Тема жизни и смерти в творчестве Юкио Мисимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Тематика творчества японского писателя Юкио Мисимы (1925-1970) (яп. 三島 由紀夫), как нам кажется, при первом знакомстве с ней производит впечатление сугубо оригинальной. Эстетическая система, посвященная рассмотрению различных аспектов взаимоотношения индивида с подавляющей и деструктивной красотой, привлекающая кроме красоты в качестве основного концепта смерть и жизнь и использующая как эстетические агенты такие объекты и понятия, как самоубийство, красота оружия, внутренностей и т.д., весьма специфична

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ЖИЗНИ И
СМЕРТИ КАК ОСНОВЫХ ТЕМ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО МИСИМЫ 12
1.1Особенности творческих взглядов в начале литературного пути
писателя 12
1.2 Литературный расцвет творчества японского трансформатора 23
2 ФИЛОСОФСКАЯ ТАНАТОЛОГИЯ В ПОЗДНЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО МИСИМЫ 29
2.1 Влияние самурайско-синтоистской эстетики на мироощущение
и произведения Юкио Мисимы на позднем этапе его творчества 29
2.2 Проблема «жизни и смерти» в японской литературе (на примере
трудов Юкио Мисимы) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 188.30 Кб (Скачать)

  Повесть буквально пронизана эстетизмом. По мнению критиков (К. Огава, Дж. Натан), в своей первой повести Мисима выражает то желание, которое будет сопровождать его всю жизнь, — желание эстетического экстаза физической смерти. «Уравнение, выводимое из «Леса», можно сформулировать так: Судьба (жизнь) — Красота — Смерть». [8]

  3. Для исповедальности в раннем творчестве писателя характерен мотив комплексов неполноценности и вины за свою неполноценность перед прекрасным в своей «завершённости» миром. В роли символа самодостаточного мира вполне может выступать тот самый киотский храм Кинкакудзи, описанный в романе «Золотой храм».

  Настоящую популярность Мисиме принёс  роман  «Исповедь маски», написанный в традиционном для Японии биографическом жанре  — «ватакуси-сесэцу».  В нём 24-летний автор с бесстрастностью опытного патологоанатома препарирует собственные  чувства и юношеские переживания, предлагая читателю заглянуть туда, куда посторонних обычно не пускают  — в свой внутренний мир. «Все говорят, что жизнь - сцена. Но для большинства  людей это не становится навязчивой идеей, а если и становится, то не в таком раннем возрасте, как у  меня. Когда кончилось моё детство, я уже был твёрдо убеждён в  непреложности этой истины и намеревался  сыграть отведённую мне роль, ни за что, не обнаруживая своей настоящей  сути».  Это признание, в котором, на наш взгляд,  ключ ко многим поступкам  Мисимы, прирождённого лицедея и  мистификатора, - из романа «Исповедь  маски» (1949), произведения скрупулёзно, безжалостно автобиографичного. Двадцатичетырёхлетний  автор попытался, препарируя свою смятённую, изломанную душу, «избавиться от сидящего внутри чудовища», от тяготеющих над  ним с детства мрачных теней. В романе «Исповедь маски» раскрывается мир тихого, болезненного мальчика Кимитакэ Хираока ...

  Написанная  чрезвычайно ярко, книга действительно  становится исповедью, в которой  Мисима признаётся в собственной  гомосексуальности (впрочем, многие исследователи  считают, что у него не было в этом смысле чёткой ориентации и склоняются к версии бисексуализма) и в садистской предрасположенности.

  В этой книге Мисима надеялся найти  источник своей увлеченности смертью. Источник этот он видит в своей ненормальности, физической извращенности. Он безжалостно приводит своего героя (себя) к выводу, что тот — скрытый гомосексуалист и, что еще хуже — человек, лишенный возможности ощущать страсть и даже жить без садомазохистических фантазий о крови и смерти. Эти моменты он находит в своем характере и подтверждает примерами из прошлого. После публикации этой книги за Мисимой прочно закрепляется репутация мастера психологической прозы. Действие в его произведениях играет незначительную роль, развивается медленно и присутствует исключительно в необходимых для полного раскрытия душевных качеств персонажей количествах.

  Роман "Золотой Храм", по мнению критиков,  можно назвать эстетическим манифестом Мисимы. В этом романе Мисима констатирует свои взгляды на природу вещей. Он способен видеть Красоту не только там, где её находит обычный человек: «Почему вид обнажённых человеческих внутренностей считается ужасным?» Смерть вот что притягивает его внимание с раннего детства. Она не даёт ему покоя, он грезит ею, что считается отклонением даже в стране, где испокон веков существовало особое отношение к смерти. Писатель становится певцом Смерти. Именно к этому он шёл всю свою жизнь, терзаясь своей непохожестью на других людей, борясь с самим собой, с собственной сущностью, но всякий раз проигрывая, - взятый им в юношестве псевдоним Мисима, написанный другими иероглифами, означает «Зачарованный - Смертью – Дьявол». [9]

  Конец  пятидесятых, начало  шестидесятых -  это  период, когда  Мисима примеряет  маску нигилизма, изучая анатомию этого  явления со свойственной ему обстоятельностью.  В 1959  году выходит роман «Дом Кёко»,  который писатель назвал  своим  «исследованием  нигилизма».  Он  писал:  «Персонажи  мечутся, повинуясь  зову  своих склонностей,  профессий и сексуальных влечений, но  в конце концов  все дороги,  сколь бы  извилисты они ни  были,  приводят к нигилизму».[10]

  4. Безусловно, прекрасным было для Мисимы (особенно на позднем этапе его творчества) «героическое» и  «бесконечно прекрасное» самоубийство сэппуку.

       В героическом и прекрасном  самоубийстве сэппуку Мисима видит трансцендентирующий акт, выводящий человека на прямой контакт с миром прекрасного. Впрочем, эта самурайско-синтоистская эстетика не стала для Мисимы ответом на его «проклятые вопросы», к тому же увлечение подобной эстетикой характерно лишь для определенного этапа развития тематической системы Мисимы. Харакири, средневековый способ самоубийства, как нельзя лучше подходил для целей Мисимы,  сочетая в себе  и кровь,  и невыносимые страдания. А поскольку харакири считалось привилегией самурайского  сословия,  истинно японским «изобретением»,  то, для того  чтобы прибегнуть  к нему  во  второй половине  двадцатого   столетия,   требовалось   стать крайним,  фанатичным националистом. Вот дорога, которой отныне пойдет Мисима.

  Всю свою жизнь Мисима испытывал глубочайший  интерес и почтение к самурайскому мироощущению, стараясь осмыслить и  прочувствовать его философию.

  Для Мисимы (в соответствии с духом  «Хагакурэ») важна даже не фактическая  смерть, а решимость умереть. «Смерть  от болезни - дело рук Природы, тогда  как добровольная смерть - проявление воли человека». Если человек лелеет смерть в своем сердце, если он готов  к тому, чтобы умереть в любое  мгновение, он не совершит ошибки. Человек  ошибается только в том случае, если ему не удается умереть в  нужное время. Из философии смерти следует  и самурайская философия жизни: «Воистину жизнь человека длится только одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь». Жизнь и  смерть написаны на двух сторонах одного щита.

  Интуитивные стремления Мисимы к самоуничтожению, как венцу прекрасного творения трансформировались в убежденность, в Главную Идею. Это не было для него неожиданностью. Это было свидетельством зрелости. «Счастливую полноту бытия способна обеспечить только смерть». «Мужчина входит в соприкосновение с прекрасным только когда погибает трагической смертью».

  Здесь, возможно имеет смысл подробнее  сказать о  той роли, что играла смерть в творчестве Мисимы. Смерть для Мисимы, особенно на ранних этапах его творчества, ассоциировалась  с Прекрасным, часто вообще приравнивалась к прекрасному.

  В отношения с прекрасным смерть вторгается следующим образом. В ситуации желания  героев раствориться в Прекрасном, Мисима моделирует ситуацию самоубийства сэппуку, когда с помощью красивой, предельно эстетизированной смерти происходит активное приобщение к миру прекрасного. Под сэппуку Мисима понимает творческую реализацию человеком потенции, исходящей от мира прекрасного как своеобразный вызов, воплощение этой потенции в эмпирической деятельности. Сэппуку – это действенное, оперативное и непосредственной воплощение красоты, доступное человеку в этом мире и, одновременно, выводящее его за пределы этого мира.

  В своем позднем творчестве, по мнению исследователей,  Мисима был склонен  разделять темы прекрасного и смерти, наделять их различными функциями в своей эстетической системе. Так, тема смерти переходит в тему Времени, постепенно подменяется понятием Времени как универсального потока бытия.

  «В  нашей жизни смерть изобилует. Мы никогда не испытываем недостатка в  упоминаниях о ней – похороны, кладбища, завядшие похоронные букеты, воспоминания об умерших, смерти друзей и, затем, ожидание нашей собственной  смерти. Кто знает? Может быть, неким  своеобразным способом, мертвые заботятся  о жизни. Может, они постоянно  смотрят в нашем направлении  из их земли -  на наши города, наши школы, на дымящие трубы наших фабрик, на каждого из нас, кто, один за другим, переходит обратно из смерти в  землю живых. Я хочу сказать, что, возможно, реинкарнация это всего  лишь идея, переворачивающая наоборот идею о том, что  мы, живые, наблюдаем  смерть, идея, выражающая взгляд на жизнь  со стороны мертвых».

  Эта мысль показывает, с какой метафизической точки зрения Мисима склонен в  период написания своей романной тетралогии рассматривать тему смерти. Эта мысль, по сути, утверждает преимущество смерти над жизнью (если люди приходят из небытия  в жизнь, чтобы затем  опять уйти в небытие), ее вселенское всецарствие. И эта идея, глубоко восточная по своей сути, все же скорее идея именно Времени, Моря Времени (времени не в обычном его понимании, но времени сродни небытию), из которого все происходит и в которое все возвращается. Эта идея показывает, насколько глубока мировоззренческая эволюция  Мисимы, ведь если раньше объектами его эстетического поклонения были совершенные молодые тела юношей атлетического сложения и их «прекрасное» самоубийство, то теперь, по сути, идея тела, «обычной» физической смерти вообще отрицает, «растворяясь» в этой концепции Потока Времени.

  Акт сэппуку, акт смерти по Мисиме призван «разрушить все противоположенности, разрушить двойственность тела и души и, пожалуй, разрушить само время».

  Смерть, таким образом, как бы уравнивает человека и прекрасное. Ведь за счет своей трансцендентности красота не только существует по другим законам, но и вообще присутствует в другом, потустороннем мире. То есть в обычных условиях нашего мира контакт, слияние с ней заведомо невозможны. Нужно, чтобы оба «контактирующих» (индивид и прекрасное) находились в одном положение, в одном состоянии. Отсюда два выхода. Первый – это «вырвать» красоту из ее потустороннего мира и водворить в наш мир. Это пытался сделать герой «Золотого Храма», у него ничего не получилось. Или, в чем заключается второй выход, нужно самому перейти, так сказать, в трансцендентное состояние, покинуть этот мир, приобретя равные с красотой метафизические свойства. Что и достигается с помощью самоубийства.[11]

  Научно-методическая база исследования.

  Методологической  основой исследования дипломной работы является аналитический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.

  Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ темы жизни и смерти в творческой системе Юкио Мисимы.

  Также необходимым при написании этой работы оказалось привлечение методов  философско-эстетического анализа, что, как нам кажется, отнюдь не противоречит изначальной литературоведческой  направленности работы.

  Практическое  значение. Результаты исследования данной темы могут быть полезны для литературоведческих, востоковедческих, философских и культурологических исследований преподавателями и студентами Высших учебных заведений при изучении таких проблем, как специфика восприятия красоты и ее воздействия на индивидуума,  а также реализация темы смерти, самоубийства, трансценденции, смысла жизни, революционности, телесности, религиозности и др. в творчестве рассматриваемого  писателя, в прослеживании различных коннотаций и интертекстуальных связей, возникающих при исследовании данного круга проблем.

  Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения и списка литературы. В основной части содержаться две главы: «Становление и формирование концептов жизни и смерти как основных тем в раннем творчестве Юкио Мисимы», «Философская танатология в позднем творчестве Юкио Мисимы».

  Хронологические рамки охватывают почти весь ХХ век, что естественным образом обусловлено годами жизни и творчества рассматриваемого автора.

  Научная новизна дипломной  работы состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование особенностей творчества Юкио Мисимы, а также прослеживание генезиса таких генеральных тем, как тема смерти, жизни и красоты, и дальнейшей актуализации основных моментов в этой тематике.

  Оригинальность  дипломной работы также состоит в обилии и разноплановости использованных источников, некоторые из которых впервые  вводятся в научный оборот  или же слабо или совсем не изучена в отечественном востоковедении и  современном литературоведении. В дипломной работе проведен комплексный анализ большинства произведений Мисимы с точки зрения темы смерти и жизни.

  Объем: 57

  Количество  использованной литературы: 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1   СТАНОВЛЕНИЕ И  ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ  ЖИЗНИ И 

  СМЕРТИ  КАК ОСНОВЫХ ТЕМ  В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ

    ЮКИО МИСИМЫ                                  

Информация о работе Тема жизни и смерти в творчестве Юкио Мисимы