Агрессивность младших школьников и ее коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ.docx

— 309.66 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
    2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Концепции  различных теорий формирования  агрессивности

2.2 Возрастные  факторы формирования агрессивности

2.3 Методы  изучения агрессивного поведения  младших школьников

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

3.1 Организация  и проведение исследования агрессивного  поведения

3.2 Диагностика  агрессивного поведения младших  школьников

3.3 Результаты  и их интерпретация

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность. Особенности межличностных отношений  внутри школы, в частности отношения  между учителями и учащимися  и между самими учащимися внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов – от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовная опустошенность детей, влекущая за собой жестокость и агрессивность.

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное  явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая  проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Совокупность  перечисленных качеств приводит, как правило, к чрезмерному прагматизму  в собственных действиях и  выборе средств для достижения цели, дефициту творческого отношения  к ней, а также к трудностям и конфликтам в межличностных отношениях, в связи с чем проблема детской агрессивности является весьма актуальной.

Разработанность. Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и  зарубежной психологии Г.М. Андреева; Т.В. Драгунова., В.И. Жельвис, Ф.С. Сафуанов., Л.М. Семенюк, Антонян Ю.М., Бережкова Е.И., Горьковая И.А., Ениколопов С.Н., Ковалев П.А., Левитов Н.Д., Пинчук Н.В., Реан А.А., Румянцева Т.Г., Слотина Т.В., Соловьева С.Л., Осницкий А.К., Фурманов И.А., Ярмоленко Г.П., Ammon G., Bandura AВ.Г.Василевский, Л.Н.Винокуров, Н.В.Вострокнутов, В.И.Гарбузов, А.В. Запорожец, А.И.Захаров, О.А.Карабанова, В.В.Ковалев, В.В.Лебединский, М.М.Либлинг, О.С.Никольская, Т.С.Пантолик, А.А.Рояк, В.А.Ситаров, Н.Ф.Талызина, И.А.Фурманов, К.Хоментаускас и др.

При рассмотрении проблемы детской агрессивности  особое внимание уделяется биологическим  факторам, влияющим на её развитие. Изучение данного аспекта рассмотрено  в исследованиях Глейзера Б., Гаспаровой Е.М., Левитова Н.Д., Сирса Р., Хекхаузена X. и др. Биологические факторы действуют только в контексте социального окружения. Разделяя точку зрения Берковица Л., считают, что в последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности, как сложного явления, формирующегося под влиянием не только биологических, но и социальных, а также психологических факторов.

Кроме того, агрессивности можно научиться  не только на реальных примерах, но и  на символических, предлагаемых масс-медиа. Так в исследовании Бережковой Е.И., значимыми индивидуально-психологическими характеристиками, влияющими на агрессивность при экспозиции средствами массовой информации социальной агрессии, являются пол и субъект отношения к предлагаемым фрагментам. Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола — она считалась, прежде всего, маскулинным качеством и её исследования проводились преимущественно на мужских выборках. Однако реальность показала, что женщины также нередко проявляют свою агрессивность и поэтому данное качество необходимо изучить в поведении представителей обоих полов.

Исследование  агрессивности младших школьников также осуществлялось, это работы Бережковой Е.И., Копового А.С., Коротченковой Н.И. Однако исследования этой возрастной группы представлены, главным образом, западными исследователями Берковиц Л., Бютнер К., Миллер А., Поппер П., Раншбург И. Более того, в концепции психоаналитического направления младший школьный возраст рассматривается как «латентный», характеризующийся низкой активностью, в том числе невыраженной агрессивностью. Вместе с тем, наличие работ вышеуказанных авторов свидетельствует о том, что различные проявления агрессивности все же имеют место в этом возрасте. Все это делает перспективным рассмотрение агрессии и агрессивности у детей младшего школьного возраста.

В младшем  школьном возрасте в связи с переходом  ребенка в новые социальные отношения  агрессия понимается как реакция, обусловленная  комплексом внутренних и внешних  изменений, социальной направленности. Кризис 7 лет и начало школьного  обучения признаются факторами усугубляющими  «хронические» проблемы детей.

Цель  исследования: изучение особенностей агрессивности в младшем школьном возрасте:

Проанализировать  имеющиеся научные данные относительно личностных особенностей агрессивного поведения младших школьников;

Изучить теоретические концепции формирования агрессивности у детей

Рассмотреть возрастные особенности и новообразования, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.

Выявить и проанализировать взаимосвязь  психологических особенностей тревожности  с агрессивностью в младшем школьном возрасте;

Изучить роль социально-психологических факторов в развитии агрессивности личности по данным отечественной и зарубежной литературы;

Объект  исследования: агрессия

Предмет исследования: психологические особенности  агрессивного поведения у детей  младшего школьного возраста.

Методы  исследования: В ходе исследования была использована комплексная методика, включающая в себя опрос, метод анализа  научной литературы по теме исследования, тестирование, методы математико-статистической обработки. При этом были использованы следующие тесты:

Методика  диагностики агрессивности  Басса – Дарки,

Проективная методика Вагнера  «Рука»

Тест  школьной тревожности  Филлипса

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина(полный вариант)

    Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников: Факторами агрессивности мальчиков являются: «негативное отношении родителя к себе и к ребёнку», «низкий уровень ситуативной тревожности», «низкий уровень социальной адаптации», «высокий уровень личностной тревожности», «беспечность»;

- Факторами  агрессивности девочек являются: «положительное отношение родителя  к себе и к ребёнку», «личностные  характеристики», «сдержанность», «популярность  в сфере эмоциональных межличностных  отношений», «активность родителя»,  «высокий уровень социальной  адаптации».

      Проявления агрессивности младших школьников связаны с наличием таких психологических особенностей, как низкая социальная нормативность, слабая коммуникативная активность, независимость, директивность, беспечность, робость, ситуативная тревожность и неадекватная завышенная самооценка.

Гипотеза  исследования: Имеются психологические особенности связей уровня тревожности с уровнем агрессивности детей младшего школьного возраста.

Практическая  значимость: Результаты данного исследования могут использоваться психологами, учителями.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

1.1 Проблемы  агрессивного поведения, в работах  зарубежных и отечественных ученных 

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем дошкольном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон [5, с.19], считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

1. Агрессия  обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда  жертве;

2. В  качестве агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда  или ущерба живым организмам;

3. Жертвы  должны обладать мотивацией избегания  подобного обращения с собой.

Одна  из главных проблем в определении  агрессии в том, что этот термин подразумевает  большое разнообразие действий. Когда  люди характеризуют кого- то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

Согласно  одному из определений, предложенному  Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе  определение, предложенное, несколькими  известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или  иные действия были квалифицированы  как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или  оскорбления, а не просто приводить  к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная  Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [29, с.37].

Ввиду того, что проявления агрессии у  людей бесконечны и многообразны, весьма полезным, оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.

Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [17, с.54].

Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [25, с.86].

“Психологический  словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям  или вызывающее у них психологический  дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессия  как инстинктивное  поведение: психоаналитический подход. В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов.

Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция