классе.

Рекомендации: 1) Социальному педагогу провести разъяснительные  беседы с родителям учеников обоих классов, характеризующихся повышенными показателями по шкале низкой физиологической сопротивляемости стрессу.

2) Предоставить  родителям необходимую информацию  относительно происходящих с  детьми социально-психологических  изменений и стратегии обращения  с такими детьми.

3) Школьному  психологу провести дополнительное  исследование с целью определения  состояния межличностных отношений  в классе и на основе полученных  данных провести групповую психокоррекционную работу с проблемными учениками.

Фактор  проблемы и страхи в отношениях с  учителями.

 

Рис. 20 Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 3 класс 

Из рис. 20 видно, что почти треть учеников находятся в страхе отношений с учителями. Большая часть имеет умеренную выраженность данного показателя, что составляет 50%. 

Рисунок 21. Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 2 класс 

По рис. 21, можно судить о том, что у  учеников 2 класса существует страх  и проблемы в отношениях с учителями. Это является общим негативным эмоциональным  фоном отношений со взрослыми в школе. Из за этого может быть снижена успешность обучения детей.

Таким образом, большинство учеников 3 класса имеют умереренный уровень наличия тревожности в классе по общим числовым и процентным показателям, в отличие от учеников 2 класса. Для наглядности нами были составлены таблица, график, диаграмма и общая таблица со всеми баллами, которые набрали испытуемые в классе. Понижение тревожности у тех детей, которые имеют высокие и повышенные показатели, а также стимулирование интереса к учебе является одной из главных стратегий, которые должны быть направлены в данной группе.

Страх самовыражения и страх отношений  с учителями поддается коррекционной  работе путем повышения самооценки. Общую школьную тревожность можно  понизить, добиваясь от ученика налаживания  отношений с проблемными предметами и помощи в учебе.

Также применялся проективный  тест «Рука» Вагнера.

Главной особенностью этой методики является акцент на вероятности реализации агрессивных  тенденций в поведении. Эта задача осуществляется за счет специфической  системы подсчета баллов и коэффициентов  теста, разработанной Бриклином и Пиотровским. Авторы предполагают что агрессивность как интегративная характеристика определяется соотношением побуждающих и тормозящих агрессию мотивов. При этом указывается что вероятность агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные тенденции перевешивают тенденции социальной кооперации (доброжелательность, общительность, зависимость, страх).

Стимульный материал теста представляет собой десять карточек: девять – с изображениями человеческой руки в различных положениях, а десятая карточка пустая. Среднее время проведения теста 15 минут.

В соответствии с разработанной системой анализа  результатов, ответы испытуемого классифицируются по 11 категориям, подробное описание полученных результатов представлено в таблице 7. 

Табл. 7 Результаты по проективной методике «Рука» Вагнера

Шкала 2 класс 3 класс
Абс. % Абс. %
1 Агрессивность 1574 30,8 2033 29,9
2 Директивность 806 15,8 1085 16,0
3 Страх 249 4,9 347 5,1
4 Аффектация 187 3,7 285 4,2
5 Коммуникация 525 10,3 712 10,5
6 Зависимость 127 2,5 195 2,9
7 Эксгибиционизм 289 5,7 365 5,4
8 Увечность 148 2,9 236 3,5
9 Активная безличность 278 5,4 364 5,4
10 Пассивная безличность 163 3,2 198 2,9
11 Описание 615 12,0 806 11,9
 

Из табл. 7 видно, что ученики 3 класса более  агрессивны. Это говорит о том, что рука для них представляется как атакующая, повреждающая, наносящая  вред, обиду, агрессивно доминирующая, активно хватающая другого человека или объект.

Директивность также преобладает, хотя и не намного, у учеников 3 класса. Так как рука представляется ведущей, руководящей, разрушающей, активно влияющая на другого  индивида. Это может говорить о  вероятности проявления агрессивных  тенденций в поведении и означает нежелание со стороны субъекта прийти к согласию с участниками общения. Намерения, права и чувства остальных  людей не принимаются во внимание в процессе реализации этих тенденций. Кроме того, между владельцем руки и лицом которому угрожают, которого оскорбляют или которым руководят отсутствует взаимные и равные межличностные отношения. Тенденция к действию проявляется независимо от лиц или объекта, на которых направлена эта тенденция (см. табл. 7).

Преобладание  таких шкал как страх, аффектация и коммуникация у учеников 3 класса говорит о том, что перед те, как что либо сделать, или перед  агрессией у них преобладает  страх Высокие показатели по шкале  аффектация говорят о позитивном эмоциональном отношении к другим людям. Высокие показатели по шкале коммуникация говорит о том, что это с одной стороны может иметь тенденцию к налаживанию отношений, а с другой стороны тоже иметь противоположный полюс, когда этим пытаются оказывать воздействие различного характера.

Зависимость как и коммуникация, их результаты по двум классам практически похожи и отличаются долями процента. Зависимость связана с подчинением владельца руки другому лицу. Испытуемые, дающие такой ответ, активно ищет поддержки со стороны других лиц, ожидая, что они должны уделять ему свое время и внимание.

Показатели  по шкале эксгибиционизм преобладают  у учеников 2 класса. Означает принятие участия в деятельности, связанной  с развлечениями или другими  публичными проявлениями себя напоказ.

Ответы  по показателю увечность больше у  учеников 3 класса. Это говорит о  том, что ответы могут являться как  личными так и безличными. Предполагает представление руки как больной, искалеченной, поврежденной.

Активная  безличность одинакова по количественным показателям как у учеников 2 класса, так и у учеников 3 класса. Этот показатель предполагает представления  о руке, как имеющей тенденцию  к действию, осуществление которого не требует присутствия другого  лица.

Показатель  пассивная безличность осуществляет тенденцию к действию, при котором  рука не меняет своего физического  положения и не преодолевает силы тяжести. По этой шкале ученики 2 класса набрали больше процентов по сравнению  с учениками 3 класса.

И наконец, по последнему показателю, описание, проводится стандартное описание физического  состояния руки, настроения, связанного с ней, или эмоционального отношения  к ней. Никакой специфической  тенденции к действию в этом случае не фиксируется и не подразумевается.

Исходя  из полученных результатов, можно сделать  следующие выводы, касающиеся проявления агрессивности в младшем школьном возрасте. Все ответы, которые предъявляли  испытуемые, относятся к их жизненному опыту, и следовательно по характеру полученных ответов можно определить с какими жизненными ситуациями сталкивается каждый испытуемый и 2 класса и 3 класса.

 

3.3 Результаты и их  интерпретация 

Полученные  данные позволяют сделать определённые предположения относительно взаимосвязи  отдельных признаков.

Однако  для достоверного изучения данные исследования были подвергнуты математико-статистической обработке, при помощи статистического  модуля программы Microsoft® Excel™. Были применены следующие статистические методы: вычисление критерия согласия χ², вычисление коэффициента линейной корреляции Пирсона, t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок.

Необходимо  было выяснить, есть ли статистически  значимые различия показателей методик  у учеников 2 класса и 3класса. Это  вычисление осуществлялось при помощи коэффициента t-критерия Стьюдента  для несвязанных выборок (в случае, если данные распределены по нормальному  закону) или критерия согласия χ² (если распределение данных не подчиняется  нормальному закону). Затем необходимо вычислить коэффициенты линейной корреляции между различными показателями для  выявления существующих взаимосвязей.

Первым  этапом математико-статистического  анализа данных стал анализ различий показателей учеников 2-х и 3-х  классов. В результате анализа было выявлено, что между учениками 2-х  и 3-х классов есть различия по отдельным  шкалам всех психодиагностических методик. Полная корреляционная таблица приведена  в Приложении 4, здесь же приводятся лишь значимые для целей исследования различия.

Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция