Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
40 вопрос. Структурализм.
Структурализм
в лингвистике и
В своих лекциях Соссюр призывал к «научному» исследованию языка, противопоставляя его исторической лингвистике XIX века. В отличие от многочисленных языковых фактов, которыми оперировала историческая лингвистика, новая концепция сводила многообразие лингвистических явлений к системе отношений, в которой элементы языка и их смысл определяется только во взаимодействии друг с другом
Структурная лингвистика исследует систему, «структурное целое», код, а не феномены речи. Работы Р.Якобсона развивают идеи, связанные с пониманием того, что элементы языка могут быть изучены только сквозь призму их функций.
Перенеся многие положения русской формальной школы (в особенности работы раннего Р.Якобсона, В.Шкловского, Б.Эйхенбаума), структурной лингвистики и Пражского лингвистического кружка, на анализ литературы, структуралисты стремились найти универсальные принципы и законы, по которым создается и воспринимается вся литература, научно представить «морфологию» литературы.
СЛОВАМИ ПОПРОЩЕ:Метод, преследующий целью описать структуру мышления художника. Структурализм ставил задачей выяснить отношения между элементами художественного текста. Структурализм исходит из представления, что в произведении есть неразложимые единицы («кванты», «атомы») -это связано с научными открытиями (теория элементарных частиц, структурный анализ и пр.). Понятие структуры стало общенаучным.
Структуральная методика получила свое распространение и в смежных областях гуманитарного знания: лингвистике, искусствоведении, социологии и истории.Структурализм был проникнут пафосом придать гуманитарным наукам статус наук точных; отсюда его стремление к созданию строго выверенного и формализованного понятийного аппарата, основанного на лингвистической терминологии; отсюда пристрастие к логике и математическим формулам, объяснительным схемам и таблицам. Таковы многочисленные схемы и таблицы смыслопорождения любого повествования Греймаса и его последователей, различные модели сюжетосложения, предлагаемые Женнетом, попытка Коке дать алгебраическую формулу «Постороннего» Камю.
Основой методики структурной поэтики является принцип имманентного исследования произведения: художественный текст рассматривается как некоторая данность, которая подвергается анализу как самостоятельное целое. Изучение текста на уровне структурной поэтики не предполагает «выхода» к исторической обстановке, в которой создавалось произведение, его сопоставлению с другими художественными явлениями, к биографии самого писателя. Находясь в рамках текстовой данности, ограничиваясь чисто «внутренним анализом», исследователь выявляет элементы художественного текста и рассматривает связи между ними. Таким образом, каждая часть художественной структуры соотносится с другими компонентами той же структуры. Один из лидеров французского структурализма Ролан Барт называет такой способ анализа произвольно закрытым.
Художественное произведение они стали рассматривать как «систему отношений», где, подобно фонемам в слове, составляющие произведение элементы приобретают смысл лишь во взаимодействии. Особым вниманием у структуралистов стали пользоваться «бинарные» пары или пары– противоположности – «верх–низ», «жизнь–смерть», «свет–тьма» и т.п. Анализ художественного произведения часто сводился к отысканию в нем названных пар.
Структурализм в литературоведении, изучающий словесное искусство как такую систему, элементы которой способны к интеграции и трансформации, возник под влиянием смежных дисциплин (в первую очередь лингвистики, семиотики, логики, этнологии) и за счет переосмысление формального наследия.важно то, что структурализм развивается на основе лингвистической теории и семиотики. Применительно к литературоведению структурализм рассматривает литературный текст как систему второго порядка, которая использует язык, т.е. систему первого порядка. Следовательно, литературный текст можно представить как модель, доступную лингвистическому исследованию.
Методология и
методические приемы структурного анализа
у различных ученых неоднородны. Ролан
Барт и другие французские структуралисты
(Тодоров, Кристева, Греймас) сосредоточили
внимание на теоретических проблемах
и на имменентном анализе поэтических
текстов. Ц. Тодоров в своей книге «Поэтика
прозы» (1971) предлагает в связи с применением
новой структурной методологии новое
построение самой науки и литературе,
различая два наиболее общих подхода к
проблеме изучения литературы, взаимно
дополняющие друг друга:
1) изучение литературного
текста как такового, когда литературное
произведение представляет собой единственный
объект и конечную цель исследования,
именуется им интерпретацией (не совпадающей
с общепринятым в современной науке пониманием
этого термина как истолкования литературного
произведения, постижения его смысла,
идеи, концепции);
2) объектом анализа
становятся уже не отдельные
произведения, а их группы. Исследователь
стремится к установлению
ЗНАЧЕНИЕ
Использование структуралистской методологии продолжается в основном в двух областях: в семиотическом анализе феноменов культуры, а также анализе ограниченного числа формальных структур, комбинации и вариации которых составляют сюжеты в жанрах. Неоценимое значение структурализм имеет для развития концепций структурной и порождающей поэтики, исследований в области нарратологии.
Генетически связаны
структурализм и