Агрессивность младших школьников и ее коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ.docx

— 309.66 Кб (Скачать)

 

1.3 Основные возрастные  новообразования  и факторы, влияющие  на возникновение  агрессивного поведения  в младшем школьном  возрасте 

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать  уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Согласно А.Валлону, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему [7, с.67].

Как отмечает Е.Гаспарова, на втором году жизни возрастает активностьребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возратает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей[14, с.96].

К трем годам жалобы на упрямство сына или  дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.

В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным  образом, зависит от реакции и  отношения родителей к тем  или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо  к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут  формироваться символические формы  агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.

Существует  множество теоретических обоснований  возникновения агрессии, ее природы  и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие  четыре категории. Агрессия относится  к:

1. Врожденным  побуждениям и задаткам;

2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3. Познавательным  и эмоциональным процессам;

4. Актуальным  социальным условиям в сочетании  с предшествующим научением.

Рассмотрим  наиболее известные теоретические  подходы.

I. Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником  этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение  по своей природе инстинктивное  и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Уменьшить вероятность появления опасных  действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.

II. Экологический подход.

Новое звучание эта тема получила благодаря  работам К.Лоренца, который придерживался  эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.

Согласно  Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта  борьбы за выживание, который присутствует у людей так же , как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

1. Количества  наколенной агрессивной энергии.

2. Наличия  стимулов, облегчающих разрядку  агрессии.

Но, чем  большее количество агрессивной  энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для  того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение  может выплеснуться спонтанно. Лоренц отмечал, что кроме врожденного  инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению  на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.

Ослабление  агрессии возможно путем различных  действий. Также Лоренц утверждал, что  любовь и дружеские отношения  могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и  могут блокировать ее проявления.

III. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

Фрустрация  всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

Агрессия  всегда является результатом фрустрации.

В отношении  побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1. Степень  ожидаемого субъектом удовлетворения  от будущего достижения цели;

2. Сила  препятствия на пути достижения  цели;

3. Количества  последовательных фрустраций.

Т.е., чем  в большей степени субъект  предвкушает удовольствие, чем сильнее  препятствие и чем большее  количество реакций блокируется, тем  сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют  одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать  агрессивную реакцию большей  силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания.

В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

IV. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В отличие  от других, эта теория гласит, что  агрессия представляет собой усвоенное  поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде таблицы 1, объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения. 
 

Таблица 1.

    Теория  социального научения Балдуры
    АГРЕССИЯ  ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ: Биологических  факторов (гормоны, нервная система); Научения (непосредственный опыт, наблюдение)
    АГРЕССИЯ  ПРОВОЦИРУЕТСЯ: Воздействием шаблонов (возбуждение, внимание); Неприемлемым обращением (нападки, фрустрация); Побудительными мотивами (деньги, восхищение); Инструкциями (приказы); Эксцентричными убеждениями (параноидальными убеждениями)
    АГРЕССИЯ  РЕГУЛИРУЕТСЯ: Внешним поощрением и  наказанием (материальное вознаграждение, неприятные последствия); Викарным подкреплением (наблюдение за тем, как поощряют или  наказывают других); Механизмами саморегуляции (гордость, вина)
    Примечание: эта теория объясняет усвоение, провоцирование, регуляцию агрессивного поведения
 

С точки  зрения Бандуры, анализ агрессивного поведения  требует учета трех моментов:

1. Способов  усвоения подобных действий;

2. Факторов, провоцирующих их появление;

3. Условий,  при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется  обучению, влиянию первичных посредников  социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение  родителей может выступать в  качестве модели агрессии и, что у  агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком  широкого диапазона агрессивных  реакций - прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные  действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться  и в дальнейшем.

Вместе  с тем, существенное значение имеет  результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных  действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и  наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

Хочется отметить, что эта теория оставляет  гораздо больше возможностей предотвратить  и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

1. Согласно  теории, агрессия - приобретенная модель  социального поведения. Отсюда  может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

2. социальное  научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

В настоящее  время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих  природу агрессивности, можно сделать  следующие выводы:

Проявление  агрессии объясняют биологические  и социальные факторы;

Агрессивность может быть не только жестокой, но и  нормальной реакцией индивидуума в  ходе борьбы за выживание;

Агрессивные действия могут быть ослаблены или  направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

2.1 Концепции  различных теорий формирования  агрессивности 

Самым ранним теоретическим положением об агрессии, является то, согласно которому данное поведение по своей природе  преимущественно инстинктивное.

АГРЕССИЯ  КАК ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  психоаналитический подход: врожденное стремление к смерти и разрушению

В своих  ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение  проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия  направлена на упрочение, сохранение и  воспроизведение жизни. Здесь агрессия рассматривалась просто как реакция  на блокирование или разрушение либидозных импульсов.

Фрейд постепенно пришел к более мрачному убеждению о существовании второго  основного инстинкта, танатоса — влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Утверждение о том, что агрессия берёт начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже среди критиков [17, с.97].

Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция