Агрессивность младших школьников и ее коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ.docx

— 309.66 Кб (Скачать)

Агрессия  как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного  подхода.

Существуют  три взгляда с позиций эволюционного  подхода на человеческое агрессивное  поведение. Три подхода сходятся в признании того, что предрасположенность  человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора.

Например, согласно А. Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте  напряжения противостоящих начал: жизни  и смерти, субъекта и объекта, тезиса и антитезиса, любви и войны. Это  связано с тем, что агрессивный  инстинкт включает в себя женский нарцисстический компонент. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы (ритуалы, обряды), а также иные виды социальной активности [17, с.98].

Другой  представитель психоанализа Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, "доброкачественная" агрессия, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет "злокачественная" агрессия – это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами [17, с.99].

Этологический подход. Лоренц, лауреат Нобелевской  премии, выдающийся этолог, придерживался  эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда [13, с. 19].

Согласно  Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта  борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у  других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, и имеет своим  источником инстинкт борьбы. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. С помощью этой теории можно объяснить тот факт, что у людей, в отличие от большинства других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Согласно Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления; Таким образом, опасные хищники, например, львы и тигры, которых природа щедро снабдила всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ (проворством, огромными когтями и зубами), имеют очень сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа — люди — обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. Лоренц утверждал также, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.

Социобиологический  подход. Социобиологи доказывают, что индивидуумы, скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. Они будут пользоваться любой возможностью, чтобы навредить им и, возможно, ограничить возможности последних иметь потомство от членов собственного клана.

АГРЕССИЯ  КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЯ: МОТИВАЦИЯ  ПРИЧИНЕНИЯ УЩЕРБА ИЛИ ВРЕДА ДРУГИМ

Более распространенным является предположение, согласно которому агрессия берет начало от побуждения, определяемого как  «неинстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривации». В случае агрессии побуждения рассматриваются как производные от аверсивной (от англ. aversion — отвращение, антипатия)стимуляции и их напряжение снижается благодаря агрессивным действиям.

В основе теории агрессии, сформулированной Доллардом и другими лежат два положения. Они известны как теория фрустрации — агрессии.

1. Фрустрация  всегда приводит к агрессии  в какой-либо форме.

2. Агрессия  всегда является результатом  фрустрации [5, с. 20].

Бандура обращал внимание на то, что эти  положения чрезвычайно привлекательны отчасти из-за их смелости, а отчасти  из-за простоты. В конце концов, если их принять, то такая чрезвычайно  сложная форма поведения, как  человеческая агрессия, во многом будет  объяснена при помощи одного затейливого  росчерка пера. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти  формулировки получили столь широкое  признание и среди ученых, и  среди самой широкой публики. Но в обеих формулировках не хватает  определенной четкости.

Более очевидное подтверждение положения  о том, что фрустрация не всегда ведет  к агрессии, представили результаты многих эмпирических исследований. Все  они показывают следующее: несмотря на то что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто. С другой стороны, люди, для которых привычны иные реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированы.

Принимая  во внимание эти рассуждения, Миллер, одним из первых сформулировавший теорию фрустрации — агрессии, незамедлительно  внес поправки в первое из вышеприведенных  положений: фрустрация порождает различные  модели поведения, и агрессия является лишь одной из них.

Агрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица.

Берковиц утверждает, что фрустрация — один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии — средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом [12, с.55].

Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения  Зильманна

Зильманн утверждал, что эти теории фрустрации—агрессии как потребности являются слишком слабыми и неопределенными для широкого применения. Он полагал, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять. В данном случае возбуждение имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, что находит выражение в соматических реакциях — таких как учащение пульса, повышение потоотделения и артериального давления, являющихся составной частью реакции «дерись или удирай», которая могла эволюционировать ввиду значимости для выживания [29, с.69].

Одним из наиболее любопытных аспектов теории Зильманна является положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Поскольку возбуждение не угасает немедленно, даже если реакция индивидуума предполагает его ослабление, остатки медленно исчезающего раздражения могут «вливаться в последующие, эмоциональные реакции и переживания.

Было  обнаружено, что возбуждение от таких  источников, как физическая активность, фильмы с изображением насилия, возбуждающая эротика, а также шум, — способствует возникновению и проявлению агрессивных  реакций.

КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Речь  идет об эмоциях и познавательной деятельности. Модель образования новых  когнитивных связей Берковица [12, с.38].

В своих  поздних работах Берковиц подверг пересмотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы и тем самым подчеркнув, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с его моделью образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие.

Теория  Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Он также представил доказательства того, что индивидуум, которого что-то спровоцировало на агрессию, может стать более восприимчивым и чаще реагировать на посылы к агрессии.

Взаимозависимость познания и возбуждения

Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдания опыта и поведения». Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности [29, с. 33].

Подобным  же образом возбуждение может  влиять на процесс познания. Зильманн доказывал, что при очень высоких уровнях возбуждения снижение способности к познавательной деятельности может приводить к импульсивному поведению. В случае агрессии импульсивное действие будет агрессивным по той причине, что дезинтеграция когнитивного процесса создаст помеху торможению агрессии. Так, когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать импульсивно.

И Берковиц и Зильманн признают, что агрессия иногда бывает импульсивной, не подвластной контролю рассудка. Как полагает Зильманн, большинство людей научаются реагировать на воспринятую ими провокацию ответной агрессией. Так что «навык», который они приобретают, когда когнитивные процессы дезинтегрированы, является деструктивным. В соответствии с данными положениями, подходящим способом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию представляется выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию.

АГРЕССИЯ  КАК ПРИОБРЕТЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПРЯМОЕ И ВИКАРНОЕ [1] НАУЧЕНИЕ НАСИЛИЮ

1 Викарное  научение — научение через наблюдение научения других.

Теория  социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Бандура рассматривает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает явный акцент на важности влияния социального научения [17, с.588].

Согласно  Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих  их появление и 3) условий, при которых  они закрепляются.

Усвоение  агрессивного поведения

Теория  социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения».

Например, чтобы осуществить агрессивное  действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при  физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при  рождении, люди должны научиться вести  себя агрессивно.

Биологические факторы. Хотя в теории социального  научения особо подчеркивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Проще говоря, нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное.

Непосредственный  опыт. Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных  реакций — прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность  того, что подобные действия будут  повторяться и в дальнейшем.

Научение посредством наблюдения. В то время как непосредственный опыт, видимо, играет важную роль в усвоении агрессивных реакций, по мнению Бандуры, научение посредством наблюдения оказывает даже большее воздействие. Бандура обращает внимание на то, что небезопасно опираться на метод проб и ошибок. Такой способ усвоения агрессивного поведения не является адаптивным процессом, поскольку грозит опасными или даже фатальными последствиями. Более безопасно наблюдать за агрессивным поведением других; при этом формируется «представление о том, как выстраивается поведение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руководством к действию» [17, с.423].

Данное  предположение подтверждается массой экспериментальных данных. В исследованиях  подобного толка и дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей. И возможно, еще большее значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, во всяком случае, остаются безнаказанными — это часто вдохновляет на подобное поведение. Иллюстрацией этому служат драматические и часто трагические примеры, когда вслед за сообщениями в средствах массовой информации о необычных формах насилия похожие события происходят очень далеко от тех мест, где они были первоначально зафиксированы.

Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция