Агрессивность младших школьников и ее коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ.docx

— 309.66 Кб (Скачать)
 

Несмотря  на некоторые довольно значимые различия показателей шкал, агрессивное поведение  детей -2классников не отличается от поведения  детей -3классников количественно. Это  могут подтвердить значения вторичных  индексов враждебности и агрессивности, показатели которых отличаются у  этих двух групп школьников крайне незначительно (см. Рис. 7). Тем не менее, нельзя не отметить несколько повышенные значения индекса враждебности, что может быть вызвано продолжающимся противопоставлением ребенком себя окружающему миру и неадекватное реагирование на критику окружающих. 

 

2 класс                                                                         3 класс

Рис. 7. Значения индексов методики А.Басса и А.Дарки (2 и 3 классы)

Условные  обозначения: 1— индекс враждебности, 2— индекс агрессивности.

Из рисунка  видно, что количественно показатели и распределение значений индекса  практически не отличается. Следовательно, у 3классников по сравнению с 2классниками  не повышается агрессивность или  враждебность, а меняется структура  этих комплексных показателей. Характер этих изменений уже был описан выше.

На основании  данных исследования были сделаны следующие  выводы.

1) в  процессе социализации у данной  группы детей не произошло  увеличение или уменьшение интенсивности  проявлений агрессивного поведения,  однако структура агрессивного  поведения претерпела определённые  изменения.

2)несмотря  на некоторые довольно значимые  различия показателей, агрессивное  поведение детей - 2классников  не отличается от поведения  детей - 3классников количественно.

Директору Мамутиной И.В. были предложены следующие рекомендации:

1) Социальному  педагогу провести разъяснительные  беседы с родителям учеников, характеризующихся высокими показателями агрессивности.

2) Предоставить  родителям необходимую информацию  относительно происходящих с  детьми социально-психологических  изменений и стратегии обращения  с такими детьми.

3) Школьному  психологу провести дополнительное  исследование с целью определения  состояния межличностных отношений  в классе и на основе полученных  данных провести групповую психокоррекционную работу с проблемными учениками.

По тесту  школьной тревожности Филлипса были получены следующие результаты:

Нами  были обработаны и составлены таблицы, диаграммы, графики по всем восьми шкалам. Также были выделены все значения в соответствующую таблицу и представлены не только индивидуальные показатели, но и общие для всех учащихся 2 и 3 класса.

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация  потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуативной проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям окружающих

Низкая  физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы  и страхи в отношениях с учителями

Фактор  общей тревожности в школе  говорит о том, что общее эмоциональное  состояние ребенка напрямую зависит  от того, как он включается в жизнь  школы. 

Рис. 8. Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 3 класс. 

Из рис. 8 видно, что по классу большинство учеников имеют умеренную выраженность общей тревожности в школе. Это говорит о том, что они включены в общественную жизнь не совсем еще полностью. Так как они пока занимают больше личностную позицию, а не общественную.

 

Рис. 9 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 2 класс. 

Из рис. 9 видно, что у учеников 2 класса показатели значений общей школьной тревожности выше, по сравнению с показателями у учеников 3 класса. Это может говорить об общем эмоциональном состоянии детей, когда они большое количество факторов окружающей среды воспринимают субъективно как тревожные. Большинство в классе набрали средние показатели тревожности – 54%. Низкий уровень занимают всего 7% учеников.

Из рис. 9 видно, что общая тревожность в 3 классе имеет умеренную выраженность, по сравнению с показателями общей школьной тревожности во 2 классе. Были предложены следующие рекомендации:

1) Социальному  педагогу провести разъяснительные  беседы с родителям учеников, характеризующихся повышенными показателями тревожности.

2) Предоставить  родителям необходимую информацию  относительно происходящих с  детьми социально-психологических  изменений и стратегии обращения  с такими детьми.

3) Школьному  психологу провести дополнительное  исследование с целью определения  состояния межличностных отношений  в классе и на основе полученных  данных провести групповую психокоррекционную работу с проблемными учениками.

Фактор  переживания социального стресса  говорит о том, что эмоциональное  состояние ребенка можно наблюдать  на фоне развития его социальных контактов  с учениками, прежде всего со сверстниками.

Из рис. 10 видно, что по 3 классу ученики в большинстве разделены на две почти равные колонки. Это умеренная выраженность переживания социального стресса и повышенная. Высокий уровень занял один испытуемый. Он набрал 90,9,% что практически невозможно. Это говорит о том, что данный испытуемый относился несерьезно к данному тестированию и на все предлагаемые вопросы отвечал однотипно. 

Рис. 10 Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 3 класс 

Результаты  исследования по методике Филлипса показывают, что большинство учеников имеют умеренную и повышенную степень выраженности данного показателя переживания социального стресса. Здесь указаны также и процентные показатели, набранные испытуемыми в ходе проведенного тестирования. 

Рис. 11 Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 2 класс 

По рис. 11 видно, что на данной диаграмме  распределение показателей значений носит преимущественно выраженный низкий уровень. Он составляет в процентном соотношении почти половину от всех показателей. Это может говорить о том, что эмоциональные состояния  детей, на фоне которых развиваются  социальные контакты друг с другом, носят положительный характер. У  некоторых учеников, 18% - имеются  определенные трудности в межличностном  взаимодействии между одноклассниками. Возможно, это связано с повышенной агрессивностью детей. Показатели учеников, набравшие средние значения по шкале переживания социального стресса имеют скорее ситуативный характер на момент проведения тестирования, когда для них не представлялось особой сложностью или легкостью взаимодействовать со своими сверстниками.

Можно сделать вывод о том, что у  учеников 2 класса по сравнению с  учениками 3 класса имеют сложности  во взаимодействии друг с другом. Это  может быть связано с тенденцией учеников 2 класса острее воспринимать ситуацию общения из за повышенной тревожности и тем самым проявлять свою агрессивность.

Фактор  фрустрации потребности в достижении успеха. 

Рис. 12 Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 3 класс 

Здесь на рис. 12 мы видим, что большинство  детей в 3 классе имеют умеренную  степень выраженности данного фактора - фрустрации потребности в достижении успеха. Значит обстановка в классе не препятствует развитию потребностей учеников в успехе и хорошей успеваемости. Однако имеются ученики, считающие, что они находятся в неблагоприятной  психической обстановке. Они набрали  высокие показатели по данному фактору.

Таким образом, фрустрация потребности в  достижении успеха означает неблагоприятный  психический фон, не позволяющий  ребенку реализовать свои потребности  в успехе, достижении высокого результата и т.д.

Из рисунка  видно, что ученики 3 класса по фактору  фрустрации потребности в достижении успеха занимают низкий уровень. 

Рис. 13 Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 2 класс

По рис. 13 можно судить об относительно неблагоприятном  фоне, которые не позволяют детям  развивать свои потребности в  успехе, а также достижению высоких  результатов в учебе. Большинство  учеников 2 класса имеют средний  уровень по показателю фактора фрустрации потребности в достижении успеха.

Таким образом, ученики 2 класса по сравнению  с учениками 3 класса имеют относительно более напряженную обстановку, связанную  с возможностью реализации своих  потребностей в успехе и достижению высоких результатов в учебе.

Фактор  страха самовыражения. Это негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 

Рис. 14 Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 3 класс 

Из рис. 14 видно, что большинство учеников имеют умеренный показатель по данному фактору. Некоторые ученики испытывают страх и негативные эмоции в тех случаях, когда необходимо высказать свое мнение, ответить на уроке, когда требуется раскрыться, показать свои эмоции. Это может быть связано как с чертами личности (интраверсией), так и с ожиданием неблагоприятных последствий (страх быть публично раскритикованным). 

Рис. 15 Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 2 класс 

Таким образом, большинство учеников имеют  умеренный страх самовыражения  и составляют 76,9% от общего количества в классе. Средний уровень составляют 15,4%, а низкий 7,7% учеников.

А результаты по 2 классу отличаются значительно  по данному критерию. Здесь видно, что большинство детей имеют  страх самовыражения. И может  быть это связано с тем, что  по остальным показателям тревожности  в школе они также набрали  высокие результаты и в связи  с этим испытывают некоторый страх  с ситуацией самовыражения и  предъявления своих способностей окружению  одноклассников.

Фактор  страха ситуации проверки знаний. Фактор страха ситуации проверки знаний означает негативное отношение и переживание  тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

Примерно 23% учеников в классе боятся, что  им придется писать проверочные работы и будет оценивать их остаточные знания. Обычно это характерно для  лиц, чьи родители не одобряют получение  невысокой оценки. Но иногда это  может быть характерно и для отличников. 

 

Рис. 16 Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 3 класс 

Из рис. 16 следует, что 73% имеют низкий уровень страха ситуации проверки знаний, 3,8% имеют повышенный уровень страха СПЗ, а 23% высокий уровень. 

Рис. 17 Значение уровня школьной тревожности  по методике Филлипса 2 класс 

Из рис. 17 видно, что 56% учеников не бояться ситуации проверки знаний и могут предъявлять свои знания и достижения в учебе окружению. Тем не менее, высокие показатели у учеников 2 класса все же может быть связан с тем, что они также и испытывают страх самовыражения по предыдущему показателю.

Таким образом, ученики 2 класса испытывают страх  ситуации проверки знаний больше, по сравнению  с учениками 3 класса. Это говорит  также о страхе публичного выступления, и тесно связан с фактором страха самовыражения.

Фактор  низкой физиологической сопротивляемости обозначает особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость  ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция