Агрессивность младших школьников и ее коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ.docx

— 309.66 Кб (Скачать)

А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.

Опросник Басса–Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: (см. таблица 3) 

 

Таблица 3.

1. Физическая  агрессия (нападение) – использование  физической силы против другого  лица.
2. Косвенная  агрессия – под этим термином  понимают как агрессию, которая  окольными путем направлена на  другое лицо –злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются ненаправленность и неупорядоченностью.
3. Склонность  к раздражению – готовность  к проявлению при малейшем  возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.
4. Негативизм  – оппозиционная форма поведения,  направленная обычно против авторитета  или руководства; это поведение  может нарастать от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов.
5. Обида  – зависть и ненависть к  окружающим, обусловленные чувством  горечи, гнева на весь мир за  действительные или мнимые страдания.
6. Подозрительность  – недоверие и осторожность  по отношению к людям, основанные  на убеждении, что окружающие  намерены причинить вред.
7. Вербальная  агрессия – выражение негативных  чувств как через форму (ссора,  крик, визг), так и через содержание  словесных ответов (угроза, проклятия,  ругань).
8,Чувство  вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.
 

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребенок дает ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций [2, с.55].

Суммирование  индексов 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности (ИА), 1, 3, 7– показывает уровень агрессивной  мотивации, а суммирование индексов 6 и 5 – индекс враждебности (ИВ). Можно  также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессивности сложив "ИА" и "ИВ". 
 
 

Методика  Оценка уровня школьной тревожности Филлипса

Целью исследования является изучение уровня и характера тревожности, связанной  со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест  состоит из 58 вопросов, которые могут  зачитываться школьниками, а могут  и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Испытуемым  предлагается инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь».

После чего предлагают бланк для ответов. Вопросы в методике распределены по нескольким факторам:

общая тревожность в школе

переживание социального стресса

фрустрация  потребности в достижении успеха

страх самовыражения

страх ситуации проверки знаний

страх несоответствовать ожиданиям окружающих

низкая  физиологическая сопротивляемость стрессу

проблемы  и страхи в отношениях с учителями

Все полученные результаты отображаются в виде индивидуальных диаграмм, общих диаграмм. Тем самым  появляется возможность наглядной  оценки и получения информации о  каждом учащемся.

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ 

3.1 Организация  и проведение исследования агрессивного  поведения 

В исследовании участвовало 30 человек ГУО «СШ №2 г.Горки» . Из них 17 лиц мужского пола и 13 человек женского пола. В ходе проведения исследования, были использованы следующие методики и тесты:

Методика  диагностики агрессивности Басса – Дарки,

Проективная методика Вагнера «Рука»

Тест  школьной тревожности Филлипса

Выбор данных методик был не простым, так  как среди такого многообразия имеющихся  в настоящий момент исследовательских  данных, мы имеем и большое количество методик. В нашем случае методики были подобраны для исследования агрессивности младших школьников, и в дополнение к ним, были применены несколько методик, выявляющих уровень или степень тревожности школьников. Этот момент характерен тем, что мы основывались на предположении того как высокий или повышенный уровень тревожности сопровождает и повышенный уровень агрессивности младших школьников.

Ведь  не секрет, что процесс социализации для ребенка дается нелегкими  путями, ему часто приходится сталкиваться с ситуациями повышенной тревожности  из за своей незащищенности и отсутствия родителя поблизости. Повышенная тревожность также может сопровождаться и тем, что дети постоянно находятся не только под контролем со стороны взрослых наставников, но и тем, что он постоянно подвергается риску получить нежелательную оценку, или же во всеуслышание быть наказанным. Все эти и многие другие причины и способствовали тому, что при выборе методик для исследования мы опирались прежде всего на теоретическую и практическую ценность полученного материала.

Разберем  полученные результаты на примере построения таблиц, графиков и диаграмм для  большей наглядности и достоверности  имеющегося материала. Мы использовали в своей работе комплексную диагностическую  батарею, которая включает в себя не только беседу, наблюдение, опрос, но также и дополнительную информационную работу, посвященную консультативной  части нашего исследования при проведении бесед как с классными руководителями, так и с родителями учеников. При выборе метода психологической диагностики мы руководствовались соображениями схожести методик между собой, и в то же время их разной направленности, для освящения большего ракурса нашего исследования, для того, чтобы оно было многомерным и неодносторонним, но в тоже время оно должно соответствовать требованиям, которые накладывает сам процесс получения информации. К ним относят валидность, надежность, достоверность полученных результатов исследования при выборе той или иной методики.

Методика  определения агрессивности  А. Басса и А. Дарки.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень  выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя  из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как  самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник А. Басса и А. Дарки. Цель опросника - дифференциация проявления агрессии и враждебности. Он выделили следующие виды реакций:

1)Физическая  агрессия – использование физической  силы против другого лица.

2)Косвенная  – агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3)Раздражение  – готовность к проявлению  негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4)Негативизм  – оппозиционная манера в поведении  от пассивного сопротивления  до активной борьбы против  установившихся обычаев и законов.

5)Обида  – зависть и ненависть к  окружающим за действительные  и вымышленные действия.

6)Подозрительность  – в диапазоне от недоверия  и осторожности по отношению  к людям до убеждения в том,  что другие люди планируют  и приносят вред.

7)Вербальная  агрессия – выражение негативных  чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание  словесных ответов (проклятия,  угрозы).

8)Чувство  вины – выражает возможное  убеждение субъекта в том, что  он является плохим человеком,  что поступает зло, а также  ощущаемые им угрызения совести.

При составлении  опросника использовались принципы:

•Вопрос может относиться только к одной  форме агрессии.

•Вопросы  формулируются таким образом, чтобы  в наибольшей степени ослабить влияние  общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы  группируются в восемь вышеперечисленных  шкал, на основании которых можно  судить о характерных способах проявления агрессии. На основании этих шкал вычисляются  также две производные шкалы  — индекс враждебности (включает в  себя 5 и 6 шкалу) и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) (шкалы 1, 3, 7).

Эти индексы  позволяют перейти от абстрактных  шкал к конкретным паттернам межличностного взаимодействия. Высокие значения индекса  враждебности позволяют предположить, что в новые социальные отношения  подросток будет вступать с негативными  установками; в случае возникновения  конфликтной ситуации он будет приписывать  её возникновение другим участникам; отношения будут непрочными и  сильно подверженными аффективным  поступкам.

Таким образом, в качестве рассматриваемых  и упоминаемых в этой части  методик были выделены четыре, которые  в наибольшей степени отвечают сформулированным требованиям, и использование которых  позволит получить наиболее точные результаты, необходимые для дальнейшего  анализа и изучения проблемы.

Анализ  существующих психодиагностических методик  показал, что далеко не все методики одинаково подходят для данного  исследования. 

3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников 

В исследовании приняли участие 30 школьников 2-х и 3х классов, всего 17 мальчиков и 13 девочек. Исследование проводилось на базе ГУО «СШ №2 г.Горки» .Средний возраст учеников 2-х классов составляет 8,71±0,57 лет, учеников 3-х классов — 9,53±0,51 лет. Исследование проводилось в 3 этапа:

этап  – Знакомство. Общение. Беседа.

этап  – Диагностика

этап  – Анализ результатов исследования

Методика  шкала ситуативной (реактивной) тревожности  Спилберга – Ханина (полный вариант)

Опросник позволяет оценить состояние ситуативной тревожности. Методика содержит 20 утверждений, касающихся различных состояний самочувствия на данный момент времени.

Результаты  полученных исследований отображены на рисунке: 

Рис. 1 Значение показателя ситуативной (личностной) тревожности  по методике Спилберга – Ханина (полный вариант) 2 класс 

Из рис. 1 видно, что большинство учеников 2 класса имеют выраженный показатель ситуативной (реактивной) тревожности с преимущественно высоким уровнем. Он составляет 79,2% от общего количества испытуемых. Средний уровень тревожности ситуативной (реактивной) набрали по классу 20,8% учеников. А показатель с низким уровнем ситуативной тревожности не набрал ни один человек.

Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция