Агрессивность младших школьников и ее коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ.docx

— 309.66 Кб (Скачать)

Перейдем  к рассмотрению полученных результатов  по данному показателю в 3 классе. Данные числовые характеристики отображены на рис. 2. 

Рис. 2 Значение показателя ситуативной (личностной) тревожности  по методике Спилберга – Ханина (полный вариант) 3 класс 

Из рис. 2 видно, что большинство испытуемых также имеют повышенный уровень наличия ситуативной (реактивной) тревожности. Ученики 3 класса набрали 64,6% высокого уровня тревожности, в отличие от учеников 2 класса, где она составляла большее количество, и была равна 79,2%.

Данные  по 3 классу могут говорить о наличии какого-то окружающего внешнего средового фактора, которую ученики оценивают для себя как угрожающую и, следовательно, реагируют незамедлительным повышением уровня ситуативной (реактивной) тревожности.

Средний уровень тревожности в 3 классе идентичен  уровню тревожности во 2 классе, и  составляет 20,8% от общего количества учеников. Здесь также необходимо отметить, что во 2 классе не было учеников с  низким уровнем ситуативной (реактивной) тревожности, у них сразу наблюдалась  тенденция к формированию среднего и преимущественно высокого уровня. В 3 классе испытуемые по фактору низкого  уровня ситуативной тревожности  набрали 4,2%. Это говорит об избирательности  учеников к стрессовым ситуациям. То есть не на все случаи они реагируют  синхронно и однотипно, резким повышением количественного и процентного  показателя уровня ситуативной (реактивной) тревожности.

На этом же этапе применялась также методика шкала астенического состояния (ШАС) Малковой Л.Д. – Чертовой Т.Г.

Методика  содержит рад утверждений, касающихся оценки состояния в данный момент времени. Содержит 30 утверждений, с 4 вариантами ответов, зависящих от степени выраженности этих показателей. Наглядный материал отображен на рис. 3 

Рис.3 Значение показателей выраженности астении  по методике шкала астенического  состояния (ШАС) 2 класс

Из рисунка  видно, что показатели во 2 классе как  умеренная астения или выраженная астения не набрал ни один испытуемых. Это является хорошим показателем  возможностей психики детей восстанавливаться  после перенесенного стрессового  состояния.

На данном рисунке видно, например наличие  слабой астении, характерной для 54,17% учеников от общего количества испытуемых. Этот показатель может означать начало формирования некоторых проблем, связанных  с усидчивостью детей, частой забывчивостью, большой напряженностью.

Судя  по предыдущей методике, можно говорить о наличии определенной связи  между повышенной ситуативной тревожностью и наличием постоянной напряженности. Так как это порождает много  беспокойства, дети становятся суетливыми, неусидчивыми и у них начинает развиваться астения.

Показатели  наличия астенизации у детей 3 класса представлены на рис. 4. 

Рис. 4 Значение показателей выраженности астении  по методике шкала астенического  состояния (ШАС) 3 класс 

Из рис.4 видно, что степень выраженности слабой астении практически в 2 раза ниже, по сравнению с той же самой выраженностью у учеников 2 класса.

Наблюдается значительно больший процент  лиц, у кого отсутствует астения. Это, несомненно, хороший показатель. По предыдущей методике мы наблюдали  похожие результаты. Когда наличие  ситуативной (реактивной) тревожности  был ниже, по сравнению с 2 классом.

Здесь также наблюдаем явление отсутствия умеренной астении и отсутствие выраженной астении.

Исходя  из представленных результатов, можно  сделать вывод о том, что ученики 2 класса имеют повышенные показатели как по тесту наличия ситуативной (реактивной) тревожности, так и по методике шкала астенического состояния (ШАС). Благодаря наглядным показательным  результатам, есть основание предполагать о присутствии здесь такого фактора как адаптация учеников к новым условиям школьной атмосферы. Видимо ученики 2 класса еще не до конца смогли приспособиться к школьным требованиям, в связи с чем наблюдаем картину повышения уровня ситуативной (реактивной) тревожности и астенического слабо выраженного состояния.

По имеющимся  данным, предлагаем провести в качестве рекомендации тренинг, направленный на улучшение взаимоотношений со сверстниками для учеников 2 класса, с целью  облегчения входа в школьную атмосферу, с наименьшими потерями для здоровья детей. А для учеников 3 класса провести релаксационные упражнения, связанные  с дыхательной гимнастикой, цветотерапией, сказкотерапией, для предупреждения повышения уровня тревожности, агрессивности или астенизации.

На данном этапе исследования особенностей агрессивного поведения у младших школьников применялась методика определения  агрессивности А. Баса и А Дарки.

Тревожность — это черта, которую не всегда можно выделить и оценить в  межличностном взаимодействии. Гораздо  более заметная черта личности —  агрессивность, которая может проявляться  практически во всех видах социального  взаимодействия. Для исследования агрессивности  подростков была использована методика А. Басса и А. Дарки. Средние результаты по классам представлены в табл. 5.

Табл. 5 Результаты тестирования по методике Басса-Дарки

  Показатели Средние значения показателей
2-е  классы 3-е классы
  Физическая  агрессия 5,4±2,1 5,0±1,8
  Косвенная агрессия 4,6±1,8 4,8±1,6
  Раздражительность 5,3±1,8 6,6±1,9
  Негативизм 3,2±1,5 3,4±1,2
  Обидчивость 4,5±1,9 5,2±1,8
  Подозрительность 6,8±1,9 6,2±1,8
  Вербальная  агрессия 8,8±2,4 8,5±2,3
  Чувство вины 4,8±2,5 5,7±1,9
  Индекс враждебности 11,3±3,1 11,4±2,8
  Индекс агрессивности 19,5±4,6 20,1±4,2
 

Из табл. 5 видно, что средний балл 2классников по следующим показателям ниже, чем  средний балл 3классников: косвенная  агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, чувство вины. Средние  значения показателей физической агрессии, подозрительности и вербальной агрессии, напротив, у 2классников выше, чем у 3классников. Можно предположить, что  изменение этих показателей указывает  на динамику структуры проявления агрессии у детей.

Рассмотрим  показатели отдельных шкал у 2классников и 3классников. На нижеприведённых Рис. 5 и Рис. 6 представлено распределение показателей по восьми шкалам методики. На графике наглядно демонстрируется зона стандартного отклонения распределения значений (ֿx ± σ), в которой содержится более 65 % всех значений шкалы, а так же минимальные и максимальные значения шкалы. 

 

Рис. 5. Значения основных шкал методики А.Басса и А.Дарки (2класс) 

Условные  обозначения: 1 — физическая агрессия, 2 — косвенная агрессия, 3— раздражительность, 4— негативизм, 5— обида, 6 — подозрительность, 7 — вербальная агрессия, 8 — чувство  вины.

Из рис. 5 видно, что у 2классников в наибольшей степени выражены такие компоненты агрессивного поведения, как подозрительность и вербальная агрессия. Вербальный способ выражения агрессии является социально приемлемой заменой непосредственной, прямой физической агрессии, проявлять которую дети не могут из-за опасности подвергнуться ответному агрессивному акту. Иными словами, дети склонны проявлять вербальную агрессию как самую безопасную для себя. К тому же, вербальная агрессия иногда является своего рода показателем причисления к неформальной "взрослой" культуре, которую 2классники пытаются активно это продемонстрировать.

Подозрительность  является результатом противопоставления ребенком себя окружающему миру, сопутствующими переживаниями "непонятости", "миссионерства" и собственной уникальности. Этим же объясняется низкая выраженность у 2классников чувства вины. Низкие показатели обидчивости у 2классников связаны с нежеланием вступать в конфликты с социально значимыми людьми и адекватное восприятие ("взятие на заметку") критики с их стороны. 

Рис. 6. Значения основных шкал методики А.Басса и А.Дарки (3 класс) 

Условные  обозначения: 1 — физическая агрессия, 2— косвенная агрессия, 3 — раздражительность, 4 — негативизм, 5 — обида, 6 — подозрительность, 7 — вербальная агрессия, 8— чувство  вины.

Позволяет судить о структуре агрессивных  актов 3классников по сравнению с 2классниками. Можно отметить повышение уровня вербальной агрессии, обидчивости, раздражительности  и чувства вины; понижение уровня подозрительности и физической агрессии. 3класснкики как бы освобождаются  от необходимости подстраиваться под  социальные отношения, укрепляется  восприятие "Я" как автономной структуры, в связи с чем вышеназванные шкалы имеют тенденцию повышаться. Тем не менее, 3классники мыслят более самокритично и чувствуют на себе ответственность за совершаемые поступки, что вызывает актуализацию чувства вины за отдельные свои действия.

В табл. 6 представлено распределение показателей  шкал у 2- и 3классников, подкрепляющие  высказанные выше предположения  о причинах и последствиях изменения  отдельных показателей агрессивного поведения. 

Табл. 6 Распределение показателей, полученные по тесту Басса-Дарки

  Показатели 2-е классы, в % 3-е классы, в %
низкие средние высокие низкие средние высокие
  Физическая  агрессия 8 75 17 8 85 8
  Косвенная агрессия 17 75 8 8 85 8
  Раздражительность 14 78 8 3 82 15
  Негативизм 100 100
  Обидчивость 36 47 17 17 50 33
  Подозрительность 11 56 33 17 60 23
  Вербальная  агрессия 3 22 75 28 73
  Чувство вины 56 44 40 60

Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция