Агрессивность младших школьников и ее коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ.docx

— 309.66 Кб (Скачать)

Социальные  поощрения и одобрения также  способствуют агрессивному поведению. Во время войны солдаты получают медали, а также непосредственное право убивать противников. В  целом одобрение агрессивного поведения  вызывает еще большую агрессию. Аналогично социальное неодобрение может отбить охоту вести себя агрессивно [12,с. 82].

Викарный  опыт. «В целом, как правило, наблюдение поощрения агрессии у других усиливает, а наблюдение наказания ослабляет  тенденцию вести себя подобным образом». Последствия самопоощрения и самонаказания. Модели открытой агрессии могут регулироваться поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. Многие крайне агрессивные люди гордятся своей способностью причинить вред или нанести увечье другим. Даже несклонные к насилию люди время от времени могут испытывать удовлетворение оттого, что, отплатив сполна за нанесенное оскорбление, они «не ударили в грязь лицом» и «не уронили своего достоинства».

Агрессоры также могут наказывать самих  себя, осуждая собственное поведение. Так, дети, испытывающие чувство вины перед родителями или просящие у  них прощения за свое непослушание, менее агрессивны по сравнению с  не столь совестливыми детьми.

Концепция социального научения оставляет гораздо больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую агрессию по сравнению с большинством других теорий. Тому есть две важные причины.

   Во-первых, согласно этой теории в целом, агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Например, весьма эффективным средством может стать устранение условий, поддерживающих агрессивное поведение.

   Во-вторых, в отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.

Таким образом, агрессия представляет собой  приобретенную в процессе научения модель социального поведения. И на нее оказывают влияние внешние, то есть социальные факторы. То есть если такое поведение считается желательным, то окружение и социум его подкрепляют всевозможными стимулами. Научение агрессивному поведению может также осуществляться и путем наблюдения за подобным поведением других людей.

Принято выделять особенности  протекания агрессивного поведения у детей:

1. Жертвами  агрессии становятся близкие  люди - родные, друзья и пр. Это  своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены  на разрыв кровных связей - жизненной  основы существования человека.

2. Далеко  не все агрессивные дети воспитываются  в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных  и заботливых родителей.

3. Агрессия  часто возникает без реального  повода.

Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов - в  основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство  взрослых отождествляют агрессию с  насилием и стараются запрещать  игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или  недостойными и затормаживают, подавляют  их, со всеми вытекающими неприятными  последствиями.

Почему-то большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе (классе) обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Что касается родителей, то очень часто требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, отражает не заботу о ребенке, а только их собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которые усиливаются под действием  детского гама и суматохи. И в  таких случаях родителю (бабушке, воспитателю) лучше честно признаться в этом сначала самому себе. А  потом довести до детей в прямой и понятной для них форме ("мама устала", "у бабушки болит  голова" и т. п.), а не рационализировать, прячась за маску беспокойства о  ребенке.

Формирование  детской агрессивности происходит от рождения. В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Многое  зависит от реакции взрослых: они  могут мгновенно выполнять все  требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в  себе мамы и бабушки), а могут и  не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к  одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Первый  вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного  результата с помощью агрессии, ребенок  вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении  в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять  другие формы вербальной, экспрессивной  и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

Второй  вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это  рождает страх, влекущий за собой  агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных  детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности  в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность  какой-то эмоциональной разрядки и  заставляет мать и/или других близких  обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый  подчиняться всем и каждому.

Однако  это крайние варианты, встречающиеся  относительно нечасто: большая часть  агрессивности детей развивается  где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.

Попав в ситуацию, когда его потребности  не удовлетворены, ребенок (как и  взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх  и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

- совладать  с событиями и изменить ситуацию  в нужном ему направлении;

- восстановить  свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную  ситуацию (в основном - с помощью  механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания  и пр.). В этом случае отрицательные  эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

Таким образом, родители (чаще мамы и бабушки), стремятся контролировать каждый шаг  своего ребенка. Особенно достается  при этом девочкам. Нормальные юноши  и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума  и опыта для конструктивного  бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

2.3 Методы изучения  агрессивного поведения  младших школьников 

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: Методика "Тест руки"

Общее описание методики. Категории анализа. Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке [23, с.35].

Ответы  ребенка классифицируются по следующим 11 категориям анализа, которые представлены в таблице 2. 
 
 

Таблица 2

Агрессивность. Рука является доминирующей, оскорбляющей, активно хватающей другой организм или объект (рука, дающая пощечину, захватывающая, щиплющая, давящая насекомое, готовая нанести удар) и т.д.
Директивность. Рука является ведущей, руководящей, активно влияющей на другое лицо, находящейся в отношении превосходства к нему (дирижирует оркестром, дает указания, читает лекцию, учитель говорит ученику: "Выйди вон!", милиционер останавливает машину) и т.д.
Страх. Ответы по этой категории выражают страх перед возмездием или агрессией  со стороны другого лица. Рука является жертвой чьей–либо агрессии. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденцию к отрицанию агрессии) не злая рука, кулак сжат, но не для удара, поднятая в страхе рука, отвращающая удар и т.д.
Эмоциональность. К этой категории относятся ответы, выражающие привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие, похлопывание по плечу, рука, гладящая животное, дарящая цветы, обнимающая рука и т.д.).
Коммуникация. В высказываниях, относящихся к  этой категории, рука представляется пытающейся обращаться с кем–то. При этом общающееся лицо нуждается в партнере также  или больше, чем партнер в нем, т.е. находится с партнером в положении равенства (жестикуляции в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.д.).
Зависимость. Эта категория включает ответы, в  которых выполнение действия зависит  от благожелательного отношения  другой стороны. В эту категорию  входят ответы, связанные с подчинением  другому лицу (просьба, солдат отдает честь офицеру, ученик поднял руку для  вопроса, рука, протянутая за милостыней, человек останавливает попутную машину).
Демонстративность. Эта категория включает ответы, в которых рука проявляет себя нарочито демонстративно тем или иным способом (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальном инструменте и т.д.).
Ущербность. В ответе по этой категории рука представляется больной, деформированной, поврежденной (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец  и т.д.).
Активная  безличность. К этой категории относятся  ответы, выражающие безличные тенденции  к действию, в которых рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести (вдевает иголку в нитку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и  т.д.).
Пассивная безличность. Эта категория включает ответы, в которых рука не изменяет своего положения или пассивно подчиняется  силе тяжести (летит отдыхая, спокойно вытянута, человек облокотился на стол, свесилась во время сна и т.д.).
Описание. В эту категорию входят ответы, которые являются скорее физическим описанием руки, не выражающим тенденцию  к действию (пухлая рука, красивая рука, рука старого человека).
 

Порядок работы с методикой: ребенку в  стандартной последовательности предъявляются  все 10 карточек и просят ответить на вопрос: "Что, по Вашему мнению, делает эта рука?". Если он затрудняется с ответом, ему предлагается следующий  вопрос: "Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта  рука? Назовите все варианты, которые  можете себе представить". Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе. Положение, в котором ребенок  держит карточку, произвольно, но оно  также фиксируется в протоколе. В ходе тестирования желательно получить по несколько ответов (в среднем 2–3) на каждую предъявленную карточку. Для этого после первого высказывания ребенка следует спросить: "Хорошо, а еще что?".

Обработка и интерпретация результатов: Краткая  форма обработки используется в  тех случаях, когда психолога  интересует лишь уровень агрессивности  ребенка. Она обычно используется в  исследованиях, связанных с опросом  большого контингента испытуемых. В  этом случае обработка результатов  сводится к подсчету суммарного балла  агрессивности субъекта. Формула  подсчета основана на том предположении, что вероятность открытого агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные  тенденции превышают тенденции  к социальному сотрудничеству.

Кроме данных об уровне агрессивности субъекта с помощью теста руки можно  получить много дополнительной информации, характеризующей личность обследуемого. Для этого проводится анализ ответов  по всем категориям теста, в том числе  не входящим в формулу подсчета агрессивности, определяется процентное соотношение  ответов по всем категориям.

Таким образом, тест руки может применяться  во всех тех случаях, когда психолога  интересует такая черта личности как агрессивность, либо какой–то другой класс установок, входящих в анализ. Необходимо, однако, еще раз обратить внимание, что методика создавалась  с определенной целью и направлена на выявление агрессивности в  первую очередь. Получаемая с ее помощью  дополнительная информация требует  дальнейшей проверки и нуждается  в более полном и глубоком обосновании. Подобное "неспецифическое" использование  может служить для некоторого предварительного ознакомления с диспозиционной структурой ребенка, прояснить направление  дальнейшего анализа. 

ОПРОСНИКИ: Методика Басса–Дарки

Опросник Басса–Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность [23, с.203].

Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция