Тема жизни и смерти в творчестве Юкио Мисимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Тематика творчества японского писателя Юкио Мисимы (1925-1970) (яп. 三島 由紀夫), как нам кажется, при первом знакомстве с ней производит впечатление сугубо оригинальной. Эстетическая система, посвященная рассмотрению различных аспектов взаимоотношения индивида с подавляющей и деструктивной красотой, привлекающая кроме красоты в качестве основного концепта смерть и жизнь и использующая как эстетические агенты такие объекты и понятия, как самоубийство, красота оружия, внутренностей и т.д., весьма специфична

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ЖИЗНИ И
СМЕРТИ КАК ОСНОВЫХ ТЕМ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО МИСИМЫ 12
1.1Особенности творческих взглядов в начале литературного пути
писателя 12
1.2 Литературный расцвет творчества японского трансформатора 23
2 ФИЛОСОФСКАЯ ТАНАТОЛОГИЯ В ПОЗДНЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО МИСИМЫ 29
2.1 Влияние самурайско-синтоистской эстетики на мироощущение
и произведения Юкио Мисимы на позднем этапе его творчества 29
2.2 Проблема «жизни и смерти» в японской литературе (на примере
трудов Юкио Мисимы) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 188.30 Кб (Скачать)
 

  СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3 

1   СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ЖИЗНИ И

СМЕРТИ  КАК ОСНОВЫХ ТЕМ  В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ

ЮКИО  МИСИМЫ                                                                                               12

     1.1Особенности творческих взглядов в начале литературного пути

    писателя                                                                                                              12

    1.2 Литературный  расцвет творчества японского  трансформатора              23                                                                                  

  2 ФИЛОСОФСКАЯ ТАНАТОЛОГИЯ В ПОЗДНЕМ ТВОРЧЕСТВЕ

  ЮКИО МИСИМЫ                                                                                               29                                                                                                                                          

    2.1 Влияние самурайско-синтоистской эстетики на мироощущение

    и произведения  Юкио Мисимы на позднем этапе его  творчества               29

    2.2  Проблема  «жизни и смерти» в японской литературе (на примере

    трудов Юкио Мисимы)                                                                                    36 
     

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  51

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                57 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

     

  Тематика  творчества  японского писателя Юкио Мисимы (1925-1970) (яп. 三島 由紀), как нам кажется,   при первом знакомстве с ней производит впечатление сугубо оригинальной.  Эстетическая система, посвященная рассмотрению различных аспектов взаимоотношения индивида с подавляющей и деструктивной красотой, привлекающая кроме красоты в качестве основного концепта смерть и жизнь и использующая как эстетические агенты такие объекты и понятия, как самоубийство, красота оружия, внутренностей и т.д., весьма специфична.[1]

  Романы  Юкио Мисимы пронизывает японский дух  в своем наичистейшем выражении  – постоянной готовности умереть. Вся его жизнь и всё его творчество направлены на поиск Прекрасного, без которого существование не имеет ни малейшего смысла. Неудивительно, что именно на японских островах родился подобный писатель, в стране с особым мироощущением, когда красоту находишь там, где её и не придёт в голову искать; в вещах обыденных, либо лишённых малейшего налёта поэзии. Где же ещё, кроме как в Японии, стране древних и дивных по красоте церемоний, подарившей мировой культуре уникальный вид поэзии хайку (хокку), мог появиться на свет писатель, для которого Прекрасное стало частью жизни? Он добивался успеха не ради славы, а ради Красоты. Красоты человеческой жизни. И чтобы придать своей биографии неоспоримое совершенство он должен был достойно умереть.[2]

  Все свои произведения Мисима писал так: брал чистый лист бумаги, писал последнее  предложение, а потом все остальное  — с начала. Так же он распорядился и собственной жизнью, ибо с  ранних лет сознательно вел ее к продуманному завершению. Об этом свидетельствует даже взятый им литературный псевдоним. Мисима — значит Завороженный Смертью Дьявол.

             Почти каждый, кто писал о Мисиме, был вынужден начинать, так сказать, с самого конца - с трагических событий 25  ноября. На наш взгляд, это не  просто средство возбуждения читательского интереса - после кровавого спектакля, устроенного на военной базе Итигая, уже невозможно рассматривать феномен Мисимы  иначе как через призму этого дня,  который разъяснил многое,  казавшееся  прежде непонятным, расставил все по своим местам.[3]

  Актуальность  темы дипломной работы обусловлена тем, что попытка рассмотреть все творчество Мисимы через призму философии жизни и смерти позволяет выявить множество ключевых моментов в творчестве и эстетике писателя, а также дает возможность показать генезис, развитие и актуальность определенного круга идей в японской литературе.

  О том, что эта специфическая тематика является актуальной, как нам представляется, говорит популярность Юкио Мисимы.  Об актуальности этого автора свидетельствует, на наш взгляд, достаточно многое. Так, книги Мисимы, 80-летие со дня рождения, которого недавно отметили  во всем мире, регулярно переиздаются и пользуются устойчивой популярностью, постепенно заполняются лакуны в переводе его книг. Сам же он, как нам представляется, был тем подготовительным этапом, который предвосхитил не только массовую популярность и активные переводы Харуки Мураками и других авторов его поколения, но и тот бум японской литературы и культуры, что мы наблюдаем сейчас. При этом не стоит забывать о том, что Мисима, в отличие от того же Мураками, до сих пор отнюдь не так полно переведен на русский язык.

  Все это явно демонстрирует давно  назревшую необходимость в исследовании Мисимы и его художественного  мира.  Актуальность темы исследования к тому же напрямую вытекает, как  нам кажется, из мало изученности  этой темы в научной литературе.  При всем обилии публикаций, посвященных  Мисиме во всем мире, до сих пор нельзя назвать фундаментальную аналитическую  работу, которая бы на время отменила актуальность дальнейших исследований его творчества и на которую ссылались  бы последующие исследования. Притом, что в большинстве существующих работ акцентируется тема необычности  тематики Мисимы и признается, что  феномен красоты был краеугольным камнем художественного мира Мисимы, основополагающего исследования именно по тематике жизни и смерти в творчестве  Мисимы до сих пор, к большому сожалению, не существует.[4]

  Цель дипломной работы  - рассмотреть тему жизни и смерти в творческой системе Юкио Мисимы.

    Задачи исследования:

  1) рассмотреть становление мотивов жизни и смерти как основных тем в творчестве писателя;

  2) проследить генезис темы жизни и смерти в творчестве автора, а также выявить ее  актуальность  для нашего времени;

  3) выявить своеобразие литературного метода  Мисимы;

  4) изучить влияние самурайско-синтоистской эстетики на мироощущение и произведения писателя.

  Объект  исследования. В качестве основного объекта исследования была избрана тематическая система Мисимы во всей ее сложности и разнообразии.    

  Предмет исследования. Непосредственным предметом исследования стала тема жизни и смерти в творчестве Мисимы, своеобразное «наложение» этой тематики на жизнь и судьбу самого писателя.

  Степень научной изученности. При написании предпринятой работы нами привлекались наработки многочисленных и разнообразных течений в мировой философской и культурологической мысли, что объясняется во многом и характером творчества исследуемого писателя, специфической чертой которого становится многоплановость используемого в собственном творчестве материала, синтетичность идейного плана и свойственная литературе прошлого века интертекстуальность самих произведений. Источниками, использованными при написании дипломной работы, стали художественные, публицистические, эссеистические и автобиографические произведения рассматриваемого автора.

 При работе над выпускной работой  нами были использованы первоисточники на английском языке. Такие как:

  1. «Бегство из пустыни. Романтизм и реализм в произведениях Юкио Мисимы и Оэ Кэндзабуро» С. Напиер(«Escape from the wasteland. Romantism and realism in the fiction of Yukio Mishima and Oe Kendzaburo»); 
  2. «Луна в воде. Изучение Танидзаки, Кавабаты и Мисимы» Г. Петерсона («The moon in the water. Understanding Tanizaki, Kawabata and Mishima»);
  3. «Видение недействительности» А. Мангуэла и М. Юсенар («The vision of the void»).

     Особую ценность представила для нас книга известного американского журналиста Джона Натана «Мисима. Биография». Автор биографии Джон Натан близко знал Мисиму в 1960-е годы, переводил несколько его романов и получил от вдовы писателя доступ к множеству уникальных материалов. Дж. Натан проинтервьюировал членов семьи Мисимы, друзей и коллег великого писателя ХХ века. На основе этого уникального материала была написана книга «Мисима. Биография».

  Не менее ценным источником стали статьи Григория Чхартишвили (Бориса Акунина) о Юкио Мисиме. Наиболее полное мнение о Мисиме Г.Чхартишвили дает в предисловии к сборнику «Золотой храм».   Данное предисловие называется «Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или как уничтожить храм». В статье  автор рассматривает  отношение Мисимы к таким вопросам, как жизнь и смерть, их связь с прекрасным через призму его творчества. Также взгляд на творчество и судьбу Юкио Мисимы можно найти в его монографии «Писатель и самоубийство».

 Такие известные журналисты, как Анатолий Рясов, Сергей Курбатов, Андрей Фесюн, Игорь Галкин, Олег Фомин, Сергей Орлов, Сергей Кудрявцев и др. написали немало статей о творчестве Юкио Мисимы. Каждый из этих журналистов дает свою трактовку творчества или отдельных произведений знаменитого японца.

  Также популярный в России писатель Эдуард Лимонов упоминает о Мисиме чуть ли не во всех своих книгах. Мисима является одним из любимых писателей Лимонова. Не будет преувеличением сказать, что Лимонов – своеобразный «продолжатель дела Мисимы», в своем творчестве он нередко  использует элементы художественной системы Мисимы, развивает их, реализуя идеи Мисимы в качестве культурного симулякра.  При написании нашей выпускной работы была использована диссертация кандидата филологических наук, Новикова Александра Сергеевича «Эстетика Мисимы Юкио и европейские представления о красоте». В данной работе  дается подробная характеристика эстетики Ю. Мисимы, ее истоки, представлены компаративистские исследования творческих систем Томаса Манна, Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова, их сходства и особенности.

  Положения, выносимые на защиту:

  1. Для Юкио Мисимы тема жизни, смерти и красоты является, по нашему мнению, темой мономаном: все его творчество является исследованием темы жизни, красоты и смерти. Этой теме подчинены практически все его произведения. Мисима снова и снова рассматривает эту тему, помещая ее в новые обстоятельства. Этот процесс многотруден, трагичен и обречен, но герои в его произведениях все равно стремятся к слиянию с красотой разными способами: путем принижения Красоты до своего уровня и убийства красоты (роман «Золотой храм», «Жажда любви»), путем перенесения творческих поисков  из области искусства в жизнь (роман «Запретные цветы»), путем самоубийства («Патриотизм», «Несущиеся кони») и т.д.

  Задачей, основной целью жизни человека, Мисима усматривает не простое созерцание эстетического, а приближение к  нему. Поведение человека не должно оставаться пассивным почитанием красоты  – оно должно стать активным действием, действием человека «пересоздания» себя из телесного, материального в духовное, в приобщенное к миру прекрасного. И именно здесь Мисима использует смерть.[5]

  2. Можно предположить, что истоки главных тем в творчестве Ю. Мисимы – темы жизни и смерти, уходят корнями в детство писателя. Фантазии у бледного, скрытного мальчика были необычными: в них постоянно фигурировали кровь и смерть, прекрасных принцев рвали на куски свирепые драконы, а если в сказке погибший герой оживал, маленький Кимитакэ вычеркивал счастливый конец. Детство писателя дает достаточно много оснований, как нам представляется,  для различных фрейдистских трактовок его последующего творчества.[6]

  В начале своего творческого пути Мисима был представителем романтической  школы, от которой позже отрекся. 

  В частности, в специальном выпуске журнала «Национальная литература» за 1983 год, посвященном творчеству Мисима, говорится: «Романтическая школа» являла собой пример отхода от политики, интереса к красоте и ее революционной роли. Это — индивидуализм отчаявшихся людей. В их произведениях красота тесно связывалась с понятием «смерть»; виден подчеркнутый нарциссизм, открытое выражение желаний, стремление исполнить их любой ценой». Как нам представляется, именно в то время у Мисимы сформировался синтез взаимосвязи смерти, жизни и прекрасного.[7]

  В шестнадцать  лет Мисима пишет  свое первое значительное  произведение, романтическую повесть «Цветущий  лес». Мысль Мисимы о неразрывной  связи Прекрасного и Смерти находит, на наш взгляд,  своё отражение  почти во всех произведениях этого  прославленного мастера эпатажа. Мисима постепенно подводит своих читателей  к мысли о глубокой философской  обоснованности присутствия смерти в структуре мироздания, в его  индивидуальном человеческом отображении,- как последнего, завершающего штриха жизни.

Информация о работе Тема жизни и смерти в творчестве Юкио Мисимы