Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
Вопрос 23. Проблема жанра: генетико-эволюционный и функциональный аспекты жанровой теории.
Проблема жанра очень сложна и обширна, жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Это связано с различными факторами, например: жанров огромное кол-во (в каждой художественной культуре есть специфичные жанры (хокку, танка - с странах востока), это связано также с тем, что жанры имеют разный исторический объем (одни бытуют на протяжении всей истории (басня), другие же соотнесены с опредленными эпохами (например, литургическая дама в эпоху европейского средневековья). Картина усложняется еще и тем, что одним и тем же словом нередко обозначаются явления глубоко различные (например, элегия - в 7 веке до н.э. произведение строго определенного размера с широким кругом тем: прославление воинов, философские размышления, любовь. Затем у римских поэтов (катул, Овидий) элегия состредотачивалась на любовной тематике, в Новое время - элегия определяется печальным и грустным настроением, сожалением и меланхолией.
Таким образом, представляется следующая постановка проблем: 1. рассматривать жанр с точки зрения родовой принадлежности не корректно (например, Тоска по Родине Цветаевой - можно отнести к эпическому произведению и тд). 2.можно рассматривать с точки зрения нацинальных и иннациональных жанров (не всегда работает). 3. есть жанры актуальные, а есть мертвые.
Жанр - динамичное формально-содержательное единство, емеющее ряд устойчивых признаков (некое жанровое ядро) и выражающее опредленную эстетическую направленность.
К проблеме жанра обращались многие исследователи, кт рассматривали проблемы жанра с разных сторон:
1. Классификационный аспект
2. генетико-эволюционный
3.Функциональный.
1. Генетико-эволюционный
аспект. Его сторонники, а вчастности
Бахтин ("Эстетика словесного
творчества" - "Проблема речевых
жанров") говорят о том, что
возможно объяснить природу
Таким образом,
жанры эволюционируют, но сохраняют
свои первоначальные черты (пусть даже
и в размытом виде, в измененном) - одни
жанры актуализируются, другие - исчезают,
тк жанр - динамичное образование. Например,
сонет (изначально 2 строки (в конце) - сонетный
ключ - являлись самыми важными в произведении,
ради него писались все остальные стихи.
Сейчас же пишут без сонетного ключа, тк
нельзя подвести итог, найти выход). "Война
и мир" - роман эволюционировал до романа-эпопеи
(в связи с осмыслением глобальных исторических
и жизненных событий личности), "Евгений
Онегин" - роман в стихах (здесь о личностном
начале повествуется в стихотворной форме),
"Василий Теркин"Твардовского жанр
- книга про бойца.
2. Функциональный аспект - исследователи говорят о том, что при классификации жанров нужно учитывать время написания, контекст тв-ва писателя и литры вообще, даты написания (особенно в стихотоврениях), место произведения в творческой эволюции писателя. Например, "Вишневый сад" ЧЕхова - сам автор назвал лирической комедией, Немирович назвал драмой, на что Чехов обиделся