Агрессивность младших школьников и ее коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ.docx

— 309.66 Кб (Скачать)

способствовать  осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к  размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

Методы, используемые на занятиях:

танцевальные  упражнения;

упражнения  на визуализацию образов;

игры;

лепка;

обсуждение;

релаксация.

Программа по глинотерапии «Волшебная глина» рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, возраст участников – 7–10 лет.

Количество  – 10 занятий. Время проведения занятия  – 50 мин.

Всего – 8 часов 30 мин.

Учебно-тематический план

Занятие №1

Тема: «Знакомство с глиной».

Занятие №2

Тема: «Образ из шара».

Занятие №3

Тема: «Мое настроение».

Занятие №4

Тема: «Мой человечек».

Занятие №5

Тема: «Мой страх».

Занятие №6

Тема: «Мой гнев».

Занятие №7

Тема: «Моя грусть».

Занятие №8

Тема: «Моя радость».

Занятие №9

Тема: «Мой образ».

Занятие №10

Тема: «Совместная лепка».

Занятие №1

Тема: «Знакомство  с глиной».

Цель  занятия: способствовать снятию мышечных зажимов, эмоциональной разрядке.

Задачи: познакомить детей с глиной в  разных состояниях, обучить приемам  работы с глиной, развивать сенсорные  ощущения, творческое воображение, развивать  спонтанность в выражении чувств. Выработать навыки расслабления и снятия напряжения. Создание дружеской обстановки, снятие тревожности, напряжения, стабилизация психоэмоционального состояния.

Материал: стаканчики с водой, глина, доска  для лепки (клеенка), салфетки – для  каждого ребенка; аудиозапись с  музыкальными композициями, образцы  глины.

Ход занятия:

1. Разогрев.

«Молекулы».

Психолог  предлагает детям поиграть в игру: «Ребята, сейчас мы немного поиграем, вы все превратитесь в маленькие  частички – атомы, вы будете спокойно двигаться по комнате, будто летать по ней под музыку. Когда я хлопну в ладоши, все атомы будут искать себе пару, вы станете молекулой, когда  вы услышите хлопок, то ищите себе пару, берите друг друга за руки, когда  зазвучит музыка – вы снова атомы».

2. «Знакомимся  с глиной».

Дети  садятся в круг. Психолог рассказывает о глине и показывает детям, какая  бывает глина: сухая, влажная, жидкая.

Психолог: «Ребята, сегодня я хотела бы рассказать вам об удивительном материале, о  глине. Вы все, наверное, знаете, что  из глины делают кирпичи для строительства  домов, гончары из глины создают  посуду, глину используют в лечебных целях – лечат больной орган, рану, делают на лицо маску из глины. Можно сказать, глина – это живая материя, т. к. жизнь есть все: каждая пылинка, каждый атом минерала – все это жизнь.

Ученые  геологи – это те, кто изучает  нашу природу, нашу Землю, наблюдали  за процессом развития минералов  и горных пород. Они вдруг поняли, что все минералы, горные породы обладают свойствами живых существ: способностью уставать, стареть, болеть, отдыхать, дружить, запоминать, проявлять симпатию и антипатию, залечивать раны, бороться за существование. Они зарождаются, растут, достигают своего расцвета и, наконец, разрушаются, а значит, эволюционируют, как и все живое. Сегодня ученые утверждают, что глина – это та же Земля. Глина есть жизнь. Она берет свое начало в первом царстве – царстве минералов. И пронизывает все другие царства: растений, животных, человека, следуя общему закону эволюции от простого к сложному. Считается, что именно глина по своему составу подобна составу печени. Структуры глины обладают уникальными возможностями записи и переноса информации. Некоторые разновидности глин обладают памятью. Посмотрите, какая бывает глина… (показ глины в разных состояниях)».

Далее дети по просьбе психолога выбирают себе места за столами, на которых  стоит тарелка с глиной и вода. Психолог предлагает вымесить глину  так, чтобы она стала похожа на тесто. Психолог комментирует процесс  вымешивания глины: «Вы можете вымесить глину одной рукой или двумя, можете понемногу подливать воду в сухую глину, можете месить глину  как тесто ладонями, пальцами… Почувствуйте глину на ощупь. Какая она? Нравится ли вам глина сухая, влажная, холодная?»

Когда процесс вымешивания глины закончится, психолог предлагает поиграть с глиной и сделать следующие действия с глиной:

– погрузить руки в глину;

– сжать, смять глину;

– растянуть ее;

– вытягивать глину;

– разрывать глину;

– протыкать ее;

– расплющить глину;

– сделать дырки;

– придать форму волны;

– скрутить глину.

Психолог: «Закройте глаза. Знайте, что при  закрытых глазах ваши пальцы и руки более чувствительны к глине. Когда ваши глаза открыты, они  могут менять ваши ощущения. Попробуйте лепить с открытыми и закрытыми  глазами… Посидите немного, положив руки на глину. Подружитесь с куском глины. Он гладкий? Корявый? Плотный? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьмите его и поддержите. Легкий он или тяжелый?… Теперь я хочу, чтобы вы отщипнули кусочек от куска глины. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте медленно, а потом быстрее… Сожмите вашу глину… теперь разгладьте ее, используйте большие пальцы, ладонь. После того, как вы разгладите глину, ощупайте места, которые вы разгладили… соедините все вместе, чтобы получился шар… проткните глину. Собирайте ее и ударяйте по ней… Соберите глину… Разрывайте ее, отрывайте маленькие и большие кусочки, соедините их. Протыкайте глину пальцами… Пальцем проковыряйте в ней дырку, еще несколько дыр… Ощупайте края дыры, которую вы сделали… Соберите глину и попробуйте нанести на не линии, волны, ударяя по ней, используйте пальцы, ладони, ребро ладони…Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становится все тоньше и тоньше и длиннее… оберните ею сою руку или свой палец… Возьмите на минуту обеими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо его знаете».

Во время  выполнения детьми действий с глиной, психолог может спрашивать детей: «Нравится  ли тебе то, что ты сейчас делаешь  с глиной? Что ты чувствуешь в  этот момент? Как еще хочется поиграть с глиной?»

3. «Лепим  шар».

Психолог  включает музыку для релаксации и  просит детей скатать шар из глины, чтобы шар был гладким, похожим  на мяч. Данное упражнение помогает ребенку  сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.

4. «Ласковые  ладошки».

Дети  становятся в круг друг за другом, под  спокойную музыку, и каждый последующий  гладит впереди стоящего по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь).

Завершение.

5. «Аплодисменты  по кругу».

Психолог: «Мы хорошо поработали сегодня, и  мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала  звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Давайте  поблагодарим друг друга за сегодняшнюю  работу».

Психолог  начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого ит. д. последнему участнику аплодирует уже вся  группа.

Занятие №4

Тема: «Мой человечек».

Цель  занятия: способствовать развитию творческого  воображения, фантазии, процесса самопознания.

Задачи: улучшить настроение детей, настроить  детей на непринужденное поведение, развивать различные виды чувствительности, развивать воображение, способствовать получению позитивного жизненного опыта.

Материал: стаканчики с водой, глина, доска  для лепки (клеенка), салфетки – для  каждого ребенка; аудиозапись с  музыкальными композициями.

Ход занятия:

1. Разогрев.

«Внимание».

Все дети встают в шеренгу, повернувшись лицом  к ведущему. Психолог встает около  одного из концов шеренги и говорит: «Необходимо стремиться выполнить  каждое задание как можно точнее. Задание первое: надо расположиться  в шеренге так, чтобы здесь, около  меня, стоял самый высокий из вас, а на другом конце шеренги –  тот, у кого самый небольшой рост. Начали!. Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, на другом конце шеренги – с самыми светлыми волосами…».

2. «Лепим  героя».

Психолог  предлагает детям сесть круг, включает музыку и просит детей подвигаться  так, как им хочется, можно двигать  кистями рук, плечами, головой, туловищем. Потом психолог говорит: «Замрите в той позе, в какой вы есть. Закройте глаза. Представьте себе, что вы перелистываете книгу с приключениями. Вы листаете ее, разглядываете рисунки, и видите героев в такой же, как у вас позе. Что вы можете сказать о герое? Какое приключение он переживает?… Я предлагаю вам слепить этого героя».

3. Анализ  детских работ.

Психолог  по окончании лепки проводит обсуждение:

– Что у тебя получилось?

– Как хочется назвать героя приключения?

– Что он собрался делать?

– Что ты чувствовал, когда его лепил?

– Кого он тебе напоминает?

– Что твой герой хотел бы нам все нам сказать?

– Нравится ли тебе то, что получилось?

4. «Сказочный  лес».

Психолог: «Представьте, что вы находитесь в  сказочном лесу. В этом лесу растет много различных деревьев, кустов и цветов. Почувствуйте себя одним  из них и изобразите его. Скажите, какое вы дерево (куст, цветок)… Теперь представьте себе, что в вашем  лесу стал дуть сильный ветер. Вашему дереву необходим выстоять, для этого оно должно почувствовать свою крепость, силу и гибкость… Ветер в сказочном лесу бывает разным. Сейчас он теплый, даже горячий. И вдруг подул холодный, колючий ветер, деревьям стало холодно… А вот снова выглянуло солнышко, и деревьям стало тепло, легкий ветерок обдувает их. Он кружит над сказочным лесом. Вы превращаетесь в сильный ветер, настоящий ураган… Вдруг ураган стихает, и вы превращаетесь в теплый нежный ветерок, свободный и легкий».

Завершение.

«Аплодисменты по кругу».

Психолог: «Мы хорошо поработали сегодня, и  мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала  звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Давайте  поблагодарим друг друга за сегодняшнюю  работу».

Психолог  начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого ит. д. последнему участнику аплодирует уже вся  группа.

Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция