Агрессивность младших школьников и ее коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ.docx

— 309.66 Кб (Скачать)
 

Обработка результатов.

Определение показателей ситуативной тревожности  с помощью ключа.

На основе оценки уровня тревожности составление  рекомендаций для коррекции поведения  испытуемого.

Вычисление  среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе  результатов самооценки надо иметь  в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая. 

 

Приложение 2 

Тест-опросник определения уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая  агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм  – оппозиционная манера в поведении  от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев  и законов.

Обида – зависть и ненависть к  окружающим за действительные и вымышленные  действия.

Подозрительность  – в диапазоне от недоверия  и осторожности по отношению к  людям до убеждения в том, что  другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная  агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных  ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение  субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а  также ощущаемые им угрызения  совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". 

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
Иногда  сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
Я легко  раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
Если  меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
Если  я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения  совести да нет
Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
Я никогда  не раздражаюсь настолько, чтобы  кидаться предметами да нет
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
Если  мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
Другие  умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
Я держусь  настороженно с людьми, которые относятся  ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
Я часто  бываю не согласен с людьми да нет
Иногда  мне на ум приходят мысли, которых  я стыжусь да нет
Если  кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
Я гораздо  более раздражителен, чем кажется да нет
Если  кто-то воображает себя начальником, я  всегда поступаю ему наперекор да нет
Меня  немного огорчает моя судьба да нет
Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
Тот, кто  оскорбляет меня и мою семью, напрашивается  на драку да нет
Я не способен на грубые шутки да нет
Меня  охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
Когда люди строят из себя начальников, я  делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто  мне не нравится да нет
Довольно  многие люди завидуют мне да нет
Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
Меня  угнетает то, что я мало делаю  для своих родителей да нет
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
Я никогда  не бываю мрачен от злости да нет
Если  ко мне относятся хуже, чем я  того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
Если  кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
Хотя  я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
Иногда  мне кажется, что надо мной смеются да нет
Даже  если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
Я редко  даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
Иногда  люди раздражают меня одним своим  присутствием да нет
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
Если  кто-нибудь раздражает меня, я готов  сказать, что я о нем думаю да нет
Я делаю  много такого, о чем впоследствии жалею да нет
Если  я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
С детства  я никогда не проявлял вспышек  гнева да нет
Я часто  чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
Если  бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым  нелегко работать да нет
Я всегда думаю о том, какие тайные причины  заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
Когда на меня кричат, я начинаю кричать  в ответ да нет
Неудачи огорчают меня да нет
Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
Я могу вспомнить случаи, когда я был  настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
Иногда  я чувствую, что готов первым начать драку да нет
Иногда  я чувствую, что жизнь поступает  со мной несправедливо да нет
Раньше  я думал, что большинство людей  говорит правду, но теперь я в  это не верю да нет
Я ругаюсь  только со злости да нет
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
Если  для защиты своих прав мне нужно  применить физическую силу, я применяю ее да нет
Иногда  я выражаю свой гнев тем, что стучу  кулаком по столу да нет
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
У меня нет врагов, которые бы хотели мне  навредить да нет
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
Я часто  думаю, что жил неправильно да нет
Я знаю людей, которые способны довести  меня до драки да нет
Я не огорчаюсь  из-за мелочей да нет
Мне редко  приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
Я часто  только угрожаю людям, хотя и не собираюсь  приводить угрозы в исполнение да нет
В последнее  время я стал занудой да нет
В споре  я часто повышаю голос да нет
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение  к людям да нет
Я лучше  соглашусь с чем-либо, чем стану  спорить да нет
 

Ответы  оцениваются по восьми шкалам следующим  образом:

Физическая  агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

Раздражение:

"да" = 1, "нет" = 0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

Негативизм:

"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

Обида:

"да" = 1,"нет" = 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

Подозрительность:

"да" = 1, "нет" = 0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75

Вербальная  агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75

Чувство вины:

"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс  враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в  себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой  агрессивности является величина ее индекса, равная 17…25, а враждебности – 4…10. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. 
 
 

Коррекционная программа по снижению тревожности у  детей младшего школьного  возраста методом  глинотерапии 

Из глины  может лепить каждый. Любой человек  может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом  соединить все это, создав скульптуру. Глина – это чудесный медиум. Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической  работы глина имеет сразу несколько  преимуществ. Во-первых, дети способны воспринимать глину и с закрытыми  глазами, а это значит, что изображение  может обрести законченную форму  без помех, которые в виде критики  неизбежно оказывают влияние  на процесс, при наличии зрительного  восприятия. Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных  условий, а высохшую глину легко  устранить – после работы ее можно  смести со столов, как пыль. В-третьих, глина, как материал содержит массу  возможностей для работы. Она мягка  и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать  – снова и снова она будет  подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.

С глиной каждый легко может стать мастером. Она дает возможность получать как  тактильные, так и кинестетические  ощущения. Она сближает людей с  их чувствами. Возможно, благодаря своей  пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего  его. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство  неуверенности и страха могут  обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в  улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования  глины. Этот вид творчества – самый  наглядный из всех видов искусства  и позволяет психологу наблюдать  за состоянием ребенка. Психолог действительно  может видеть, что происходит с  ребенком, наблюдая за тем, как тот  работает с глиной. Эта работа –  хороший способ стимулировать словесное  выражение чувств у детей, которым  не достает таких способностей. Ребенок  может получать удовольствие от использования  глины как от самостоятельной  деятельности, но лепка может также  приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся  друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.

Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер. Глинотерапия позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитию творчества.

Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии  собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов  лепки из глины. Можно научиться  собирать, накапливать энергию, научиться  ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной.

Есть  немало детей и взрослых, которым  сложно контролировать свои эмоции. Благодаря  лепке человек может научиться  управлять собой. Так осмысленная  лепка может научить регуляции  эмоций, владению ими. Точно также  человек может вылепить свое желание  или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя  глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и  внешнюю ситуацию к лучшему. И  это настоящее волшебство.

Программа глинотерапии разработана детей младшего школьного возраста, с которыми проводятся консультации в Центре социально психологической помощи детям и подросткам г. Кирова.

Психодиагностика  проводилась по методикам: методика А.И. Захарова «Опросник для детей на наличие страхов», методика «Неоконченные предложения», методика Филлипса «Школьная тревожность», проективные методики – «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок страха».

В результате диагностики выявлен уровень  тревожности, особенности проявления страхов и их проявлений у детей. К тому же индивидуальные консультации детей позволили сделать вывод  о необходимости разработки коррекционной  программы. На основании вышеизложенного, мною была разработана программа по глинотерапии, позволяющая применить психотерапевтические «инструменты» самотерапии.

Цель данной программы: создать условия для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными расстройствами.

Задачи программы:

способствовать  снижению агрессивности, страхов, тревожности  у детей;

оказать психотерапевтическую помощь детям  с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;

оказать психотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические ситуации с целью  восстановления их психической чувствительности;

развивать творческое воображение, фантазию;

развивать способность выражать свои чувства  на символическом и вербальном уровне;

помочь  детям достичь взаимопонимания  и сотворчества через совместную творческую деятельность;

развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;

способствовать  становлению произвольной регуляции  поведения;

Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция