Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
Вопрос 27. Барокко и классицизм. Поэтика и взаимодействие.
XVII век можно, наверное, определить как век противоречия.
XVII век был
веком ломки старого
Противоречия
составляют основу произведений искусства
того времени. Художественный облик
эпохи определяют два основных противостоящих
друг другу направления: барокко и классицизм.
В самих этих определениях уже существует
выразительный контраст: если барокко
– слово неясного происхождения, имеющее
несколько значений и употребляющееся
в нескольких языках (использовалось долгое
время в значении «безвкусный, странный,
причудливый»(итал. barocco — «порочный»,
«распущенный», «склонный к излишествам»,
порт. perola barroca — «жемчужина неправильной
формы» (дословно «жемчужина с пороком»)),
то классицизм — слово, пришедшее из латыни
и означающее «образцовый». Барокко и
классицизм в разной степени были распространены
в разных регионах и на разных этапах внутри
этой эпохи.
КЛАССИЦИЗМ нашел
наиболее полное воплощение во французском
искусстве, которому оказалась весьма
созвучной идея служения государю и
государству. кладывается этика, основанная
на подчинении частных интересов государственным,
а приоритет соответственно отдается
долгу, а не чувствам. Герой классицистов
был обязан смирять свои страсти силою
разума, что нашло отражение и в знаменитом
афоризме Декарта: 'Я мыслю, следовательно
я существую'. Король Людовик XIV (1643-1715)
заявлял: 'Государство - это я'. Король-солнце
был по-своему прав, ибо монарх становился
символом консолидирующейся нации, служить
королю означало исполнять государственный
долг.Политическая централизация повлияла
на искусство: дворцы и парки имели симметричное
построение, взгляд зрителя был обращен
к центру. В пятиактной трагедии третий
акт всегда был кульминационным. В королевской
резиденции в Версале был разбит регулярный
парк, украшенный фонтанами и копиями
античных скульптур. Крона деревьев была
подстрижена в виде конусов и шаров, что
тоже было неслучайно. По мысли садово-парковых
архитекторов, природа нуждалась в преобразовании,
ей необходимо было придать правильную
форму.
Французское общество зиждилось на сословных принципах, которые были перенесены и в сферу искусства, разделявшееся на высокое и низкое. Например,в литре Высшие жанры - эпопея, ода, трагедия - воплощали судьбы монархов и их приближенных. Низшие жанры - комедия, сатира, басня - отражали повседневную жизнь простолюдинов. (В России - теория трех штилей Ломоносова - 18 век). Основные положения классицистического искусства были определены Французской Академией, созданной Ришелье. Членам академии надлежало следить за тем, чтобы все пишущие соблюдали единства, разделяли жанры на трагические и комические.кончательно эстетика классицизма сформировалась в трактате Никола Буало (1636-1711) 'Поэтическое искусство'.Поэтическое искусство' Буало - целостная эстетическая система, в которой обозначены цели искусства - прославление монархии - и поэтические средства достижения нужного эффекта. Во главу угла первый литературный теоретик нового времени ставит разумность, целесообразность и правдоподобие, чуждое подражательности. Однако для создания истинного произведения искусства этого мало, нужны еще вкус и талант.
Представители:
Корнель - фр. ("Сид"), Мольер (фр)"Дон
ЖУае", "Тортюфф", Расин (фр) -"Андромаха"
- но следует отметить, что гений выше установок,
поэтому нарущали положения классицизма.
В России - Ломоносов (поздний), Державин,
Фонвизин. Не забыть сказать! о еинстве
времени, места и действия, о сюжете (как
правило, любовный треугольник), восхваление
героев (поэтому жанр Оды очень популярен),герои
четко делятся на положительных и отрицательных,
обращение к формам и образам античных
искусств.
БАРОККО - центр в Италии.оппозиционно по отношению к классицизму. Классицистскому рационализму барокко противопоставляло повышенную эмоциональность и пышность форм. Художникам барокко присущ религиозный мистицизм, реальность мера представляется им иллюзорной. В этом плане весьма показательно название пьесы крупнейшего драматурга эпохи барокко испанца Педро Кальдерона 'Жизнь есть сон' (1634), в которой принц Сехисмундо брошен своим отцом польским королем Басилио в темницу.Поэты барокко исходят из того, что существование человека - это просвет во мраке, мир - юдоль страданий, спасительна только вера во Всевышнего. Литература барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и стремлением к величавости и пышности. В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, внутренняя борьба в душе отдельного человека. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом и его литературу в частности пронизывает вера в реальность духовного начала, величие Бога. В барокко мир понимается как вечная и величественная природа, а человек – ничтожная песчинка – одновременно слит с нею и противостоит ей. Он словно растворяется в мире и становится частицей, которая подчинена законам мира и общества. Одновременно человек в представлении художников барокко подвержен страстям, которые ведут его ко злу.
Для динамичного, стремительно меняющегося мира барокко характерны не только непостоянство и быстротечность, но и соединение полярных явлений – грандиозности зла и величия добра. Для барокко была характерна и другая черта – оно стремилось выявить и обобщить закономерности бытия.Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. а западе в области романа выдающийся представитель — Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы — П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович.